Мишустин Михаил Владимирович
Мишу́стин Михаи́л Влади́мирович (род. 3.3.1966, Москва), российский государственный деятель, экономист, председатель Правительства РФ (с 2020), действительный государственный советник 1-го класса (2010). Окончил Московский станкоинструментальный институт (1989).
Биография до 1998 г.
В 1980-х гг. жил в г. Лобня, где окончил школу.
В 1989–1992 гг. учился в аспирантуре Московского станкоинструментального института.
В 1989–1998 гг. работал в некоммерческой организации «Международный компьютерный клуб» (с 1993 закрытое акционерное общество), занимавшейся привлечением и распространением западных компьютерных технологий: директор тестовой лаборатории (1992–1995), заместитель генерального директора (1995–1996), председатель правления (1996–1998). С 1990 г. принимал участие в организации ежегодного Международного компьютерного форума.
На государственной службе (1998–2008)
Помощник, заместитель руководителя Государственной налоговой службы РФ (1998–1999), заместитель министра РФ по налогам и сборам (1999–2004). Был приглашён на работу Б. Г. Фёдоровым как эксперт в сфере информационных технологий. Руководил техническим переоснащением налоговой службы, включавшим в себя: компьютеризацию, внедрение индивидуального налогового номера (ИНН), создание единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), запуск центров обработки данных.
Кандидат (2003), доктор (2010) экономических наук.
Руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (2004–2006). Назначен на должность по рекомендации министра экономического развития и торговли РФ Г. О. Грефа. Занимался сведением данных из разрозненных ведомственных и отраслевых кадастров в единый реестр.
Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (2006–2008). Был инициатором оснащения агентства технологической инфраструктурой.
Деятельность в 2008–2010 гг.
В 2008 г. покинул государственную службу. По приглашению Б. Г. Фёдорова занял пост президента инвестиционной компании UFG Capital Partners (2008–2010), входившей в группу UFG Capital Management (ОФГ Инвест). Курировал международные связи, развитие венчурного инвестирования и технологических инвестиций, инфраструктурные и сельскохозяйственные проекты.
В феврале 2009 г. вошёл в кадровый резерв Президента РФ.
Во главе Федеральной налоговой службы (2010–2020)
В 2010 г. получил приглашение на пост главы Федеральной налоговой службы (ФНС) от министра финансов А. Л. Кудрина, поставившего перед ним цель развеять страхи бизнеса перед налоговой службой. Заявлял о намерении трансформировать ФНС в «сервисную компанию» и перейти на бесконтактное общение с налогоплательщиками.
Инициировал запуск системы личных кабинетов для налогоплательщиков (2012), Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (2016) и Единого реестра записей актов гражданского состояния (2018).
С 2013 г. осуществлял руководство внедрением авторизированных систем контроля за возмещением налога на добавленную стоимость. В 2019 г. завершил перевод контрольно-кассовой техники на автоматизированные системы, предусматривавшие передачу данных о денежных оборотах в реальном времени. В том же году внедрил автоматизированную систему налогового администрирования «Налог-3», призванную объединить управление всей деятельностью ФНС, включая приём, обработку, предоставление данных, анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных и сведений, необходимых для принятия управленческих решений и предоставления информации внешним потребителям.
Прямым результатом проведённых Мишустиным реформ стало повышение эффективности налоговой службы. Если в 2010 г. доля налогов при формировании доходной части бюджета составляла 39 %, то в 2019 г. она составила уже 63 %. За 2012–2019 гг. значительно улучшились позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business: в общем зачёте она поднялась со 120-го на 28-е место, а в сфере налогов – со 102-го на 58-е.
Председатель Правительства РФ (с 2020)
16 января 2020 г. указом президента РФ В. В. Путина назначен председателем Правительства РФ. В своей программной речи в качестве первостепенной задачи Мишустин указал материальную поддержку семьи и детей, а также заявил о необходимости повысить качество управления, восстановить «утраченное доверие между бизнесом и властью» и совершить прорыв в цифровизации. Отвечая на вопросы депутатов, выразил желание превратить Правительство РФ в цифровую платформу и привёл в качестве примера опыт ФНС, старавшейся быть «незаметной» для граждан (Мишустин представил Госдуме свою программу на посту премьера. Главное // РБК).
