Буллинг в школе
Бу́ллинг в шко́ле (школьный буллинг, англ. school bullying; школьная травля, школьные издевательства, моббинг, буллинг в образовательных организациях), форма проявления психологического (эмоционального) и физического насилия по отношению к ученикам в образовательной системе. Школьный буллинг имеет негативные социальные и психологические последствия для всех участников. Наиболее распространённое определение термина дано шведским психологом Д. Ольвеусом: школьный буллинг – систематические целенаправленные агрессивные действия одних детей по отношению к другим или другому при условии неравенства сил и отсутствия у ребёнка, оказавшегося жертвой, возможности себя защитить (Olweus. 1993). Соответственно, ключевые критерии буллинга – регулярность, целенаправленность наносимого вреда, неравенство возможностей у агрессора и жертвы (неспособность жертвы защитить себя может быть связана с недостатком физических сил, но также и с более низким социальным статусом, недостаточной властью и пр.). Как правило, буллинг представляет собой физическую (например, избиение), вербальную (например, оскорбления), социальную (например, распространение слухов) или онлайн-агрессию (например, регулярные оскорбительные комментарии в социальных сетях). В ситуациях буллинга выделяют разные роли участников: агрессор – тот, кто инициирует травлю своим агрессивным поведением; жертва – тот, кто становится предметом травли – преследований, оскорблений и т. п.; свидетели – бо́льшая часть присутствующих, которых нельзя отнести к жертвам или агрессорам. Нередко обсуждается роль агрессивной, или провоцирующей, жертвы – это тот, кто регулярно агрессивно побуждает сверстников обратить на себя внимание, например, вмешиваясь в разговор или прикасаясь к чужим предметам, и затем систематически получает в свой адрес целенаправленную агрессию, от которой не может защититься. Важно отличать буллинг от конфликта, ненамеренно нанесённого вреда или грубой игры.
В последние годы обсуждается вопрос переопределения школьной травли. Так, на Международной конференции по школьному буллингу в 2020 г. было предложено определение понятия, которое меняет представление о нём как об автономном поведении индивида или группы, взаимодействии между двумя людьми или действиях группы против отдельного человека, т. к. это приводит к потере общего контекста и неправильному пониманию его последствий. «Школьный буллинг – очное и онлайн-поведение учащихся в группе, результатом которого является целенаправленный физический, эмоциональный или социальный вред. Оно характеризуется дисбалансом власти, который обеспечивается или ограничивается социальными и институциональными нормами и контекстом школ и системы образования. Школьный буллинг подразумевает отсутствие в образовательной организации эффективных ответных мер и заботы по отношению к объекту буллинга со стороны сверстников и взрослых» (Presenting ... 2020. P. 2).
Такое определение снижает персонифицированную ответственность за ситуацию буллинга и интегрирует его в институциональный и социальный контекст школ и всей системы образования, включая учителей, администрацию, другой школьный персонал, сверстников, родителей и общество в более широком смысле, в том числе социальные нормы, которые порождают и поддерживают запугивающее поведение, особенно с точки зрения социальной иерархии и социальной изоляции. Данное определение не позволяет считать школьный буллинг результатом взаимодействия между отдельными школьниками с девиантным поведением, уравнивает офлайн- и онлайн-буллинг, подчёркивает связь буллинга в школе с отсутствием эффективных ответных мер, фокусируется на личном опыте полученного объектом школьных издевательств вреда, независимо от того, сколько раз над учеником издевались, вместо того, чтобы фокусироваться на агрессивном поведении инициатора травли. Снижение значения повторяемости эпизодов причинения вреда особенно актуально для кибербуллинга, поскольку вред, испытываемый в этом случае жертвами, может быть связан с большим количеством людей, ставших свидетелями за короткий промежуток времени, а также со страхом, что сообщение или фотография могут быть повторно опубликованы в Интернете (Presenting ... 2020).
