Египет. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Еги́пта. Древнейшие памятники искусства Египта относятся к неолиту [Меримде-Бени-Салама, бадарийская и амратская (Нагада I) культуры]. Подробнее о развитии искусства на территории современного Египта с 30 в. до н. э. до 7 в. н. э. см. в статьях Древний Египет и Коптское искусство.
Арабское завоевание Египта началось в 639 г. и завершилось через три года. До этого момента в стране преобладающей религией было христианство, поэтому внедрение новой веры – ислама, в том числе через памятники искусства, имело огромное значение. Первой мусульманской столицей в регионе стал Фустат. Политическую обособленность, несмотря на формальное подчинение багдадскому халифу, Египет получил при династии Тулунидов (868–905). Взлёт в развитии культуры совпал с правлением шиитской династии Фатимидов (909–1171), при которых Египет стал частью нового халифата, простиравшегося от Туниса до Сирии. Противник шиитов Салах ад-Дин основал династию Айюбидов (1169–1252), славу которой принесли победоносные сражения с крестоносцами и завоевание Хиджаза со священными городами Меккой и Мединой. Наибольшей мощи Египет достиг в период Мамлюкского султаната (1250–1517), а затем до начала 20 в. входил в состав Османской империи.
Искусство 7–9 вв.
Первая известная мечеть на территории современного Египта и Северной Африки в целом (641 или 642) располагается в Фустате (ныне в черте Каира) и носит имя арабского полководца Амра ибн аль-Аса. Считается, что изначально она имела вид простого прямоугольного двора с навесом на деревянных столбах. От первоначального здания практически ничего не осталось, лишь на южной стене сохранились невысокие оконные проёмы-арки с деревянными импостами и резными решётками, фланкированные колонками с привозными капителями, которые были добавлены при реконструкции 827 г. К 9 в. относится и нилометр на о. Рода (ныне в черте Каира) – глубокий колодец с центральной колонной, позволявшей отслеживать уровень воды в Ниле. Каменные стены колодца украшены нишами и несут куфические надписи, вниз ведёт винтовая лестница.
Самым известным сооружением основателя династии Тулунидов Ахмада ибн Тулуна стала мечеть его имени, построенная в 876–879 гг. в г. Каттаи (ныне один из районов Каира). Здесь заметно явное влияние архитектуры Аббасидов, в то время правивших Халифатом со столицей в Самарре. От её зодчих строители мечети Ибн Тулуна заимствовали материал – кирпич, наличие минарета и его форму, размеры и композицию плана. Колонная (дворовая) мечеть обнесена галереями и имеет глубокий молитвенный зал с пятью поперечными нефами. Двор окружает аркада из стрельчатых арок на столбах; между арками располагаются небольшие, также стрельчатые, окна, обрамлённые колонками. По сторонам окон помещены розетки разного рисунка. Архивольты арок двора и зала покрывает тонкий стукковый орнамент. Каменный четырёхъярусный минарет высотой около 40 м изначально имел огибающую его спиральную лестницу, аналогичную лестнице минарета аль-Мутаваккиля в Самарре. Существующий нижний ярус минарета мечети Ибн Тулуна в плане имеет прямоугольную форму, второй – круглый, в то время как два верхних – восьмигранные. Ясность и простота форм, большая площадь зданий, изящный декор интерьеров стали характерными чертами египетской архитектуры.
Искусство периода Фатимидов
Фатимидские халифы видели своей целью провозглашение могущества новой державы, сравнимой с Халифатом и Византией. Приверженность течению ислама шиитского толка (исмаилиты) делала египетских правителей непопулярными среди суннитского большинства населения. В ответ халифы демонстрировали свою власть и богатство всеми доступными средствами, особое внимание при этом уделялось области искусства. В 969 г. Фатимиды основали новую столицу – Каир (изначально аль-Кахира), где и в 21 в. существует ряд величественных зданий этой эпохи. Самой прославленной стала мечеть, а ныне университет Аль-Азхар (970–972). Несмотря на многочисленные перестройки, план и декор комплекса сохранились с 10 в. Большой открытый двор-сахн огибают широкие галереи-риваки, молитвенный зал разделён на поперечные нефы, которые по центру прорезает продольный неф. Он ведёт к михрабной нише, перед которой на пересечении осей располагается купол. Стрельчатые арки молитвенного зала и двора поддерживают изящные колонны-сполии, а поле между арками в зале покрыто пышным стукковым декором, отражающим влияние стиля Самарры, а также византийской традиции.