Одновременно с назначением Мишустина в значительной мере обновился кадровый состав Правительства РФ, изменения затронули заместителей председателя Правительства (6 новых, включая 1-го заместителя) и руководителей 10 министерств. Эксперты отметили, что «Мишустин получил полный карт-бланш» на формирование собственной команды: ключевые посты в Правительстве были распределены между его единомышленниками и коллегами по прошлым местам работы, а также теми членами Правительств прошлых лет, с кем у него были наиболее доверительные отношения. По их оценке, ни один из председателей Правительства в последние 20 лет, за исключением В. В. Путина, не обладал такими кадровыми возможностями (Мишустин смог собрать в правительстве команду единомышленников // Ведомости).
В январе 2020 г. поручил Правительству РФ с Роспотребнадзором разработать комплекс мер по предотвращению распространения инфекции COVID-19 на территории РФ. Регулирование взаимодействия профильных органов власти было возложено на оперативный штаб во главе с заместителем председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой. Тогда же были введены первые ограничения на пересечение государственной границы и сокращено авиационное сообщение с иностранными государствами. В марте дополнил эти меры созданием Координационного совета по противодействию коронавирусу (лично возглавил его) и введением дополнительных ограничений на международные авиарейсы, одновременно приступив к организации чартерных рейсов для перевозок граждан РФ, оказавшихся за рубежом. Также принял решение о задействовании резерва в объёме 300 млрд руб. на стимулирующие выплаты сотрудникам медицинских учреждений, поддержку граждан и отраслей экономики. Для поддержки торговых предприятий и предприятий малого и среднего бизнеса были предоставлены льготные кредиты, а также были упрощены процедуры поставок. В сфере туризма и авиаперевозках были введены отсрочки по налоговым платежам.
В сентябре по поручению Президента РФ приступил к реализации общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Цели плана включали в себя рост реальных доходов населения, восстановление эффективной занятости и платёжеспособного спроса, поддержку малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, ускорение технологического развития экономики на основе цифровизации и повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам. Завершить стадию восстановления предполагалось в июне 2021 г., а июль – декабрь 2021 г. был обозначен как стадия активного роста.
В ноябре по поручению Президента РФ разработал проект оптимизации институтов развития, направленный на повышение эффективности в достижении целей национального развития и ликвидацию дублирования функций между институтами развития и федеральными органами исполнительной власти. В рамках реформы предполагалось объединение ряда институтов со схожими функциями. Из 40 институтов 8 было решено перевести под управление государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (с 2020 Мишустин занимает должность председателя наблюдательного совета корпорации), а ещё 8 ликвидировать с последующим перераспределением их функций между «ВЭБ.РФ» и федеральными органами исполнительной власти.
Одновременно, также в ноябре, инициировал проведение административной реформы, предполагавшей сокращение численности государственного аппарата: федеральных органов власти – на 5 %, территориальных органов – на 10 %, а также установление соответствия между численностью и устройством ведомств. Отдельно было введено требование к заместителям руководителей федеральных органов власти координировать работу не менее двух департаментов или управлений. Всего за январь – март было сокращено более 31 тыс. должностей и расформировано более 60 структурных подразделений власти.
В 2021 г. по поручению Президента РФ возглавил разработку единого плана по достижению национальных целей развития РФ на плановый период до 2030 г. (утверждён 1 октября 2021). Определил стратегические приоритеты Правительства РФ по достижению ключевых национальных целей развития: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; создание возможностей для самореализации и развития талантов; формирование комфортной и безопасной среды для жизни; обеспечение условий для достойного эффективного труда и успешного предпринимательства; цифровая трансформация.
На заседании Совета безопасности РФ 21 февраля 2022 г. заявил о необходимости признать Донецкую Народную Республику (ДНР) и Луганскую Народную Республику (ЛНР) в случае, если дальнейшие переговоры с Западом окажутся безуспешными. Также сообщил, что Правительство РФ провело анализ рисков, связанных с ограничением импорта высокотехнологической продукции, и осуществило необходимые подготовительные мероприятия.
После начала Специальной военной операции на Украине и введения антироссийских санкций инициировал комплекс мер для стабилизации финансово-экономической ситуации. 24 февраля Правительство РФ объявило о приостановлении аукционов по размещению облигаций федерального займа и поддержке компаний, попавших в санкционный список. 1 марта Мишустин лично возглавил Правительственную комиссию по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций и перевёл её в режим работы оперативного штаба.
