Совладающее поведение
Совлада́ющее поведе́ние, копинг, копинг-поведение (англ. coping behavior), особая форма социального поведения, которое обеспечивает продуктивность, здоровье и благополучие человека в стрессовых ситуациях. Совладающее поведение – это сознательное поведение, направленное на активное изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддаётся контролю). Понятие совладания (coping) введено в 1966 г. Р. Лазарусом и активно используется в психологических исследованиях механизмов стресса (Lazarus. 1966; 1984). По мнению Р. Лазаруса и С. Фолкман, на совладание влияют: оценка степени угрозы, оценка ресурсов, необходимых для совладания, оценка собственных действий, их успешности в преодолении трудных (стрессовых) ситуаций. В отечественной психологии исследования совладающего поведения развиваются с опорой на субъектные критерии человеческой активности (Крюкова. 2008; Сергиенко. 2010).
Совладающее поведение позволяет человеку адаптироваться к требованиям ситуации (ослабить или смягчить требования, избежать, привыкнуть к ним), тем самым уменьшить стрессовое воздействие ситуации и восстановить оптимальное внутреннее состояние. Выделяется несколько целей совладающего поведения: решение проблемы, регуляция эмоционального состояния, защита самооценки и регуляция социальных взаимодействий (Laux. 1991).
Современными исследователями совладающее поведение разделяется на следующие формы: реактивное совладание, проактивное совладание, антиципационное совладание, превентивное совладание (Schwarzer. 2001). При анализе совладающего поведения выделяются различные стратегии и стили совладания, которые играют роль посредника между устойчивыми личностными особенностями и результатом (исходом) поведения.
Совладающее поведение изменяется в разные периоды жизни человека (Крюкова. 2008). В качестве факторов, детерминирующих становление совладающего поведения в детском возрасте, выделяют: качество привязанности, семейный контекст, детско-родительские отношения (детский опыт отношений), модель совладающего поведения родителей (Куфтяк. 2012). Взросление, развитие самопознания и владения собой способствуют усложнению, повышению гибкости и расширению репертуара совладающего поведения (Frydenberg. 2014). С возрастом увеличивается использование и продуктивных (ориентированных на разрешение ситуации), и непродуктивных (направленных на деструктивную разрядку состояния) стратегий и стилей совладания. Совладающее поведение обладает определенной динамикой, трансформируясь под влиянием требований ситуации или собственных изменений субъекта в ситуации (Крюкова. 2008).
Исследования совладающего поведения имеют большое практическое значение: обучение совладающему поведению способствует повышению успешности и благополучия человека в разнообразных жизненных сферах (работа, семья, здоровье и др.).