Еланская Екатерина Ильинична
Ела́нская Екатери́на Ильи́нична (13.9.1929, Москва – 16.7.2013, там же; похоронена на Новодевичьем кладбище), российская актриса, режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991), народная артистка РФ (1999).
Дочь К. Н. Еланской и И. Я. Судакова.
В 1951 г. окончила актёрский факультет Школы-студии МХАТ (курс А. М. Карева).
В 1951–1960 гг. актриса Малого театра. Одна из самых удачных работ – роль Лидии («Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина, 1953).
Среди других ролей: Саша («Живой труп» Л. Н. Толстого), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова, оба – 1952), Людмила («Васса Железнова» М. Горького, 1953), Эмилия Галотти («Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга, 1954), Абигайль («Стакан воды» Э. Скриба, 1955), Клара («Пигмалион» Б. Шоу), Славка («Доктор философии» Б. Нушича, оба – 1956), Аннеле («Лето младшего брата» Г. Приеде, 1957), Курносая («Песня о ветре» А. Л. Вейцлера и А. Н. Мишарина, 1960).
В 1960–1963 гг. в Московском театре имени Вл. Маяковского. Играла в постановках Н. П. Охлопкова (Катерина – «Гроза» А. Н. Островского, Воспитательница – «Аристократы» Погодина). Среди других ролей: Зина Пращина («Голубая рапсодия» Погодина), Кира («Проводы белых ночей» Н. Ф. Панова).
По окончании аспирантуры ГИТИСа на кафедре режиссуры (педагог М. О. Кнебель) с 1967 г. начала профессиональную режиссёрскую деятельность: «Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери (1966, Московский драматический театр имени К. С. Станиславского), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1969, Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой), «Вкус черешни» А. Осецкой (1969, театр «Современник») и др.
В 1970 г. на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского поставила спектакль «Почта на юг» по Сент-Экзюпери, воплотив идею В. Э. Мейерхольда об объединении амфитеатра зрительного зала и сцены в полусферу.
В 1976–1978 гг. главный режиссёр Литературно-драматического театра ВТО.
Основатель (1981) и художественный руководитель московского театра «Сфера». Поставила спектакли: «Нездешний вечер» (поэтическая композиция на основе произведений поэтов Серебряного века), «Письма к незнакомке» по А. Моруа и А. Моравиа, «Там, вдали…» по В. М. Шукшину (все – 1981); «Моль» по Погодину, «Перед зеркалом» по В. А. Каверину, «Театр Олби» по пьесе Э. Олби «Смерть Бесси Смит» (все – 1982); «На чём держится мир» (сценическая композиция по пьесе Ж. Ануя «Жаворонок», поэме М. И. Алигер «Зоя», стихам Н. М. Рубцова, Б. Ш. Окуджавы, Ф. Вийона, Арс. А. Тарковского и др.), «До третьих петухов» по Шукшину, «Живи и помни» по одноимённой повести В. Г. Распутина (все – 1983); «Театральный роман» по М. А. Булгакову (1985); «Доктор Живаго» по Б. Л. Пастернаку (1989); «Король, дама, валет» (1995) и «Лолита» (1996) по В. В. Набокову; «Эрик XIV» А. Стриндберга, «Строитель Сольнес» Г. Ибсена (оба – 1998); «Красавец-мужчина» А. Н. Островского (1999); «Люди и страсти» М. Ю. Лермонтова (2000), «Троил и Крессида» У. Шекспира (2005), «Я пришёл дать вам волю» по Шукшину (2007) и др.
Тяготела к яркому, зрелищному театру, органично и изобретательно использовала особенности конструкции театра «Сфера».
Награждена орденами Дружбы (2004), Почёта (2010).
Муж – В. И. Коршунов. Их сын – А. В. Коршунов. Внуки – К. А. Коршунова, С. А. Коршунов.