Термин «буллинг» производен от существительного «bully» (англ. хулиган), использование глагола «to bully» впервые было зафиксировано в 1710 г. Первоначально встречались только описания отдельных случаев буллинга. С начала 1900-х гг., когда эпизод школьной травли был описан исследователем К. Дьюксом (Dukes. 1905), стали разделять индивидуальное и групповое преследование. В качестве исследовательской проблемы буллинг выступает с 1970-х гг. В 1972 г. П.-П. Хайнеман описал школьную травлю, использовав вместо «буллинга» термин «моббинг» (mobbing); при этом в качестве теоретического основания были использованы работы К. Лоренца, т. е. термин «моббинг» был заимствован из этологии (Heinemann. 1972). С начала 1970-х гг. Д. Ольвеус с соавторами выпустил ряд статей о буллинге как проблеме школьного обучения, использовав при этом термин «моббинг». В русскоязычной литературе как синоним терминов «буллинг» и «моббинг» используется слово «травля» и иногда – «запугивание». При этом понятие «травля» имеет национальную русскоязычную специфику и включает в себя значения, связанные с охотой на животных, а также описывает такое поведение как порчу, повреждение, истребление, опустошение, разорение чего-либо, что не полностью совпадает с термином «буллинг» (Стратийчук. 2019).
Различение терминов «моббинг» и «буллинг» проблематично. П.-П. Хайнеманом (Heinemann. 1972) моббинг был определён как коллективное нападение группы людей на одного человека, мешающее его обычной деятельности. Позднее этим термином описывались нападки со стороны как групп, так и отдельных людей (Olweus. 1978). А. Пикас (Pikas. 1989) предложил термином «моббинг» обозначать именно групповые действия людей в разных контекстах, а термином «буллинг» – школьную травлю. В русскоязычных работах, как правило, термин «моббинг» используется в контексте обсуждения агрессии на рабочем месте, среди взрослых, а в отношении образовательных организаций используется термин «буллинг».
Распространённость буллинга
Данные из базы международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA за 2018 г. показывают, что уровень виктимизации, т. е. доля школьников, имеющих (по самоотчётам) опыт жертвы буллинга, составлял 22,9 % в Мексике и 36,2 % в России (A comparative ... 2022). По данным проекта «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in School-Aged Children) за 2013–2014 гг., Россия входила в число стран с самым высоким уровнем распространённости буллинга (A comparative … 2022). Важно отметить, что на распространённость буллинга могут влиять различные социальные явления, такие как войны или эпидемии, например описано снижение показателей виктимизации в период пандемии COVID-19 в Канаде у учащихся 5–12-х классов (A comparative … 2022). В целом распространённость буллинга может колебаться от 3 % до 78 % в различных культурных средах, в России – от 30 % до 60 % в разных возрастных группах (Новикова. 2021).
Теории буллинга
Существует несколько теорий буллинга, каждая из них находит свои подтверждения. Согласно социально-когнитивному подходу, буллинг-поведение агрессора является результатом социального научения ребёнка, поведением, которое вознаграждается в его социальной среде и является типичным (Reducing Bullying ... 2014). Буллинг также может объясняться тем, что он становится эффективным способом повысить популярность, заметность агрессора, получить дополнительные ресурсы влияния на сверстников (Salmivalli. 2014). Существует взгляд на буллинг как на способ выражения потребности в принадлежности, способ справиться с фундаментальным страхом социальной изоляции (Underwood. 2014). Поведение свидетелей – вербальная и невербальная поддержка издевательств (Houghton. 2012) и моральная отстранённость (Hymel. 2014) – способствует буллингу, но не запускает его само по себе. Наиболее влиятельный социально-экологический подход рассматривает буллинг в обширном и сложном социальном контексте, включающем группы сверстников, школу, семью, район, сообщество и страну (Hymel. 2018). Такой взгляд позволяет анализировать факторы риска и защиты в связи с издевательствами в различных системах, в которых социализируется ребёнок, и описывает, как индивидуальные характеристики детей, взаимодействующих с окружающими контекстами, предотвращают или поддерживают издевательства (Espelage. 2014; Bauman. 2021). Однако такой взгляд не объясняет причин возникновения буллинга. А. А. Бочавер предлагает рассматривать буллинг как деструктивную стратегию совладания со стрессом всего школьного сообщества, при которой один или несколько учащихся идентифицируются как угрожающие качеству или безопасности учебного процесса и вытесняются в маргинальную позицию, что позволяет остальным членам сообщества снизить эмоциональное напряжение, установить социальную иерархию и повысить сплочённость (Bochaver. 2022). Эта точка зрения предполагает, что для уменьшения буллинга необходимы снижение уровня стресса, перестройка социальной структуры и оздоровление коммуникаций в школьном сообществе (Bochaver. 2022).
