Славина Лия Соломоновна
Сла́вина Ли́я Соломо́новна (14.1.1906, Гомель – 23.9.1988, Москва), советский психолог, исследователь в области психологии формирования личности и психологии воспитания.
Родилась в семье помощника аптекаря. В 1923 г. окончила 2-ю ступень (старшая школа) средней школы. В 1925–1930 гг. обучалась на педологическом отделении педагогического факультета 2-го МГУ (ныне МПГУ), получила специальность «преподаватель педагогических дисциплин». В то время во 2-м Московском университете у Л. С. Выготского вместе со Славиной учились Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Р. Е. Левина, Н. Г. Морозова (Зинченко. 2021); вместе они вошли в историю как «пятёрка учеников Выготского» (Гуткина. 2008; 2008; Зинченко. 2021). Совместная работа в семинаре Выготского на всю жизнь соединила Божович и Славину: «этот был мощный научный тандем Божович – Славина, в котором один учёный дополнял другого» (Гуткина. 2008. С. 21). В студенческие годы под руководством Выготского и А. Р. Лурии Славина совместно с Божович провела своё первое научное исследование подражания у дошкольников, впоследствии опубликованное в журнале «Культурно-историческая психология» (Божович. 2007; 2007; 2007; 2008). Историко-психологическая справка, касающаяся точной даты проведения этого исследования, приведена в работе (Гуткина. 2008).
В 1931–1932 гг. Славина преподавала педагогику и психологию раннего возраста в Ярославском медицинском политехникуме (ныне Ярославский медицинский колледж), одновременно работала в яслях г. Ярославля. С 1932 по 1938 гг. Славина – младший научный сотрудник по детской и педагогической психологии в различных научно-исследовательских учреждениях Москвы (Высший коммунистический институт просвещения, Научно-практический институт специальных школ).
В 1938–1941 гг. Славина училась в аспирантуре в отделе развития и воспитания Центрального научно-исследовательского педиатрического института Наркомздрава СССР (ныне Научно-исследовательский клинический институт педиатрии и детской хирургии имени академика Ю. Е. Вельтищева). Её научным руководителем был Н. М. Щелованов. Одновременно с обучением в аспирантуре с 1939 г. вела занятия в школах медицинских сестёр по курсу «Воспитательная работа в яслях».
С сентября 1941 г. по 1943 г. работала педагогом в яслях г. Алма-Ата, до марта 1944 г. была научным сотрудником-педагогом в Педиатрическом институте Казахской ССР.
С 16 марта 1944 г. зачислена младшим научным сотрудником в отдел генетической психологии (по другим данным – отдел детской психологии) НИИ психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО). 26 января 1945 г. Славина защитила в НИИ психологии (председатель учёного совета – П. А. Шеварёв) кандидатскую диссертацию «Понимание детьми раннего возраста устного рассказа», которая была подготовлена ею в довоенный период. Отзывы на диссертацию предоставили Г. А. Фортунатов и Б. М. Теплов. Проведённое на детях 2–3 лет исследование показало, что рассказывание детям коротких историй сюжетного характера способствует воспитанию умения слушать речь, оторванную от ситуации (Славина. 1947).
В последующие годы, работая в возглавляемой Л. И. Божович лаборатории психологии воспитания НИИ психологии АПН РСФСР (название лаборатории впоследствии многократно менялось), занялась изучением формирования личности ребёнка и разработкой психологических основ воспитания.
По воспоминаниям В. Э. Чудновского, Славина находилась под научным влиянием Л. И. Божович, но это было «содружество двух учёных, исповедовавших общие принципы психологического исследования, поставивших перед собой общую задачу – психологический анализ проблемы воспитания детей и подростков» (Чудновский. 2006. С. 3). Подходы к исследованию у Божович и Славиной различались: если первая была в большей мере теоретиком, то «Лия Соломоновна почти не занималась "чистой наукой" – теоретизированием, в ходе которого формулировались выводы и предположения, нуждающиеся в апробации практикой» (Чудновский. 2006. С. 4). Существенную часть работы Славиной составляло создание воспитательной ситуации, направленной на изменение поведения ребёнка, и решение проблемы служило подтверждением правильности выдвинутой гипотезы: «Практика в исследованиях Л. С. Славиной воистину является критерием истины…» (Чудновский. 2006. С. 5). По оценке В. Э. Чудновского, Славина «фактически создала новый "жанр" психологического исследования, в котором теоретические предпосылки, играя роль "первоначального толчка", затем "обрастают" конкретным практическим содержанием» (Чудновский. 2006. С. 13). Как отмечает Н. И. Гуткина, проводимые Славиной беседы с детьми по своему методу были очень похожи на клинические беседы Ж. Пиаже (Гуткина. 2008; 2008).