Следующей крупной постройкой фатимидской эпохи стала мечеть аль-Хакима (990–1013). Её планировка повторяет более ранние образцы: двор-сахн, окружённый галереями, молитвенный зал с центральным нефом, разрезающим поперечные нефы, с куполом на пересечении осей перед михрабной нишей. Высокие и узкие стрельчатые арки опираются на мощные столбы. Мечеть лишена пышного убранства, однако в интерьере сохранились ленты куфических надписей разного времени, идущие по стене киблы, в основании куполов, по стенам нефов под потолком. Главный портал с богатым орнаментальным декором похож на древнеримскую триумфальную арку. Два минарета с мощными квадратными в плане основаниями располагаются по углам главного фасада. Первоначально минареты были стройнее: один круглый, другой многогранный, оба украшены богатым каллиграфическим орнаментом. По неясной причине халиф аль-Хаким потребовал уничтожить надписи, но их в обоих случаях просто скрыли за стенами нового нижнего яруса в виде усечённой пирамиды. Верхняя часть минаретов – пышно украшенные балкончики и высокие ребристые купола – результат перестройки начала 14 в.
Ещё один каирский памятник времени Фатимидов – мечеть Аль-Акмар (1125). Небольшое сооружение всего в три нефа глубиной имеет планировку и оформление, схожее с Аль-Азхар. Здесь впервые в Каире положение мечети согласовано с градостроительной ситуацией: фасад, следуя линии важной улицы аль-Муизз, помещён под углом к молитвенному залу, сохранившему традиционную ориентацию на святилище Кааба в Мекке. Примечателен главный портал, который предположительно должен был сочетаться с расположенными на той же улице дворцами халифов. Он поделён на ниши: бо́льшая помещена над входом, оформлена фигурными желобами и центральной розеткой-медальоном с надписью; меньшие боковые содержат мукарнасы (сталактиты; их начали использовать при Фатимидах), орнаменты, полуколонки и т. д.; здесь же вьются ленты надписей затейливым «растительным» почерком куфи.
В период правления Фатимидов получила развитие форма купольного мавзолея-машхада, предназначенного для погребения потомков и сподвижников Пророка, иных почитаемых людей. Лучше всего сохранился машхад аль-Джуюши (1085), состоящий из молитвенного зала, перекрытого куполом, и приземистого многоярусного минарета. Интерес представляет также машхад Сайида Рукайа (1133): его ребристый купол возведён на многограннике, переход к которому от четырёхугольного объёма осуществлён с помощью мукарнасов (приём, ставший характерным для более поздней архитектуры Египта). Центральный михраб считается шедевром резьбы по стукко фатимидской эпохи: глубокие желоба «гофрированного» свода расходятся лучами, которые продолжаются на плоскости стены своеобразным цветком из стрельчатых арочек. Посередине михрабной ниши расположен круглый медальон со сложным каллиграфическим узором.
О светской архитектуре и особенностях планировки Каира как столицы известно в основном лишь из письменных источников. В центре города располагались два дворца, обращённых фасадами друг к другу и соединённых подземным проходом, но от этих величественных сооружений остались только фрагменты деревянных фризов, изображающие повседневную жизнь двора, пиры и охоту на фоне растительных арабесок. В Каире существовали сады, каналы, площади и ипподромы для игры, схожей с поло. При Фатимидах город был обнесён новой крепостной стеной, которая охватила также и мечеть аль-Хаким, изначально располагавшуюся на окраине. Именно возле этой мечети сохранился наиболее показательный участок этой стены и двое ворот – Баб-эн-Наср и Баб-эль-Футух, выстроенных в русле византийской архитектуры христианскими зодчими. Арка ворот фланкирована двумя мощными башнями (квадратными в первом и скруглёнными во втором случае), внутри имеются помещения для стражи.