Последствия школьного буллинга
По данным психологических и междисциплинарных исследований, школьный буллинг может в краткосрочной и долгосрочной перспективах способствовать нарушениям физического и психического здоровья детей, вовлечённых в буллинг в любой роли – жертвы, агрессора или свидетеля, – оказывая влияние на развитие расстройств тревожно-депрессивного спектра, аддиктивного поведения, употребления психоактивных веществ, суицидального и самоповреждающего поведения (Bullying and Suicidal Ideation ... 2015) и психосоматических нарушений в целом, способствовать снижению академической успешности у всех участников образовательного процесса, нарушениям социализации, в том числе и после окончания школы, а также проблемам в близких отношениях, сложностям с трудоустройством (Бочавер. 2021). Также буллинг может снижать вероятность получения образования в университете или колледже (Relations among chronic ... 2023).
Формы школьного буллинга
Разновидности школьного буллинга отличаются формой проявления агрессии и характером осуществляемого воздействия (прямым или косвенным). Прямой буллинг может быть физическим, когда жертве любым способом наносят физический ущерб (бьют, толкают и др.); экономическим, когда наносят ущерб вещам жертвы или отбирают у неё деньги; вербальным, включая все варианты напрямую выраженных оскорблений: жертву обзывают, унижают, издеваются над ней. Косвенный буллинг состоит в том, что о жертве распространяют слухи, негативную информацию, изолируют от общения, избегают, не включают в группы класса, манипулируют дружбой, шантажируют и угрожают. Ранее кибербуллинг выделяли в качестве отдельной формы, включающей различные способы использования гаджетов и онлайн-среды с целью причинения социального, психологического или физического ущерба. В последние годы различия между онлайн- и офлайн-буллингом стираются. Так, в резолюции мирового антибуллингового форума указано, что между офлайн- и онлайн-буллингом нет различий в эмоциональном и/или социальном вреде, наносимом учащимся и социальным группам, к которым они принадлежат (Presenting ... 2020).
В качестве способов запугивания и в прямой, и в косвенной форме буллинга могут использоваться сексуально окрашенные или расистские унижающие высказывания и жесты, различные угрозы. Описана динамика форм буллинга от прямой к косвенной по мере взросления школьников (Бочавер. 2013). Имеются гендерные различия: в буллинг в целом, причём в разных ролях, больше вовлечены мальчики, они же чаще участвуют в прямой физической (битьё, тычки, толчки) и экономической (отбирание денег, порча вещей) формах буллинга; девочки чаще вовлечены в косвенные формы буллинга в виде сплетен, изоляции, манипуляций, сексуализированных высказываний и жестов (Olweus bullying prevention ... 2007; Бочавер. 2013).
Индивидуально-личностные характеристики участников буллинга
Выделяют три основные роли участников буллинга: жертва (мишень буллинга), агрессор (преследователь, инициатор травли) и свидетель. В ряде работ, например, К. Салмивалли, выделяются подтипы ролей: так, свидетели могут прямо или косвенно поддерживать буллинг-поведение (смеяться, побуждая агрессоров к большей жестокости), занимать нейтральную позицию (делать вид, что не замечают происходящего, чтобы не быть вовлечёнными) или стараться прекратить буллинг, защитить жертву и остановить агрессоров. Роли закреплены нежёстко и способны меняться от ситуации к ситуации, одни и те же дети могут играть разные роли (Salmivalli. 2014); однако возможно и закрепление ребёнка в одной из ролей. Существует множество исследований, описывающих характерные личностные, поведенческие и ситуационные предпосылки, которые повышают риск того, что ребёнок окажется жертвой или агрессором (Бочавер. 2013).
Жертв травли (victims) часто описывают как эмоционально уязвимых, тревожных, со слабым эмоциональным самоконтролем, физически более слабых, чем сверстники, с дефицитом социальной поддержки со стороны сверстников, поведенческими нарушениями, негативными убеждениями о самих себе (Olweus. 1993; Бочавер. 2013). Названные характеристики могут быть и последствиями, и предпосылками буллинга (Бочавер. 2013). В группе риска стать жертвой буллинга – дети с трудностями в обучении и широким спектром поведенческих, эмоциональных, личностных, соматических заболеваний (Бочавер. 2013). Особенно значимыми оказываются заболевания, проявляющиеся во внешности ребёнка, а также поведение, отличающееся от принятых в культуре стереотипов маскулинного или фемининного поведения (Бочавер. 2013).
