Библиографический источник

Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ

А. А. Бочавер, Н. В. Горлова, К. Д. Хломов

Заглавие:

Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ

Автор:
Аннотация:

Существует много свидетельств серьезного влияния, которое оказывает поведение педагогов и руководства школ на динамику ситуаций школьной травли: на это указывают и исследования, и оценки эффективности профилактических программ. В общем виде это влияние оформляется в характеристики школьного климата, благополучие которого во многом определяет частоту и динамику множества потенциальных небезопасных ситуаций, в частности - эпизодов буллинга и кибербуллинга. Для российских школ тема школьного климата является пока слабо исследованной и во многом осваивается внутри каждой организации интуитивно. Данная статья посвящена анализу представлений сотрудников образовательных организаций из разных регионов России о частоте эпизодов школьного буллинга, характеристиках психологического климата в их организациях, а также вкладе в поддержание благополучного климата их самих и их руководства. В онлайн-опросе участвовали 214 респондентов. Выделены три типа описаний школьного климата (позитивный, напряженный и разобщенный). Зафиксированы наиболее распространенные стратегии поведения специалистов и руководства в отношении ситуаций буллинга (различные виды профилактики буллинга и прекращения текущих буллинг-ситуаций). Кроме того, присутствуют ответы, в которых отмечается игнорирование или усугубление ситуаций буллинга руководством школ и формальное и недифференцированное описание собственного поведения респондентов. Статистический анализ показал, что частота травли в школах с позитивным климатом оценивается как значимо более низкая, чем в тех школах, где климат описывается как напряженный. Также значимо выше оценка частоты травли в тех школах, где, по данным респондентов, руководство игнорирует проявления буллинга, демонстрирует деструктивное поведение и не ведет профилактической деятельности. В то же время не выявлено значимой связи между оценкой частоты буллинга и школьного климата с собственными действиями респондентов. Данное пилотажное исследование проблематизирует вопросы о способах реагирования сотрудников российских школ на ситуации буллинга и показывает необходимость дальнейших исследований.

Ключевые слова:

администрация школы, буллинг, образовательная среда, педагоги, школьный климат, bullying, educational environment, school administration, school climate, teachers

Язык текста:

Русский

Сведения об источнике:

Психологические исследования. – 2021. – Т. 14, № 76.

Электронная версия:
Перейти
Дата публикации:
Дата публикации: