Soggetto cavato
Soggetto cavato (итал., буквально – извлечённая тема), техника композиции в музыке франко-фламандских и итальянских авторов 15–16 вв.
Впервые описана в книге III трактата Дж. Царлино «Основы гармоники» (Zarlino G. Le istitutioni harmoniche. Venezia, 1558. P. 267). Мелодическая фраза «извлекается» из гласных звуков избранного текста, которые совпадают с гласными сольмизационных слогов Гвидонова гексахорда: для «u» используется слог ut (до), для «e» – слог re (ре), для «i» – mi (ми), для «o» – sol (соль), для «a» композитор мог выбирать между слогами fa (фа) и la (ля). Полученная таким образом тема затем разрабатывается как cantus firmus в вокальной полифонической музыке либо как тема инструментальных вариаций.
Самый известный пример soggetto cavato – в мессе Жоскена Депре, посвящённой феррарскому герцогу Эрколе I д’Эсте. Фраза «re-ut-re-ut-re-fa-mi-re» (d-c-d-c-d-f-e-d) произведена из латинизированной формы имени герцога вместе с его титулом – Hercules dux Ferrariae (Эрколе, герцог Феррары). По следам Жоскена две мессы с использованием soggetto cavato написал Жаке Мантуанский. Одна из них – «Ferdinandus dux Calabriae» (Фердинанд, герцог Калабрии), другая называется так же, как у Жоскена («Hercules dux Ferrariae»), но посвящена Эрколе II д’Эсте и базируется на другом, нежели у Жоскена, cantus firmus, извлечённом из панегирической фразы «Hercules vivet usque in aeternum». Аналогичные примеры – в мессах «Carolus Imperator Romanorum Quintus» (имеется в виду Карл V) Люпуса, в «Vivat felix Hercules» Ч. де Роре и у других композиторов 16 в.
Собственную версию техники soggetto cavato применял А. Вилларт. В основе композиции некоторых его мотетов лежат короткие мотивы, которые «извлекаются» из любого слова или словосочетания; например, beati (= re-fa-mi) в мотете «Beati pauperes spiritu», tibi soli (= mi-mi-sol-mi) в мотете «Peccavi supra numerum». Затем они по всем правилам франко-фламандской школы разрабатываются в имитационно-полифонической фактуре. Более традиционно техника применяется в мотетах «Inclite Sfortiadum» и «Victor io salve», посвящённых миланскому герцогу Франческо II Сфорце. Пример использования техники в инструментальной музыке – большой сборник контрапунктических вариаций на тему «Spagna» К. Фесты. Здесь (в № 104) в качестве soggetto cavato фигурируют два мотива: re-mi-fa-ut и mi-fa-re-la, «извлечённые» из имён «католических королей» Фердинанда (Ferdinandus) и Изабеллы (Isabella).
По условиям извлечения нота си, а также другие ноты, выходящие за пределы сольмизационного гексахорда, казалось бы, ограничивают диапазон soggetto cavato. В действительности ограниченность выбора звуковысот композиторы легко преодолевали, используя мутацию. Так, сочиняя cantus firmus в технике soggetto cavato для своей мессы, Ч. де Роре извлёк из текста «Vivat felix Hercules secundus dux Ferrariae quartus» сольмизационные слоги mi-fa-re-mi-re-ut-re-re-ut-ut-ut-re-fa-mi-re-fa-ut, но во избежание тройного повторения высоты (ut-ut-ut) один слог «разрешил» в натуральном гексахорде (до), а два других – в мягком (фа-фа):
Отголоском soggetto cavato в 19–20 вв. можно считать технику извлечения ключевых мотивов из записанных латиницей слов, отдельные буквы которых «расшифровываются» на основе латинской буквенной нотации, включая букву S, интерпретируемую как es (ми-бемоль). Таковы прежде всего имена И. С. Баха (Bach) и Д. Д. Шостаковича (в виде монограммы DSCH), а также криптограммы вроде ABEGG в «Вариациях» op. 1, посвящённых Р. Шуманом несуществующей графине Абегг, или ABHF в «Лирической сюите» А. Берга (Alban Berg), с намёком на интимную связь с Ханной Фукс-Робеттин (Hanna Fuchs-Robettin), мотивы A-F-F-E и S-C-H-A-F-E в Скрипичной сонате op. 72 М. Регера, реагирующего на нападки недружелюбных критиков его музыки (нем. Affe, Schafe – обезьянa, овцы), и т. п.