Моруа Андре
Моруа́ Андре́ (André Maurois; настоящие имя и фамилия Эмиль Саломон Вильгельм Эрзог, Émile Salomon Wilhelm Herzog) (26.7.1885, Эльбёф, близ Руана – 9.10.1967, Нёйи-сюр-Сен), французский писатель, член Французской академии (1938).
Из состоятельной семьи еврейских промышленников. Учился в Руанском коллеже (1897–1901), где проявил склонность к гуманитарным дисциплинам, преимущественно к литературе и эстетике. Работал на суконной фабрике, принадлежавшей отцу. В Первую мировую войну 1914–1918 гг. служил переводчиком в английских войсках. Во время фашистской оккупации Франции жил в США, где преподавал в Университете Канзаса. В 1943–1946 гг. путешествовал по Африке; с 1946 г. жил во Франции.
Дебютировал пронизанными патриотическим пафосом юмористическими повестями о войне: «Полковник Брэмбл и его друзья» («Les silences du colonel Bramble», 1918, русский перевод 1992) и «Речи доктора О’Грэди» («Les discours du docteur O’Grady», 1922). Известность получили созданные в традициях реализма и под влиянием философской концепции Алена социально-психологические романы, посвящённые жизни французских буржуа: «Бернар Кенэ» («Bernard Quesnay», 1926), «Превратности любви» («Climats», 1928, русский перевод 1930), «Семейный круг» («Le cercle de famille», 1932, русский перевод 1966), «Инстинкт счастья» («L’instinct du bonheur», 1934) и др. Наибольшую славу снискали биографические романы «Ариэль, или Жизнь Шелли» («Ariel ou la Vie de Shelley», 1923, русский перевод 1925), «Жизнь Дизраэли» («La vie de Disraeli», 1927, русский перевод 1934), «Дон Жуан, или Жизнь Байрона» («Don Juan ou la vie de Byron», 1930, русский перевод 1936), «Тургенев» («Tourguéniev», 1931, русский перевод 2001), «Рене, или Жизнь Шатобриана» («René ou la vie de Châteaubriand», 1938), «В поисках Марселя Пруста» («A la recherche de Marcel Proust», 1949), «Лелия, или Жизнь Жорж Санд» («Lélia ou la vie de George Sand», 1952; в русском переводе 1967 – «Жорж Санд»), «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго» («Olympio ou la vie de Victor Hugo», 1954, русский перевод 1971), «Три Дюма» («Les trois Dumas», 1957, русский перевод 1962) и др. В биографических сочинениях, отмеченных беспристрастностью изложения, психологизмом и тонким стилистическим изяществом, документальные факты соединяются с романическим вымыслом; теория жанра изложена Моруа в книге «Аспекты биографии» («Aspects de la biographie», 1928). Среди других произведений: сборники эссе, в том числе «Письма незнакомке» («Lettres а̀ l’inconnue», 1956, русский перевод 1983) и «Искусство беседы» («Conversation», 1964, русский перевод 1983); новеллистика; труды по истории Европы и США, книги для детей, автобиография.