Отталкиваясь от предложенного А. Н. Леонтьевым деления мотивов на «знаемые» и «реально действующие», Славина провела исследование, показавшее своеобразное строение мотивации игры младшего дошкольника: игра может осуществляться только при наличии в ней двух указанных мотивационных планов (Славина. 1948).
Последующие исследования касались психологических особенностей личности школьника, в частности недисциплинированности и неуспеваемости школьников. Как показали исследования Славиной, внешне одно и то же проявление недисциплинированности может иметь разные причины. В работе «Роль семьи в формировании отношения школьника к учению и школе» (Славина. 1951) она вводит понятие «смыслового барьера», когда «у ребёнка может образоваться по отношению к … способу воздействия особого рода невосприимчивость» (Славина. 1951. С. 185). За «смысловым барьером» скрывается «явление, когда ребёнок, хорошо понимая и умея выполнить то, что требует от него учитель, как бы "не принимает" это требование и упорно его не выполняет» (Славина. 1958. С. 10). Поставленная Славиной задача преодоления смыслового барьера в каждом случае решалась индивидуально и приводила к изменению успеваемости, помогала «довести до сознания ребёнка высокий смысл учения» (Славина. 1951. С. 186). Для преодоления смыслового барьера необходима организация мероприятий, направленных на изменение отношений между ребёнком и воспитателем.
Славина описала причины недисциплинированности учеников и выделила соответствующие группы недисциплинированных школьников (Славина. 1958). Одна из причин недисциплинированности связана с мотивационно-аффективной стороной личности ученика, когда его интересы лежат за пределами школы, что находит своё проявление в нарушении правил поведения, шутовстве и т. д. Другую группу составляют ученики, не усвоившие правил поведения, это импульсивные и беспокойные школьники.
В работе «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» (Славина. 1958) Славина предприняла попытку раскрыть психологические причины неуспеваемости. По её мнению, сущность индивидуального подхода состоит в признании того, что всякое воспитательное воздействие на ребёнка опосредовано его личностью, и задача состоит в том, чтобы научить учителя видеть своеобразие ребёнка, подлинные причины его поступков (проступков). Работу по предупреждению неуспеваемости необходимо проводить на протяжении всего периода школьного обучения, но особое значение она приобретает в 1-м классе. Славина прочёркивала, что в практике школы «почти не встречается случаев неуспеваемости и недисциплинированности, которые бы невозможно было преодолеть» (Славина. 1958. С. 211).
В связи с изучением неуспевающих школьников внимание Славиной привлекли т. н. интеллектуально пассивные дети, которые «обнаруживают неумение и нежелание думать, стремление избежать какой бы то ни было мыслительной работы при выполнении учебных заданий» (Славина. 1951. С. 187). Они «собственно интеллектуальную задачу не выделяют из ряда других задач, она не выступает перед ними как задача, требующая для своего решения специфических интеллектуальных способов, и не побуждает их к активной интеллектуальной работе. Решение интеллектуальной задачи они подменяют выполнением привычных действий, не требующих интеллектуальных усилий» (Славина. 1951. С. 193). Задача исследовать «психологическую сущность этой особенности неуспевающих детей и раскрыть её значение для протекания их учебной деятельности, а также найти психологические пути преодоления установленного недостатка» (Славина. 1951. С. 187) решалась Славиной на примере обучения интеллектуальным умениям в области арифметики, а затем и чтению. Славина показала недостаточность традиционных форм работы, предполагающих непосредственный переход от действий с предметами к действию в уме. При обучении интеллектуально пассивных детей обучение должно проходить три стадии:
обучение внешнему действию с предметами;
выполнение действия «вслух», в воображаемом плане;
выполнение действия в уме (Славина. 1954).