В Асуане сохранилось т. н. кладбище Фатимидов, большинство мавзолеев которого действительно возведено в эту эпоху, однако использование кирпича-сырца как основного материала не способствовало их сохранности. В интерьерах можно видеть следы резного стукко, что позволяет предположить его активное использование. Многие барабаны мавзолеев завершаются своеобразными зубцами, декорированы фигурными окошками и нишами.
Стремление к роскоши, свойственное культуре Фатимидов, вызвало взлёт в развитии ремёсел. Наиболее прославлены изделия из резного горного хрусталя: кубки, кувшины, флаконы украшались сценками с изображениями животных, а иногда и человеческих фигур; мастера, учитывая особенности преломления света, добивались удивительных эффектов. Многие из фатимидских сосудов сохранились благодаря тому, что попали в Европу (часто – как сосуды для евхаристии); эти образцы предположительно вдохновили европейских мастеров на работу в схожей технике резьбы по стеклу [кубок Святой Ядвиги из Новогрудка (ныне Белоруссия), 13 в., Эрмитаж, Санкт-Петербург].
В 10–11 вв. в Египте приобрела популярность керамика с люстровой, имеющей золотистый оттенок глазурью. Подобные чаши не только украшены орнаментом, но и несут изображения разнообразных животных; часто эти композиции напоминают геральдические – с зайцами, грифонами, гепардами, лошадьми. Нередко изображались также коптские священники, пиршества, всадники и т. д. Крупный, «размашистый» рисунок со свободной линией отличает фатимидскую керамику от люстровых изделий других регионов.
Известно большое значение, придаваемое текстилю, в иерархии предметов роскоши при дворе Фатимидов. Особенно ценились наградные ткани – тиразы, содержавшие вставки-надписи; продолжали производиться коптские ткани с фигуративными изображениями, сохранившие античное влияние в иконографии и сюжетах. Однако эти великолепные ковры и ткани практически полностью утрачены; редкое исключение, позволяющее судить о совершенстве в изготовлении текстиля, которого достигли в фатимидском Египте, – коронационная мантия короля Сицилии Рожера II (1133–1134, Музей истории искусств, Вена), изготовленная арабскими мастерами в Палермо: геральдическая композиция с деревом в центре включает двух львов, нападающих на верблюдов, по нижнему краю идёт надпись; алый шёлк расшит золотой нитью, жемчугом и драгоценными камнями. Высокое художественное качество отличает и само изображение, полное экспрессии.
Золотые, реже серебряные украшения выполнялись в технике филиграни с использованием зерни и эмалевых вставок и декорировались сложным тончайшим орнаментом. Полумесяц – одна из излюбленных форм той эпохи – часто дополнялся конструкцией типа «коробочка», когда каждая из деталей создавалась отдельно. Не менее тонкой была резьба по кости, о чём свидетельствуют ажурные пластины с изображениями сцен охоты и пиршеств («рама» из четырёх узких пластин, 11–12 вв., Музей исламского искусства в составе Государственных музеев Берлина).
Любопытные произведения эпохи Фатимидов – выполненные в технике печати (тарш) свитки-амулеты, верхняя часть которых оформлялась звездой Давида, а дальше следовал текст Корана или молитв. Чаще всего они хранились внутри специальных амулетниц.
Искусство в период династии Айюбидов и Мамлюкского султаната
Эпоха Айюбидов, славная для Египта благодаря победам Салах ад-Дина (Юсуфа ибн Айюба), практически не представлена памятниками архитектуры в современных границах страны: большинство сооружений находятся на территории Сирии. К тенденциям этого времени принадлежат активное крепостное строительство, возведение медресе, а также связанное с покровительством суфиям создание их обителей (ханака, завия). В Каире ключевым памятником этой эпохи является цитадель Салах-ад Дина (Каирская цитадель; начата в 1176, в основном завершена в 1207; площадь ныне 18 га) – единственное сооружение подобного типа в Египте и резиденция египетских султанов (титул правителей из династии Айюбидов и при Мамлюкском султанате); примечателен также мавзолей аш-Шафии (1211; перестроен).
