Данте Лам
Да́нте Лам (Данте Лам Чиу-Инь, англ. Dante Lam Chiu-Yin; Линь Чаосянь, кит. 林超贤, пиньинь Lín Chāoxián; Лам Чхиуинь, кантон. 林超賢, ютпхин lam⁴ ciu¹jin⁴) [род. 1.7.1964, Коулун (Цзюлун), Гонконг (Сянган)], гонконгский и китайский режиссёр, продюсер, сценарист, постановщик экшен-сцен, актёр, мастер жанра боевика. Многократный номинант на Гонконгскую кинопремию и создатель 3 из 10 самых кассовых фильмов в истории китайского кино: военной дилогии «Битва на озере» («The Battle at Lake Changjin / Watergate Bridge», 2021–2022) и боевика «Операция в Красном море» («Operation Red Sea», 2018).
Семья, ранние годы и начало карьеры в кино
Лам был третьим после двух дочерей ребёнком в семье разнорабочего. Он был неблагополучным мальчиком, ввязывался в драки и участвовал в сомнительных делах. Чтобы оградить сына от дурного влияния, родители отправили его на Тайвань к дяде, которому Лам помогал управлять магазином морепродуктов. На новом месте Лам связался с криминальной компанией. Переосмыслить жизнь его заставило участие в драке между тайваньскими гангстерами, многие участники которой остались калеками. Вернувшись в Гонконг, Лам окончил школу и познакомился с несколькими начинающими режиссёрами, многие из которых стали знаменитыми, – Уилсоном Ипом, Ринго Ламом и Бенни Чаном.
После школы Лам попытался поступить на работу в полицию, но не прошёл отбор (Interview Dante Lam. 2009). Друзья помогли ему устроиться ассистентом на съёмки гонконгских комедий «Прощай, дорогая» («Goodbye Darling», 1987, режиссёр Рэймонд Вонг) и «Восьмое счастье» («The Eighth Happiness», 1988, режиссёр Джонни То). Затем Лам переключился на съёмки рекламных роликов, где приобрёл профессиональный опыт и понял, что хотел бы заниматься режиссурой.
В конце 1980-х гг. Лам устроился на студию Golden Harvest, где поучаствовал в работе над ромкомами «Четыре любви» («Four Loves», 1989, режиссёр Джейми Люк), «Фантазии деловых людей» («The Yuppie Fantasia», 1989, режиссёр Гордон Чан) и «Рыбная история» («A Fishy Story», 1989, режиссёр Энтони Чан), в которой стал ассистентом режиссёра. В этом качестве он в последующие годы поучаствовал в создании многих хитов студии – двух частях комедии «Сопротивление в школе» («Fight Back to School», 1991–1992, режиссёр Гордон Чан), «Инспектор Розовый дракон» («Inspector Pink Dragon», 1991, режиссёр Гордон Чан), «Поджигательница» («She Starts the Fire», 1992, режиссёр Лоуренс Чэн) и «Убийство» («Murder», 1993, режиссёр Лоуренс Чэн).
Наиболее тесные отношения у Лама сложились с Гордоном Чаном, с которым он работал в качестве ассистента на съёмках таких кассовых хитов, как «Громобой» («Thunderbolt», 1995) с Джеки Чаном и «Армагеддон» («Armageddon», 1997) с Энди Лау. Также он помогал продюсировать фильмы Гордона Чана «Последний вариант» («Final Option», 1994), «Долгий извилистый путь» («Long and Winding Road», 1994), «Кулак легенды» («Fist of Legend», 1994) с Джетом Ли и «Без компромиссов» («First Option», 1996).
Первые шаги в режиссуре
Полноценно дебютировать в режиссуре Данте Ламу помог Гордон Чан. С его подачи Лам снял боевик «Нулевой вариант» («Option Zero», 1997) – очередной фильм в импровизированном цикле Чана, объединённом словом «option» в англоязычном названии. Гордон Чан спродюсировал фильм, а в следующем году выступил сорежиссёром Лама в криминальной драме «Полицейские-звери» («Beast Cops», 1998), ставшей главным триумфатором Гонконгской кинопремии: фильм получил награды за лучший фильм, режиссуру, сценарий и лучшие мужские роли – главную и второго плана. Картину отметили члены Гонконгской ассоциации кинокритиков, назвавшие её лучшей в году. Чан спродюсировал следующий фильм Лама – мелодраму «Когда я смотрю на звёзды» («When I Look Upon the Stars», 1999), а тот в свою очередь выступил продюсером в большом проекте Чана – боевике «Паутина» («2000AD», 2000).
