Golden Harvest
Golden Harvest (嘉禾娛樂事業集團有限公司, пиньинь Jiāhé yúlèshìyè jítuán yǒuxiàngōngsī), одна из крупнейших гонконгских кинокомпаний, занимающаяся производством и дистрибуцией фильмов. Основана в 1970 г. выходцами из конкурирующей кинокомпании Shaw Brothers Рэймондом Чоу, Леонардом Хо и Люн Фуном.
Основание и принципы работы
Все три основателя Golden Harvest изначально работали в крупнейшей на тот момент кинокомпании Гонконга (Сянган) Shaw Brothers, причём Рэймонд Чоу и Леонард Хо занимали высокие руководящие должности. Shaw Brothers были известны своей централизованной и формалистской моделью управления, превратившей студию в конвейер, который не позволял раскрыться по-настоящему талантливым людям, требующим особых условий работы и такого же к себе отношения. Несогласие с таким подходом в конечном счёте и привело к уходу троих сотрудников – будущих основателей Golden Harvest.
В основу работы новой студии, созданной в 1970 г., был положен другой подход. Её создатели договорились, что не будут стремиться к полному контролю над производством фильмов, а своим приоритетом объявили поиск талантливых независимых кинематографистов. В отличие от Shaw Brothers, где актёры, режиссёры и сценаристы подписывали жёсткие контракты с заранее установленной ставкой, Чоу и Хо были готовы идти навстречу творческим работникам, предлагая им не только фиксированные гонорары, но в отдельных случаях и проценты от кассовых сборов фильма (Law. 2018). Чоу занял пост президента компании, а Хо контролировал производственные процессы (Bordwell. 2011). В отличие от двух других сооснователей, Люн Фун принял непосредственное участие лишь в работе над несколькими первыми фильмами Golden Harvest, после чего переключился на административную работу. В 1987 г. Люн Фун умер.
После запуска студии удалось приобрести ценный актив. Отказавшись от скупого предложения Shaw Brothers, контракт с Golden Harvest подписал Брюс Ли, решивший начать карьеру экшен-звезды в Гонконге (Law. 2018). Изначально контракт предусматривал съёмки двух фильмов – «Большой босс» («The Big Boss», 1971, режиссёр Ло Вэй) и «Кулак ярости» («The Fist of Fury», 1972, режиссёр Ло Вэй), но затем был продлён на «Путь дракона» («The Way of the Dragon», 1972, режиссёр Брюс Ли). Все три фильма стали лидерами проката 1971 и 1972 гг. соответственно.
В 1973 г. Golden Harvest вышла на международный рынок в рамках копродукции с Warner Bros. с фильмом «Входит дракон» («Enter the Dragon», 1973, режиссёр Р. Клауз) с Брюсом Ли в главной роли. В 1970-х гг. студия неоднократно пыталась повторить этот успех, запуская совместные проекты с западными компаниями или привлекая западных актёров. Так, на Golden Harvest был снят боевик «Разборка в Сан-Франциско» («Slaughter in San Francisco», 1974, режиссёр Ло Вэй) с Чаком Норрисом, а в начале 1980-х гг. Golden Harvest продвигала на Западе своих главных звёзд того периода – Джеки Чана и Майкла Хуэя в комедии «Гонки "Пушечное ядро"» («Cannonball Run», 1981, режиссёр Хэл Нидэм). К середине 1980-х гг. после ряда неудачных проектов Golden Harvest отказалась от ориентации на западный рынок, однако в начале 1990-х гг. вернулась к этой идее с киноадаптацией сверхпопулярного мультсериала «Черепашки-ниндзя» («Teenage Mutant Ninja Turtles», 1990, режиссёр С. Баррон) и его сиквелами.
Расцвет студии
Первоначально Golden Harvest фокусировалась на тех жанрах и трендах, которые к тому времени уже были освоены Shaw Brothers. Главным образом речь шла о приключенческих уся-боевиках с участием восходящих и уже зрелых звёзд жанра – вроде Джимми Вана, ставшего знаменитостью после главной роли в суперхите Shaw Brothers «Однорукий меченосец» («One-Armed Swordsman», 1967, режиссёр Чан Чэ). Но, в отличие от компании Shaw Brothers, культивировавшей суровые мужские образы, Golden Harvest начала активно осваивать сюжеты с девушками в главных ролях (отчасти предвосхитив появление субжанра боевика «девушки с оружием» в 1980-х гг.). Благодаря этому в начале 1970-х гг. карьерный импульс получили многие звёзды экшен-боевиков, например Анджела Мао, Нора Мяо, Полли Куань или Сюй Фэн. Рэймонд Чоу мечтал привлечь в команду Чжэн Пэйпэй, которая была звездой Shaw Brothers в конце 1960-х гг., и, хотя в начале 1970-х гг. актриса ушла из кино и перебралась в США, студии удалось ангажировать её ещё на два фильма – «Героиня» («The Heroine», 1973, режиссёр Ло Вэй) и «Плеть» («The Whiplash», 1974, режиссёр Дин Шаньси).