В 1250 г. к власти после переворота пришли мамлюки, образовавшие Мамлюкский султанат – одно из сильнейших государств своего времени. Его вооружённые силы отразили монгольское вторжение (битва при Айн-Джалуте 1260) и успешно воевали с крестоносцами, захватив в 1291 г. их последние владения в Сирии и Палестине. Могущество султаната выразилось в крупномасштабных градостроительных проектах, изготовлении роскошных ковров, тончайшего расписного стекла и манускриптов.
Архитектура этого периода тяготеет к сложным «градообразующим» проектам и комплексам, совмещавшим разные по функции здания. Первое сооружение подобного рода было возведено на улице аль-Муизз в Каире султаном Калауном в 1284–1285 гг.: здесь собраны гробница султана и его сына, мечеть, связанная с медресе, которое, в свою очередь, дополнено госпиталем-маристаном; все они соединены между собой переходами. Единый фасад длиной 67 м оформлен стрельчатыми арками с колонками, окнами, которые забраны узорными решётками, а также орнаментальными лентами с надписями. Входная зона оформлена характерной для этого времени контрастной каменной кладкой в технике аблак. Помещения медресе и маристана организованы вокруг дворов, куда выходят глубокие арочные ниши-айваны. Интерьеры мечети и гробницы оформлены наиболее пышно: здесь использованы резьба по стукко, коринфские капители колонн, сталактитовые расписные своды, каллиграфический орнамент, декор в технике аблак (михраб в гробнице – один из лучших образцов этой техники), резные деревянные решётки-машрабия.
Наибольшую цельность подобная схема приобрела в каирском комплексе султана Хасана (1356–1363), включающего гробницу, мечеть, медресе и т. д. Все помещения расположены вокруг внутреннего двора мечети с четырьмя огромными айванами. В центре двора сооружён фонтан для омовений, перекрытый куполом на барабане с широким карнизом, поддерживаемым мраморными колоннами. Грандиозен восточный айванный зал с михрабом: пышный декор в технике аблак идёт по стене киблы, также использованы полихромная мраморная мозаика, позолота и стукковый рельеф. Помещённый справа от михрабной ниши минбар типичен для средневекового искусства Египта, он пышно украшен и похож на самостоятельное архитектурное сооружение: у подножия лестницы этой высокой кафедры устроена резная деревянная дверь под также выполненным из древесины карнизом с мукарнасами, а над возвышением, где стоял имам, возведён яйцеобразный купол. Пространство мечети освещалось многочисленными стеклянными лампами, свисающими с перекрытий; их типичная форма (горло-раструб и широкое тулово) воспроизводилась в разных материалах, однако стекло использовалось чаще всего. Входной портал комплекса поражает размерами (высота 38 м) и пышным оформлением: ниша завершается сталактитовым сводом, который, судя по всему, был вдохновлён постройками сельджуков Анатолии (медресе Гёк 13 в. в Сивасе, ныне Турция, и др.). Мукарнасы также оформляют переход от стен к куполу в интерьере мавзолея.
Характерная черта мамлюкских построек – использование высоких минаретов, будто вырастающих из стен здания. Многогранные или круглые в плане, они состоят из последовательно уменьшающихся ярусов, разделённых балконами на мукарнасах, и завершаются фонарём с небольшим яйцеобразным куполом.
Многие мемориальные сооружения времени Мамлюкского султаната располагаются на Северном кладбище Каира. Среди них особый интерес представляет комплекс султана аль-Ашрафа Кайтбая (1472–1474) с высоким стройным куполом на тромпах, «затканным» резной арабеской. Комплекс состоит, помимо гробницы самого султана и его сына, из небольшой мечети, медресе, фонтана и ещё ряда построек, объединённых общим фасадом. Фасады и интерьеры оформлены полосатой цветной мозаикой, включают сталактитовые своды и расписные потолки.
Необычайный взлёт переживало искусство книги. Более ранние рукописи практически не сохранились, хотя из источников известно о придворной библиотеке Фатимидов в 6,5 тыс. томов [наиболее известны листы с миниатюрами из манускрипта с текстом зоологического трактата «Мантик аль-Вахш» («Книга животных», араб. منطق الوحش) авторства Каба аль-Ахбара, 11–12 вв., Метрополитен-музей, Нью-Йорк]. В эпоху Мамлюкского султаната особенной славой пользовались иллюминированные рукописи Корана. Для средневековой египетской религиозной книги типичны фронтисписы, заполненные сложными геометрическими узорами.