7 апреля в ежегодном отчёте о деятельности Правительства РФ в Государственной думе обозначил основные её направления по стабилизации российской экономики в условиях санкций: обеспечение бесперебойной работы предприятий, расширение свободы предпринимательства внутри страны, поддержка уязвимых субъектов экономики, обеспечение насыщенности рынка товарами, оказание необходимых мер секторальной поддержки. В частности, было решено выделить 120 млрд руб. на субсидирование ставок для отраслей промышленности и торговли, что позволило выдать льготные кредиты на сумму 1 трлн руб. Кроме того, правительство пошло на серьёзные налоговые послабления и более выгодные условия государственных заказов для предприятий. На меры адресной социальной помощи было решено выделить более 450 млрд руб. Также правительство существенно расширило систему грантов для промышленных предприятий: наибольшие размеры (до 100 % компенсации) были выделены на запуск производства комплектующих для ключевых отраслей.
С октября 2022 г. возглавляет Координационный совет по обеспечению потребностей Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также по поручению Президента РФ осуществляет руководство интеграцией новых регионов РФ (ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей).
В январе 2023 г. заявил о том, что практически полностью были выполнены первоначальные планы по производству военной авиационной и автомобильной техники, ракетно-артиллерийского и бронетанкового вооружения, средств бронезащиты и всесезонного полевого обмундирования для снабжения войск. В качестве основной задачи на новом этапе назвал организацию ежедневного восполнения вооружения, военной техники и обмундирования. Поручил завершить поставку всех недостающих по планам 2022 г. материально-технических средств в войска в полном объёме не позднее февраля.
23 марта 2023 г. в ежегодном отчёте о деятельности Правительства РФ в Государственной думе сообщил, что российская экономика успешно выдержала санкции и вернулась на траекторию роста. Обеспечить это удалось за счёт выделения значительных средств: прямая поддержка из бюджета и Фонда национального благосостояния составила 1,5 трлн руб., 4 трлн руб. было предоставлено в виде льготных кредитов и ещё 1 трлн руб. составили поручительства ВЭБ.РФ. Также Мишустин отчитался о промежуточных результатах интеграции новых регионов: с октября 2022 г. было построено и восстановлено 8,5 тыс. объектов инфраструктуры, отремонтировано около 833 км дорог, пенсионные выплаты были назначены 1,7 млн человек, а прочие меры социальной поддержки – 1 млн человек.
В октябре 2023 г. заявил, что «период адаптации к внешним вызовам в основном пройден», российская экономика «практически полностью восстановилась до докризисного уровня». В качестве задачи на следующие годы обозначил необходимость сохранения динамики роста и поддержку положительных изменений (Совещание по экономическим вопросам // Правительство России).
Научная и преподавательская деятельность
Основатель и научный руководитель (с 2008) Института экономики недвижимости (с 2012 Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости) НИУ «Высшая школа экономики».
Научный руководитель факультета налогов и налогообложения (с 2020 налогов, аудита и бизнес-анализа) Финансового университета при Правительстве РФ (с 2013).
Научные труды
Автор научных публикаций, посвящённых проблемам совершенствования налогообложения, справедливых налоговых оценок, адекватного учёта недвижимости и информатизации системы налогового администрирования.
В кандидатской диссертации «Механизм государственного налогового администрирования в России» предложил осуществить модернизацию налоговой системы за счёт создания единой технологии, стандартизирующей и унифицирующей рабочие процессы на федеральном, региональном и местном уровнях, и централизации процессов обработки данных.
В докторской диссертации «Стратегия формирования имущественного налогообложения в России» и написанной на её основе монографии «Администрирование имущественного налогообложения в России» (2011) обозначил проблему крайне незначительной роли налогообложения имущества в России, особенно в сравнении с другими странами, где оно является одним из основных источников доходов бюджета. В качестве необходимой предпосылки для создания эффективного имущественного налогообложения указал создание соответствующей системы массовой оценки имущества с использованием современных информационных технологий.
В монографии «Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России» (2005) раскрыл сущность и основные проблемы государственного налогового администрирования, его проблемы и перспективы развития. Обозначил необходимость повышения его эффективности за счёт типизации, унификации и стандартизации процессов деятельности налоговых органов. Предложил внедрить информационные системы, в основе которых должно быть автоматизированное выполнение рутинных массовых процессов обработки данных и предоставление информационных услуг.
В книге «Информационно-технологические основы администрирования имущественных налогов» (2007) рассмотрел вопросы администрирования имущественных налогов в тесной связи с государственными информационными ресурсами, определил основные направления комплексного развития кадастра, дал анализ мировой практики массовой оценки недвижимости и предложил схему её осуществления в РФ.
Почётный гражданин г. Лобня (2014).
Награждён орденами Почёта (2012), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2015).