Лам стал режиссёром в самое сложное время для гонконгского кинематографа – индустрия переживала кризис, уничтожавший кинокомпании и вынуждавший кинозвёзд уходить в бизнес. Кинотеатральные сборы подрывало видеопиратство, и, хотя фильмы Лама не могли изменить общего тренда, они продолжали становиться событиями и получать награды. Так, гангстерская чёрная комедия «Зона триад» («Jiang Hu: Triad Zone», 2000) была номинирована на 4 награды Гонконгской кинопремии, «Команда "Смерть"» («Hit Team», 2001) подтвердил статус экшен-звезды Дэниела Ву, а мистическая мелодрама «Тирамису» («Tiramisu», 2002) представила зрителям трогательный дуэт из молодых звёзд – Николаса Це и Карены Лам.
В 2002 г. в гонконгском прокате с успехом прошла криминальная драма «Двойная рокировка» («Infernal Affairs», 2002, режиссёры Эндрю Лау и Алан Мак). После этого ощутимый вклад в послекризисное восстановление гонконгского кинопроката внесли два следующих фильма Лама – вампирский комедийный боевик «Близнецы» («The Twins Effect», 2003), который Лам снял совместно с Донни Йеном, и романтическая комедия «Голые амбиции» («Naked Ambition», 2003). В постановке последнего участвовал Чан Хин-Кар, с которым Лам продолжил сотрудничество на съёмках ромкома «Любовь на мели» («Love on the Rocks», 2004). В том же году Лам выступил режиссёром боевика «Жаркая команда» («Heat Team»), который провалился в прокате, вызвав у автора творческую депрессию и сомнения в том, что стоит продолжать снимать фильмы.
Почти 2 года Лам ничего не снимал как режиссёр, преподавал на курсах, организованных Федерацией гонконгских кинематографистов и Гонконгским институтом профессионального образования. Его первый фильм после перерыва – криминальная комедия «Затаившийся дракон под прикрытием» («Undercover Hidden Dragon», 2006), снятая совместно с Гордоном Чаном, – принесла Ламу номинацию на «Золотую сливу» (гонконгский аналог «Золотой малины») за худшую режиссуру. Тем не менее он не утратил профессионального энтузиазма.
Период формирования собственного стиля
Во 2-й половине 2000-х гг. Данте Лам выступил режиссёром мультфильмов «Мерцающая красная звезда» («Sparkling Red Star», 2007) и «Повелители стихий. Столкновение со злом» («Storm Rider: Clash of Evils», 2008), хорошо прошедших в кинопрокате материкового Китая. Примерно в это время он нашёл собственную нишу, сняв криминальный экшен «Зверь-преследователь» («Beast Stalker», 2008). Фильм стал одним из главных событий года в гонконгском кино и окончательно сформировал режиссёрский стиль Лама: визуально выразительный экшен в сочетании с психологической амбивалентностью конфликта между героями, во многом близкий к стилю голливудского постановщика М. Манна. Картина создавалась с большими трудностями: проект приостановили в разгар съёмочного периода, когда инвесторы поняли, что цензоры в материковом Китае не дадут фильму прокатное удостоверение. Все спорные вопросы удалось решить через 2 недели, после чего съёмки возобновились (Interview Dante Lam. 2009). Фильм получил награды Гонконгской кинопремии за лучшие мужские роли – главную и второго плана, а также номинации за луший монтаж и лучший сценарий, в работе над которым Лам также принимал участие.
Неудачи преследовали и следующую работу Лама – боевик «Снайпер» («Sniper», 2009), посвящённый трём снайперам. Исполнитель одной из главных ролей, актёр Эдисон Чэнь, оказался в центре крупного секс-скандала, когда хранившиеся на его компьютере обнажённые фотографии множества гонконгских актрис попали в Интернет. Чэнь был вынужден принести публичные извинения и уйти из кино, так что Ламу пришлось перемонтировать уже почти готовый материал, уводя одного из ключевых персонажей как можно дальше на задний план. Всё это негативно сказалось на качестве продукта – фильм провалился в прокате и был холодно встречен критиками.
