Сирота Лео
Сирота́ Ле́о (Leo Sirota; настоящие имя, отчество и фамилия Лейба Гершонович Григорович) [22.4(4.5).1885, Каменец-Подольск, Подольская губерния, Российская империя, ныне Каменец-Подольский, Украина – 25.2.1965, Нью-Йорк, США], российский и американский пианист.
Дебютировал в Киеве в 1893 г. Учился в Музыкальном училище при Киевском отделении Императорского Русского музыкального общества (1895–1903, ныне Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра) по классу фортепиано Г. К. Мороз-Ходоровского, в 1896 г. совершил свои первые гастроли по России. Продолжил обучение у А. К. Глазунова в Санкт-Петербургской консерватории (1903–1904) и у Ф. Бузони в Вене (с 1904, по другим данным, с 1907). Также изучал философию и право в Венском университете.
В 1909 г. впервые выступил в Вене с сольным концертом (исполнил Сонату для фортепиано № 29 op. 106 Л. ван Бетховена, «Вариации на тему Паганини» И. Брамса, «Воспоминания о "Дон Жуане"» Ф. Листа). В 1910 г. в Венской филармонии с большим успехом исполнил вместе с Ф. Бузони Сонату для фортепиано в 4 руки ре мажор KV381 В. А. Моцарта и сольную партию в Концерте для фортепиано, оркестра и мужского хора Бузони (дирижировал автор). Гастролировал в странах Европы. В 1921–1924 гг. вёл мастер-классы в Львовской консерватории имени К. Шимановского.
В 1927 г. дал серию фортепианных концертов в СССР, в 1928 г. гастролировал в восточных регионах СССР, в Китае и Японии. С 1929 г. жил в Японии, в 1931–1944 гг. профессор фортепианного факультета Токийской школы искусств (с 1949 в составе Токийского университета искусств). Один из основоположников фортепианного образования в Японии, среди его учеников: Мацуя Минору, Сонода Такахиро, Фудзита Харуко, А. Б. Абаза, А. И. Ведерников. В 1944 г. уволен из академии из-за условий, диктуемых нацистским режимом, согласно которым лиц еврейского происхождения надлежало исключить из культурной жизни Японии; вместе с другими иностранцами принудительно эвакуирован в Каруидзаву, где жил под надзором военной полиции до конца Второй мировой войны.
В 1946 г. переехал в США, с 1947 г. – профессор Музыкального института Сент-Луиса. В 1947 г. дебютировал в Карнеги-холле. Продолжал концертную деятельность, выступал на радио. В 1963 г. совершил концертную поездку в Японию, где был тепло встречен бывшими учениками.
Стилю фортепианной игры Л. Сироты свойственна романтическая виртуозность. В его репертуаре – произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Листа, Р. Шумана, А. К. Глазунова, М. А. Балакирева, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, А. Шёнберга и др.