Как показала Славина, введение этапа выполнения действия без предметов, но с сохранением всей структуры развёрнутого действия позволяет совершить «перевод внешнего действия во внутреннее психическое умственное действие» (Славина. 1954. С. 187). К этому же времени относится и начало исследований по формированию умственных действий П. Я. Гальперина, на что он сам указывает: «Систематические опыты Л. С. Славиной и наша отдельная, но по результатам вполне сходная и однозначная, попытка – восполнить качественные недостатки умственных действий ребёнка – до сих пор вели к тому, что неуспевающие дети становились успевающими» (Гальперин. 1954. С. 200). Интересно отметить, что результаты исследований были представлены Гальпериным и Славиной на одном и том же совещании по вопросам психологии 1953 г. Впоследствии, в отличие от Гальперина, Славина не продолжила данное направление работы.
Практическое значение этих исследований состоит в дидактическом выводе о возможности контроля над ходом образования умственного действия со стороны учителя. Кроме того, Славина предложила включить интеллектуальную активность ребёнка в содержание готовности к школе: «приходящий в школу ребёнок должен уже уметь и любить решать интеллектуальные задачи, … должен иметь общее познавательное отношение к окружающей его действительности» (Славина. 1951. С. 220).
Одним из направлений исследований в руководимой Л. И. Божович лаборатории было изучение аффективных переживаний детей. В 1966 г. вышла работа Славиной «Дети с аффективным поведением» (Славина. 1966), в которой отражены результаты двухлетнего изучения детей младшего школьного возраста, имеющих опыт отрицательных аффективных переживаний, т. е. «переживаний, в основе которых лежит неудовлетворённость каких-либо жизненно важных для ребёнка потребностей или конфликт между ними» (Славина. 1966. С. 3). В результате получило подтверждение предположение о том, что аффективные переживания ребёнка обусловлены расхождением между уровнем притязаний и потребностью в сохранении привычной самооценки. Как отмечает В. Э. Чудновский, «… подтверждение получено не на основе статистической обработки количественных данных, что всегда связано с целым рядом сомнений, а на высшем уровне – уровне практики – путём реального улучшения поведения ребёнка...» (Чудновский. 2006. С. 24). В исследованиях Славиной поиск причин аффективных переживаний предварял работу, направленную на их ослабление, а также на изменение отношения ребёнка к учёбе, его взаимоотношений со сверстниками и педагогами. Адресованное не только специалистам, но и родителям, педагогам-практикам, издание содержит множество психологических выводов и замечаний, касающихся воспитания ребёнка.
В рамках проводившегося в лаборатории Л. И. Божович изучения мотивации поведения ребёнка Славина провела экспериментальное исследование, направленное на поиск условий, при которых сознательно поставленные ребёнком цели и принятые им намерения приобретают побудительную силу. Было показано, что «цели и намерения черпают свою побудительную силу из тех потребностей, звеном в удовлетворении которых они являются» (Славина. 1972. С. 79–80). По результатам исследования, умение ставить цели и образовывать намерения возникает лишь в младшем школьном возрасте при условии поддержки со стороны взрослого.
Славина уделяла внимание популяризации сведений, касающихся особенностей мотивационной стороны деятельности детей дошкольного и школьного возраста, что отразилось в предназначенном для учителей издании «Знать ребёнка, чтобы воспитывать» (Славина. 1976) и брошюре для родителей «У вас первоклассник» (Славина. 1968). В последней работе автор напоминает родителям, что первоклассник обладает не только обязанностями, но и правами: он «имеет право на серьёзное, уважительное отношение к своей работе, к своим обязанностям, к себе самому» (Славина. 2006. С. 450).
Проработала в НИИ психологии АПН РСФСР (с 1970 НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР) до 1976 г.
К 100-летнему юбилею Славиной вышла книга её избранных трудов (Славина. 2006) с символичным названием «Трудные дети», поскольку, по словам автора предисловия В. Э. Чудновского, «объектом изучения Лии Соломоновны были в основном дети с трудной судьбой – … "недополучившие" счастливого детства» (Чудновский. 2006. С. 5).