В 1973 г. безвременно скончался Брюс Ли, главная звезда студии, но в Golden Harvest увидели новый тренд – рост популярности кантонской комедии (до этого гонконгские фильмы снимались преимущественно на мандаринском диалекте). Гонконг, жители которого говорили почти исключительно на кантоне, быстро развивался и превращался в деловой современный город, которому нужны были свои герои и свой юмор; таким героем стал Майкл Хуэй. Сценарист, режиссёр, актёр и комик, Хуэй начинал в Shaw Brothers, для которой успел снять два фильма, но на Golden Harvest он нашёл безоговорочную поддержку и получил одобрение всех своих идей.
Из сотрудничества Майкла Хуэя со студией родилась авантюрная комедия «Игры игроков» («Games Gamblers Play», 1974, режиссёр Майкл Хуэй), оставившая позади все кассовые достижения Брюса Ли и поставившая абсолютный рекорд сборов в Гонконге. В дальнейшем история повторялась со всеми фильмами Хуэя для Golden Harvest: лидером проката в 1975 г. стала комедия «Последнее послание» («The Last Message», 1975), в 1976 г. очередной рекорд поставили «Частные детективы» («Private Eyes», 1976), в 1978 г. на первом месте бокс-офиса оказался «Контракт» («The Contract», 1978), в 1981 г. – «Безопасность без границ» («Security Unlimited», 1981).
Во второй половине 1970-х гг. Golden Harvest открыла таланты Джона Ву, поставившего для студии несколько кун-фу боевиков, а затем переключившегося на комедии, и Саммо Хуна. Последний из второпланового злодея превратился в яркую звезду экшена и комедии в таких фильмах, как «Монах с железным кулаком» («The Iron Fisted Monk», 1977, режиссёр Саммо Хун), «Воины вдвоём» («Warriors Two», 1978, режиссёр Саммо Хун), «Драка» («Knockabout», 1979, режиссёр Саммо Хун) и «Великолепный мясник» («Magnificent Butcher», 1979, режиссёр Юэнь Ву-Пин).
Главным приобретением Golden Harvest рассматриваемого периода стал Джеки Чан. Начинавший как каскадёр в ранних проектах студии (в том числе на фильмах Брюса Ли), вскоре он стал появляться в эпизодических ролях в комедиях режиссёра Чу Му, а затем – после нескольких лет безуспешных попыток стать звездой под руководством режиссёра Ло Вэя (снявшего два первых экшен-фильма Брюса Ли) – заявил о себе хитами «Змея в тени орла» («Snake in the Eagle’s Shadow», 1978, режиссёр Юэнь Ву-Пин) и «Пьяный мастер» («Drunken Master», 1978, режиссёр Юэнь Ву-Пин). Новый этап своей карьеры Чан начал уже в сотрудничестве с Golden Harvest, которая предоставила ему карт-бланш на любые проекты и на которой выходили все его фильмы вплоть до начала 2000-х гг.
Главным преимуществом Golden Harvest в конкуренции с Shaw Brothers был постоянный творческий поиск. Если Shaw Brothers снимали свои фильмы по строгому графику и с жёстко фиксированным бюджетом, отклонения от которых не допускались, то Golden Harvest всегда проявляли гибкость, поощряли эксперименты и быстро осваивали и развивали зарождающиеся тренды. В 1980-х гг. Golden Harvest вышла победительницей из этого состязания – Shaw Brothers не выдержала изменения конъюнктуры и к середине десятилетия остановила производство.
Кризис и переориентация
Вплоть до середины 1990-х гг. Golden Harvest оставалась крупнейшей и самой преуспевающей кинокомпанией Гонконга, но кризис в киноиндустрии, экономический кризис и передача Гонконга материковому Китаю в 1997 г. негативным образом отразились на финансовом положении компании (Bordwell. 2011). В 1998 г. умер один из основателей Golden Harvest, Леонард Хо, и на протяжении следующих лет компания сокращала объёмы кинопроизводства, пока в 2003 г. не остановила его окончательно, переключившись на кинопрокатный бизнес, который развивала все эти годы параллельно с кинопроизводством (свой первый кинотеатр Golden Harvest открыла в 1977).
В 2007 г. Рэймонд Чоу продал все свои акции Golden Harvest за более чем 200 млн гонконгских долларов китайскому бизнесмену У Кэбо, владевшему брэндом Orange Sky Entertainment Group (About us ...). В начале 2009 г. У Кэбо объединил эти компании, назвав конгломерат Orange Sky Golden Harvest Entertainment. На том этапе у компании ещё оставались планы возродить кинопроизводство, но всё ограничилось несколькими фильмами, а затем бизнес был окончательно перепрофилирован в кинотеатральный. Orange Sky Golden Harvest Entertainment владела большой сетью кинотеатров в Гонконге, Китае, Тайване и Сингапуре. В 2017 г. руководство компании продало кинотеатральный блок в материковом Китае.