Стиль миниатюр самобытен, хотя и демонстрирует влияние иракских образцов: небольшие сценки заключены в рамку, часто использован золотой фон, пейзаж и интерьер обозначены лишь отдельными деталями, в то время как практически всё поле изображения заполнено фигурами персонажей с широкими, тюркского типа лицами в декоративно трактованных ярких одеждах (рукопись сборника макам аль-Харири, Австрийская национальная библиотека, Вена, Cod. A. F. 9).
Одним из ключевых мотивов мамлюкского декора, который встречается практически на всех типах поверхностей, был гирих – геометрический орнамент из звёзд и других сложных многогранников, заполняющих плоскость по принципу арабески. Он часто встречается в резьбе по дереву, покрывая боковые стенки минбаров, двери и панели, предметы интерьера. При этом дерево нередко инкрустировалось костью. Геометрические узоры преобладали и в декоре ковров, строившемся одновременно и на изысканных сочетаниях цветов (с преобладанием красного), образующих мерцающий эффект.
Тонкостью и богатством отделки отличались изделия из бронзы и латуни, декорированные в технике гравировки, а в особых случаях – насечки с использованием драгоценных металлов. Предметы часто имели сложную форму (курильницы на витых ножках, подвесные шары для благовоний, фигурные сосуды, чаши, футляры для свитков и т. д.), но даже простая форма дополнялась сложнейшим декором, среди примеров – т. н. баптистерий Святого Людовика (1325–1340, Лувр, Париж). Этот сосуд имеет форму таза с широким бортиком, на стенках которого изображены пешие воины и всадники, а фон полностью покрыт плотным растительным орнаментом.
Процветало производство изделий из расписного стекла. Бутыли, подвесные лампы для мечетей, кубки изготовлялись из высококачественного прозрачного стекла и расписывались яркими эмалевыми красками. Мотивы декора были разнообразны: от каллиграфических надписей до сложных многофигурных сцен. Красочные невесомые предметы восхищали мастеров и на Востоке, и на Западе: так, они оказали прямое влияние на производство венецианского стекла.
Искусство османского периода
В 1516 г. египетские войска потерпели поражение при Мардж-Дабик под Алеппо в Сирии от войск османского султана Селима I, а последний мамлюкский султан – Туман-бай II – был казнён в 1517 г. Архитектура и ремёсла Египта под властью Османской империи потеряли часть своего характера из-за «унифицирующего» османского влияния: здания с египетскими по форме куполами приобрели типичные для османского зодчества остроконечные минареты-«карандаши», а декор включил неизвестные здесь ранее разноцветные изразцовые панно с преобладанием синих тонов.
В это время строилось много сабилей – общественных фонтанов с питьевой водой, особенно типичных для османского градостроительства. В Каире они чаще всего совмещались с куттабами – помещениями для начальных школ. Один из самых характерных примеров – сабиль-куттаб Абд ар-Рахмана Кутхуды (1744), где гармонично соединены османский стиль и местные традиции. Все три фасада двухэтажного здания (с четвёртой стороны располагается пристройка) трактованы одинаково: на нижнем ярусе расположен фонтан, на верхнем – зал для занятий с расписным потолком на колоннах, забранный снаружи деревянными решётками-машрабия. Экстерьер (деревянный резной верхний ярус, пышный карниз с мукарнасами, сдержанный по цвету декор стен в технике аблак) отражает местные вкусы; интерьер при этом оформлен произведёнными в Изнике османскими изразцами.
Культовое строительство при османском владычестве отражает значительную устойчивость местных традиций, что демонстрирует первое османское сооружение в Каире, мечеть Амира Хайрбака (1521): здесь использованы характерные для Египта минареты с ярусами балкончиков на мукарнасах и купол на тромпах. Практически тот же тип повторён в мечети Махмуд-паши (1568), однако здесь уже появился минарет османского типа. Вытеснение египетского стиля заметно в мечетях 19 в.: так, мечеть Мухаммада Али в цитадели Каира (начата в 1828 или 1830, в основном завершена в 1848) уже точно копирует стамбульские образцы.
