Имитация (в музыке)
Имита́ция (лат. imitatio – подражание) в многоголосной музыке, повторение мелодии (мотива, фразы, одноголосной темы), непосредственно перед тем прозвучавшей в другом голосе. Основные характеристики имитации – интервал и расстояние вступления (первая характеристика показывает, насколько выше или ниже, вторая – насколько позже имитируемого вступает имитирующий голос). Обычная имитация отличается от канонической непродолжительностью имитирования. По числу имитируемых мелодий имитации делятся на простые и двойные (тройные), по типу повторности – на полные (строгие, свободные) и частичные (в последних чаще имитируется ритмическая, а не интервальная сторона мелодии). В строгих имитациях сохраняются ступеневая (в точных имитациях также тоновая) величина мелодических интервалов и соотношение длительностей; в свободных имитациях возможны как интервальные, так и ритмические изменения. Особые типы имитации – с преобразованиями (в обращении, ракоходе, увеличении, уменьшении), в том числе комбинированные (например, в увеличении и обращении).
Будучи одним из древнейших элементов многоголосия, имитация встречается в музыкальном фольклоре многих народов. В западноевропейской полифонии ранние формы имитационного изложения развились с 12 в. в связи с т. н. техникой перемены голосов (предполагает обмен мелодическими фразами между голосами; яркий пример – английский «Летний канон», около 1300), стали преобладать к 15 в. Имитация – основа имитационных форм (инвенция, ричеркар, фуга и др.), широко используется в экспозиционных, развивающих (одно из главных средств разработки) и завершающих (в том числе как способ варьирования) разделах полифонических и гомофонных форм, часто как деталь фактуры.