Инициаторов травли, агрессоров, преследователей (bullies) нередко характеризует готовность применять насилие для повышения собственного статуса и самооценки, импульсивность, высокая фрустрационная готовность, сложности социальной саморегуляции, грубость, отсутствие сострадания к жертвам, агрессивность по отношению ко взрослым. Они чаще неодиноки, имеют среди сверстников высокий социальный статус и хотя бы маленькую группу сообщников (Olweus. 1993; Бочавер. 2013). Обладают хорошим социальным интеллектом и успешно эмоционально манипулируют жертвой (Бочавер. 2013). Как и в случае жертв, эти характеристики могут быть как предпосылками, так и последствиями участия в буллинге. Для агрессоров также могут быть характерны сниженная академическая успеваемость, антисоциальное поведение – прогулы, драки, воровство, вандализм, хранение оружия, употребление алкоголя, наркотиков и табака (Olweus. 1993. Бочавер. 2013).
«Провоцирующие жертвы» (provocative victims, bully-victims) – дети, сочетающие роли инициатора травли и жертвы, их, по разным оценкам, от 3 % до 25 % от числа всех жертв буллинга. Они агрессивно провоцируют других детей на причинение себе вреда либо в одних ситуациях демонстрируют поведение агрессора, а в других – жертвы (Olweus bullying prevention ... 2007). Их часто описывают как гиперактивных, импульсивных, неуклюжих, вспыльчивых, инфантильных, с низким уровнем самоконтроля, социальной компетентности, академической успеваемости, с тревожной и депрессивной симптоматикой, для них характерен самый высокий риск суицидального и аутоагрессивного поведения (Бочавер. 2013).
Свидетели (bystanders) школьного буллинга – наиболее многочисленная группа его участников. Реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего, именно свидетели во многом определяют динамику событий – продолжится ли буллинг и станет типичным способом взаимодействия или прекратится. Свидетели даже невмешательством присоединяются к инициатору буллинга, на усиление агрессии влияет малейшее одобрение (улыбка и т. п.), которое становится эмоциональной поддержкой происходящего. А их сопротивление или поддержка жертвы удерживают инициатора травли от эскалации насилия (Бочавер. 2013). Для свидетелей характерны переживание небезопасности социальной среды, страх, беспомощность, стыд за своё бездействие или за желание присоединиться к агрессору, что приводит к снижению способности к эмпатии и ухудшению социального климата в группе в целом (Бочавер. 2013).
Социальный контекст буллинга
Помимо индивидуально-личностных особенностей жертвы и инициатора буллинга, на интенсивность и особенности проявления буллинга влияют факторы социального контекста, например опыт домашнего насилия, стиль воспитания, выученная беспомощность, семейные кризисы (например, развод или повторный брак родителей), позиция администрации школы и учителей (Hymel. 2018; Бочавер. 2013). Представления о допустимости насилия для решения проблем, транслируемые СМИ, и опасность социальной среды (например, уровень экономического неблагополучия, алкоголизации и наркомании) также влияют на распространённость и степень выраженности буллинга, реакцию общества на него (Бочавер. 2013).
Программы профилактики школьного буллинга
Начиная с 1980 г. в мире ведётся разработка программ профилактики и коррекции школьного буллинга. Первая программа создана на основе идей Д. Ольвеуса. Оценка её эффективности, проведённая в 1991 г., показала снижение числа ситуаций буллинга на 50 % (Молчанова. 2020). В 1990-х гг. начали работать не менее 15 аналогичных антибуллинговых программ, ныне этот тип программ является основным (What works in enhancing ... 2015). Помимо программы профилактики буллинга Ольвеуса (OBPP), признаны эффективными в различных культурных контекстах программы «Против издевательств» (Kiusaamista Vastaan, KiVa) и «Позитивное действие» (Positive Action); кроме того, имеются антибуллинговые программы, локализованные в отдельных государственных образовательных системах, – итальянская программа «Хулиганы и куклы» (Bulli & Pupe), программа развития социальных навыков S.S.GRIN, реализуемая в Великобритании, испанская программа «Спасение» (SAVE), австрийская программа «Венская социальная компетентность» (Viennese Social Competence, ViSc) и др. (Молчанова. 2020). Как отмечают исследователи, многочисленность форм буллинга не позволяет разработать полностью универсальную программу: существующие программы не охватывают все возрасты, темы и формы агрессивного поведения. Несмотря на определённые результаты, включая снижение числа ситуаций буллинга, проблема профилактики буллинга ещё не решена окончательно, и оценка эффективности программ остаётся под вопросом (Declines in efficacy ... 2015). Буллинг возвращается в школы, несмотря на проводимые интервенции (Bullying Prevention in Adolescence ... 2021).