В сфере художественного ремесла также распространился османский вкус. В Каире по-прежнему производили металлические изделия и деревянные предметы с костяной мозаикой, однако их стиль стал практически неотличим от типичного для других региональных центров Османской империи. Ковроткачество продолжало развиваться благодаря заказам из Стамбула, но декор претерпел изменения. Ковры стали более разноцветными; помимо геометрических, стали появляться османские растительные узоры: тюльпаны, гранаты, листья и побеги винограда и т. д.
Схема планировки и оформления жилых домов складывалась с 13 по 19 вв. Для них характерно деление на зону для приёма гостей, женские покои, использование резных решёток-машрабия в качестве интерьерных перегородок и ограждения балконов и окон; применение деревянных резных панелей и стенных ниш; включение в декор изразцов. Среди примеров – каирский дом-музей Байт аль-Сухайми, чей облик сформировался в 17–18 вв.
В последней трети 19 в. в соответствии с принципами современного западного градостроительства был реконструирован Каир, получивший широкие бульвары и площади (по инициативе Исмаил-паши, под руководством государственного деятеля Али Мубарака), создавались новые города с регулярной планировкой (Исмаилия на Суэцком канале, 1863). Дворцы и общественные сооружения строились по проектам европейских архитекторов (в их числе П. Авоскани, Ю. Франц, К. фон Дибич, М. Херц, А. Лашчак) как в русле западных архитектурных тенденций (дворец Саида Халим-паши в Каире в русле эклектики, 1890-е гг.; неоклассицистическое здание Греко-римского музея в Александрии, 1895), так и в т. н. неоисламском стиле (дворец Гезира в Каире, завершён в 1869, архитекторы Ю. Франц, К. фон Дибич, О. Джонс; ныне в составе гостиничного комплекса Cairo Marriott Hotel).
Искусство 20–21 вв.
Власть Османской империи постепенно становилась всё более условной, особенно в 1882–1914 гг., когда Египет был оккупирован Великобританией, сохранив при этом существенно бо́льшую автономию, чем официальные колонии, и в 1914–1922 гг., когда он имел статус британского протектората. В начале века шло широкое строительство в русле западной архитектуры, часто под влиянием традиций исламского зодчества или с более абстрактными или фантастическими «ориентальными» мотивами. Так, пригород Каира Гелиополис (ныне в черте Каира) строился со 2-й половины 1900-х гг. по схеме «города-сада» по инициативе бельгийского инвестора Э. Л. Ж. Эмпена, в подчёркнуто декоративном эклектичном стиле по проектам архитекторов Э. Жаспара, А. Марселя, К. Робида, Л. Ролена; здесь находятся бетонный дворец Эмпена в виде индуистского храма (1907–1911, архитектор А. Марсель), гостиница «Гелиополис Палас» (1910, архитектор Э. Жаспер; ныне дворец президента Египта Аль-Иттихадия или Аль-Оруба).
Обретённая в 1922 г. Египтом независимость стала важной темой для художественного творчества. В среде интеллектуалов формировалось новое мироощущение, включавшее понимание ценности свободы и важности национального наследия, в том числе культуры Древнего Египта: здесь роль сыграло вызвавшее международный резонанс обнаружение в 1922 г. гробницы фараона Тутанхамона – единственной из гробниц правителей Древнего Египта, которую почти не тронули грабители.
В архитектуре 1920-х – 1930-х гг., описываемой как «египетское возрождение», очевидны отсылки к зодчеству Древнего мира, понимаемому как универсальный знак культурного наследия Египта. Так называемый неофараоновский стиль выразился в монументальности форм и использовании конструктивных и декоративных элементов древнеегипетской архитектуры. Ключевой образец этого стиля – мавзолей государственного и политического деятеля Саада Заглуля в Каире (1927–1931, архитектор Мустафа Фахми). Фахми, семь лет обучавшийся архитектуре в Париже, вдохновлялся идеей создания для родной страны нового художественного языка. Папирусовидные колонны, напоминающий пилон силуэт, характерный карниз и т. д. отсылают к древнеегипетской архитектуре, в то время как в общей композиции ощутимо западное влияние, в декоре прослеживается стилистика ар деко. По поводу выбора древнеегипетских форм для мавзолея национального лидера велись споры, отразившие разнообразие настроений в Египте 1920-х гг. Главным аргументом в пользу древнеегипетского варианта была его универсальность: он подходил всем национальным и религиозным группам (в том числе коптам и иудеям), т. к. обращался к общему великому прошлому.