Начало 2010-х гг. стало для Лама временем профессионального взлёта, а его фильмы успешно проходили в прокате. В 2010 г. вышли криминальные экшен-триллеры «Угрызения совести» («Fire of Conscience») и «Осведомитель» («Stool Pigeon»). Последний стал одним из главных номинантов Гонконгской кинопремии: фильм получил 7 номинаций и удостоился одной исполнительской награды для актёра Николаса Це. В 2012 г. вышел боевик «Вирусный фактор» («Viral Factor»), удостоенный 7 номинаций на Гонконгскую кинопремию; год спустя появился спортивный экшен «ММА» («Unbeatable», 2013), удостоенный 10 номинаций на эту награду, и вновь лишь одна из категорий принесла фильму приз: лучшим исполнителем мужской роли был признан Ник Чун.
Криминальный триллер «Этот демон внутри» («That Demon Within», 2014) вызвал неоднозначную реакцию, но был номинирован на 3 награды Гонконгской кинопремии, включая приз за лучшую режиссуру. Спортивная драма «Прийти первым» («To the Fore», 2015) открыла перед Ламом путь в материковый Китай. Фильм оказался успешен в национальном прокате, и Лам, сумевший оценить коммерческий потенциал китайского кинорынка, принял предложение снять патриотический боевик «Операция Меконг» («Operation Mekong», 2016), основанный на реальных событиях.
Период коммерческого успеха
В «Операции Меконг» Данте Лам сумел найти оптимальный баланс между идеологической и сюжетной составляющими фильма, включив в него эффектные экшен-сцены, благодаря чему боевик стал одним из главных кассовых хитов 2016 г.: сборы превысили 180 млн долл. в китайском прокате. Сходным по тематике оказался следующий проект режиссёра – «Операция в Красном море», который ждал ещё больший успех: сборы фильма составили 565 млн долл. и сделали его вторым на тот момент рекордсменом китайского бокс-офиса. Фильм снимался в Марокко, съёмочная группа провела там в общей сложности 9 месяцев (Dante Lam and Candy Leung interview. 2018). За эту картину Лам получил режиссёрские награды китайских кинофестивалей «Сто цветов» и «Золотой петух», а также выдвигался на Гонконгскую кинопремию, но получил эту награду лишь за лучшую постановку экшена (совместно с «ветеранами» экшен-хореографии Тони Лином и Джеком Вонгом). Лента «Операция в Красном море» выдвигалась на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» от Гонконга, но в шорт-лист не попала – так же как и в предыдущий раз, когда на «Оскар» от Гонконга отправили фильм Лама «Прийти первым».
Следующий фильм режиссёра – боевик о команде спасателей под названием «Служба спасения» («Rescue», 2020), который Лам хотел запустить в работу ещё в 2015 г. (Sometimes making movies ... 2020), – также не был успешен. Хотя в коммерческом отношении картина не оправдала ожиданий, на фоне начавшейся пандемии COVID-19, которая снизила общую планку кинотеатральных сборов, результаты фильма оказались не совсем провальными: 75 млн долл. позволили ему занять 11-ю строчку в списке самых кассовых китайских премьер года.
В 2021–2022 гг. Лам в сотрудничестве с Цуй Харком и Чэнь Кайгэ выпустил дилогию «Битва на озере», которая побила все возможные рекорды кассовых сборов, заработав в одном только в китайском кинопрокате 1,5 млрд долл. и обеспечив 1-й части абсолютное лидерство в рейтинге самых кассовых фильмов в истории Китая. В 2023 г. в кинопрокат вышел очередной боевик Лама, снятый в Гонконге совместно с начинающим режиссёром Тан Вэйханем, – «Точка разрыва» («Bursting Point»).
На протяжении почти трёх десятилетий, до 2019 г., Лам участвовал в производстве гонконгского телесериала «Следователи ICAC» («ICAC Investigators», с 1992). Новые сезоны сериала выходят 1 раз в 2–3 года; начиная с 2004 г. Лам снимал по несколько эпизодов в каждом.
В конце 2010-х гг., после волны протестов в Гонконге, к Ламу обратились представители гонконгской полиции, по заказу которой режиссёр снял короткометражный 15-минутный фильм «На страже нашего города» («Guarding Our City», 2021), призванный реабилитировать публичный имидж сотрудников ведомства. В съёмках были заняты более 600 офицеров, в эпизоде появился даже начальник полиции Гонконга Крис Тан, что спровоцировало локальный скандал, после того как власти отказались озвучивать бюджет проекта, несмотря на официальный запрос от представителей общественности (Ho. 2021).