Чиркин Вениамин Евгеньевич
Чи́ркин Вениами́н Евге́ньевич (23.10.1924, село Мстёра, Вязниковский уезд, Владимирская губерния, ныне посёлок Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область – 2.11.2019, Москва), советский и российский учёный-юрист, специалист по конституционному праву, теории государства и права, сравнительному государствоведению. Доктор юридических наук, профессор.
Биография
Родился в семье служащих. Во время учёбы в школе и после её окончания работал в колхозе. В 1943 г. был призван в армию, воевал на Белорусском и Карельском фронтах.
После демобилизации в 1947 г. поступил на юридический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Окончил обучение с отличием и поступил в аспирантуру. Научным руководителем Чиркина стал профессор П. Н. Галанза. В 1955 г. Чиркин защитил кандидатскую диссертацию «Право США в период империализма – орудие расового и национального угнетения», посвящённую проблемам расовой дискриминации.
В 1955–1971 гг. работал в Свердловском юридическом институте. В 1959–1962 гг. заведующий кафедрой государственного права. В 1962–1971 гг. заведующий кафедрой иностранного и международного права. В 1964 г. в Ленинградском университете Чиркин защитил докторскую диссертацию «Формы государства, переходного к социалистическому типу». В докторской диссертации одним из первых исследовал феномен переходного типа государства, ставший актуальным в постсоветской науке и практике. В 1958 г. ему присвоено звание доцента кафедры государственного права Свердловского юридического института; с 1965 г. профессор кафедры иностранного государственного и международного права.
В 1971–2019 гг. работал в Институте государства и права Академии наук СССР. В 1971–1990 гг. возглавлял сектор государства и права развивающихся стран. Данный сектор под руководством Чиркина стал ведущим научным центром и оказал серьёзное влияние на формирование политических и правовых систем ряда государств Азии и Африки. В 1990–2019 гг. главный научный сотрудник сектора сравнительного права Института государства и права РАН.
В Институте государства и права РАН Чиркин был членом диссертационных советов по теоретико-историческим юридическим наукам и по конституционному, муниципальному, административному и финансовому праву.
Преподавал в Российском университете дружбы народов, Московском гуманитарном университете, Международном университете; читал лекции в качестве приглашённого профессора в США, Индии, Канаде, Ираке, Конго. Возглавлял кафедру публичного права Академического правового университета при Институте государства и права РАН.
Чиркин был активным участником законотворческой деятельности. Был консультантом правительства ряда государства по разработке их конституционных актов: Конго, Кабо-Верде, Гвинеи, а также Южного Йемена. В 1993 г. член Конституционного совещания по разработке Конституции РФ. Состоял членом Научно-технического совета при председателе Совета Федерации, членом Комиссии Совета Федерации по подготовке ежегодного доклада о состоянии российского законодательства. Был участником рабочих групп по подготовке проектов федеральных законов «О Федеральном Собрании РФ», «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов РФ», «О системе нормативных актов РФ».
Научные труды
Чиркин – автор более 600 научных работ, 50 авторский монографий и учебников по проблемам теории права, конституционному праву, сравнительному правоведению.
Признанный специалист по конституционному праву, сравнительному правоведению и государствоведению, публичному управлению. Разрабатывал понятие и элементы формы государства, обосновывал существование контрольной и президентской власти, внёс существенный вклад в формирование теории публичных образований и концепции юридического лица публичного права.
В трудах Чиркина «Государствоведение» (2000), «Основы сравнительного государствоведения» (1997) подвергнуты анализу понятие, виды, типы и формы государства, принцип разделения властей, принципы формирования и деятельности государственного аппарата – с учётом богатой мировой политической практики. Чиркин предлагал понимать термин «государство» в трёх значениях:
государство как универсальная организация в отличие от иных более ограниченных по признакам консолидации социальных организаций (этносов, племён и т. д.);
государство как социальный арбитр, назначение которого – в разрешении конфликтов между классами и социальными группами и обеспечении социального мира;
государство как легализованное принуждение.
Особо следует отметить обоснование Чиркиным государствоведения в качестве самостоятельной научной дисциплины и необходимость более широкого использования сравнительных методов для изучения государственной организации общества.
Чиркин отстаивал структуры формы государства в единстве 3 элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. В то же время учёный предложил классифицировать формы государства на 2 группы: монократические государства с преобладанием единовластия и поликратические государства, в которых сложилось многовластие. Отдельно учёный отмечал нетипичность форм государства, с учётом действия разнообразных факторов.
Одним из первых в отечественной правовой науке обратил внимание на узость классической теории разделения властей, поскольку за её пределами оказались учредительная власть народа, контрольная власть прокуратуры, финансовых органов контроля и аудита, президентская власть. Относительно президентской власти Чиркин писал, что в случае с Российской Федерации она носит особый характер: Президент РФ не входит в систему разделения властей, выполняет функции примирения и согласования в деятельности иных органов государственной власти.
В своей работе «Юридическое лицо публичного права» (2007) Чиркин отмечал необходимость выработки особого правового режима относительно юридических лиц публичного права: органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий и профсоюзов и т. д. Концепция юридического лица частного права, рассчитанная на хозяйствующих юридических лиц, не учитывает цели и природу публичных объединений в части общего блага. Правовед указывал на такие специфические признаки публичных образований, как: особый порядок создания и регистрации; цель такого образования (достижение общего блага и защита общественных интересов); властный или квазиуправленческий характер деятельности; отсутствие формального членства; автономия в чётких пределах закона. По мнению Чиркина, особая правовая природа публичных образований должна быть отражена в конституционном акте и специальных законодательных актах.
В 1994 г. Чиркину присвоено звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а в 1999 г. звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Награждён орденом Трудового Красного Знамени – за подготовку специалистов высшей квалификации (1967); орденом Отечественной войны 2-й степени (1985); орденом Почёта (2019). Лауреат премии «Фемида» (2015, номинация «Сравнительное правоведение»).
Похоронен на Николо-Архангельском кладбище г. Балашиха.