Продолжалось строительство в русле европейской архитектуры (новое здание вокзала Миср, 1927, и коллеж Сен-Марк, 1928, в Александрии; многоквартирные дома в стиле ар деко в Каире и т. д.).
В скульптуре наибольшим влиянием с идейной точки зрения обладал Махмуд Мухтар. Его знаменитая гранитная скульптурная группа «Возрождение Египта» (установлена в Каире в 1928; с 1955 – у ворот Каирского университета) состоит из фигур пробуждающегося сфинкса и решительно смотрящей вдаль женщины; произведение полно скрытой мощи. Мухтар соединял принципы и мотивы древнеегипетской пластики с темами национального возрождения, создавал обобщённые образы крестьян.
Получила развитие живопись в русле модернистских течений. Под влиянием импрессионизма и фовизма станковые и монументальные произведения создавал ровесник Махмуда Мухтара Мухаммад Наги. Последователями сюрреализма и сторонниками левых идей были участники группы «Искусство и свобода» (Art et Liberté; 1938–1948) Камель эль-Тельмиссани, Рамсес Юнан, Эми Нимр и др. В 1940-х гг. большое влияние на развитие египетского изобразительного искусства оказал художник и педагог Хусейн Юсуф Амин, основатель «Группы современного искусства», который вдохновлял своих учеников на работу в национальном русле. Он призывал обращаться к темам повседневной жизни, характерному для страны мировоззрению; его последователи использовали также этнографические, фольклорные мотивы. В этот период искусство стало восприниматься как зеркало социальных проблем, которое может стать стимулом для изменений к лучшему. Наибольшей индивидуальностью, если рассматривать учеников Хусейна Юсуфа Амина, отличается творчество Абделя Хади аль-Газзара, отразившего колоссальные изменения в социальной и политической жизни Египта середины 20 в. в близком к сюрреализму ключе. Образы и проблемы египетских женщин нашли выражение в творчестве художниц Инджи Афлатун и Гасбии Сирри.
На национальные традиции зодчества опирались архитекторы середины – 2-й половины 20 в. Хассан Фатхи, Абд аль-Вахид аль-Вакил, Рамсес Висса Васеф (строительство из кирпича-сырца, соблюдение человеческого масштаба, пассивные методы солнцезащиты). Одновременно шло строительство согласно принципам международного модернизма (в том числе тропического модернизма): новых городов и районов (города-спутники и пригороды Каира, в том числе Мадинет-Наср, 1960-е гг., архитектор Сайид Карим), общественных и административных зданий (31-этажная офисная башня «Сабет-Сабет» в Каире, 1958, архитектор Наум Шебиб), гостиниц («Палестина» в Александрии, 1960-е гг., ныне «Хельнан Ройял»). В последние десятилетия 20 – 21 вв. египетская архитектура развивается с учётом международных тенденций и местных традиций (здание Нубийского музея в Асуане, 1997, архитектор Махмуд эль-Хаким; небоскрёб Faisal Islamic Bank в Каире, 2000, архитектор Эссам Хафез).
Мастера изобразительного искусства 2-й половины 20 в. обращались к абстракционизму (Мунир Канаан), экспериментировали в области скульптуры (Салах Абд аль-Карим). Как график работал Камаль Амин Авад.
Египетские художники 21 в. используют средства фотографии, видео, мультимедиа, а также живописи, графики, скульптуры [художницы Саба Наим, Нермине Хаммам, Амаль Кенави (1974–2012), Малак Хельми; художники Моатаз Наср, Ваэль Шоуки, Юсеф Набиль]. Активно развивается стрит-арт. За пределами Египта работают живописцы Эссам Маруф и Медхат Шафик, художница Мона Марзук.