Шеварёв Пётр Алексеевич
Шеварёв Пётр Алексе́евич [30.6(12.7).1892, Рязань – 6.9.1972, Москва], советский психолог, исследователь в области психологии восприятия и мышления, автор теории обобщённых ассоциаций. Рассматривал ассоциации как центральную проблему общей и педагогической психологии; показал значение ассоциаций в качестве элемента мыслительных процессов человека в различных видах учебной деятельности. Кандидат биологических наук (1935), доктор психологических наук (1959), профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1950).
Родился в семье ремесленника, кустаря-одиночки: его отец был живописцем вывесок, после Октябрьской революции – рабочий водного транспорта (маляр). В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, занимался в Психологической семинарии под руководством Г. И. Челпанова. В 1914–1915 гг. проводил работы по следующим темам: исследование реакций по динамометрическому методу (руководитель К. Н. Корнилов); о взаимодействии одновременных ощущений (руководитель С. В. Кравков); анализ процесса выбора (руководитель Д. К. Кейль); о детерминативном и ассоциативном течении представлений (руководитель А. А. Смирнов). Студенты Челпанова, в числе которых был и Шеварёв, составили «первую плеяду российских экспериментальных психологов» (Психологический институт в Москве. 2013. С. 34).
По окончании историко-филологического факультета в 1915 г. П. А. Шеварёв был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию (1915–1919) и одновременно преподавал в средних учебных заведениях.
В 1919–1920 гг. Шеварёв работал преподавателем психологии в Тамбовском государственном университете. В 1921–1923 гг., вернувшись в Москву, работал на отделении прикладной психологии Психологического института при Московском университете (ныне Психологический институт Российской академии образования) сначала в должности ассистента, затем – научного сотрудника первого разряда. В январе 1923 г. участвовал в Первом Всероссийском съезде по психоневрологии (Москва), где сделал доклад «К вопросу об экспериментальном исследовании воли». В ноябре 1923 г. Г. И. Челпанов уволен из Московского университета и смещён с должности директора Психологического института; вскоре из института были изгнаны многие его ученики, в их числе Шеварёв (Психологический институт в Москве. 2013. С. 50).
В 1923–1925 гг. Шеварёв был педагогом-психологом приёмно-наблюдательного пункта для беспризорных детей и одновременно преподавал в Академии социального воспитания, в Инфизкульте, в Высшей школе военной маскировки, на Педагогических курсах при Московском высшем техническом училище. В 1926–1930 гг. работал в Институте маскировки в маскировочном отделе научно-исследовательского инженерно-технического полигона военно-технического управления РККА; вёл занятия по цветоведению в Архитектурно-строительном институте.
В 1931 г. Шеварёв вернулся в Психологический институт (в то время Государственный институт психологии, педологии и психотехники), где прошёл путь от старшего научного сотрудника до заведующего лабораторией, заведующего отделом общей психологии, заместителя директора института по научной работе (1958–1961). До 1969 г. оставался заведующим лабораторией восприятия и памяти (позднее – лаборатория восприятия).
В 1930-е гг. Шеварёв работал в области психологии восприятия; в 1935 г. был утверждён в учёной степени кандидата биологических наук (по психофизиологии ощущений) без защиты диссертации. Проводил исследования восприятия и применения цвета в архитектуре. Совместно с С. С. Алексеевым и Б. М. Тепловым он разработал курс цветоведения для архитектурных вузов (Алексеев. 1938), материалы которого использовались для решения практических задач цветового оформления архитектурных сооружений. Также Шеварёв проводил исследования константности цвета при изменениях освещения (Шеварев. 1948), в которых показывал, что для объяснения явлений константности необходимо учитывать как особенности действующих стимулов, так и центральные процессы.
Шеварёв принимал активное участие в работе научных конференций, например в 1932 г. – в конференции, организованной лабораторией психофизиологии ощущений, а и июле 1938 г. – в конференции по вопросам преподавания психологии в вузе. Одновременно с работой в Институте психологии преподавал в Московском областном педагогическом институте, Военно-юридической академии и на курсах усовершенствования врачей (1938–1941).
В 1941 г. были опубликованы исследования П. А. Шеварёва по алгебраическим навыкам (Шеварев. 1941), в которых решающее значение для использования учеником навыка отводилось сознаванию задачи, которое способствовало актуализации имеющихся у ученика коннексий (подробнее см. ниже): «Всякая операция, выполняемая путём актуализации коннексии, соответствует некоторому определённому правилу...» (Шеварев. 1941. С. 170). При решении новой задачи, когда актуализации коннексии недостаточно, происходит включение процессов более высокого типа за счёт образования сложных коннексий. Исследования были продолжены психологическим анализом совершаемых школьниками алгебраических ошибок (Шеварев. 1946). По результатам исследований были сформулированы рекомендации по профилактике ошибок: сознаванию учеником особенностей алгебраических выражений способствует включение в учебную работу разнотипных задач. Соответственно намечались подбор задач для домашних и контрольных работ и переработка задачников.
В 1942 г. Шеварёв в составе Института психологии был эвакуирован в Ашхабад, а затем в Свердловск (ныне Екатеринбург), где продолжал научную работу, преподавал психологию в Свердловском государственном педагогическом институте (ныне Уральский государственный педагогический университет). По возвращении из эвакуации в 1943 г. возглавил лабораторию психологии обучения, в которой проводились исследования по формированию у детей мышления и учебных навыков.
Был награждён медалью «За оборону Москвы» (1945), из выписки из представления к награде: «…активно участвовал в пожарной охране Института, регулярно дежурил на крыше во время бомбёжек, проявляя большую выдержку и самообладание… участвовал в работах по восстановлению Института» (Психологический институт в Москве. 2013. С. 94).
Принимал участие в подготовке учебных пособий (например, Шеварев. 1949), состоял членом учёного совета библиотеки имени К. Д. Ушинского.
В 1949 г. утверждён в учёном звании профессора по специальности «Психология».
В 1955–1969 гг. возглавлял лабораторию психологии восприятия (позднее восприятия и памяти), в 1969–1970 гг. оставался старшим научным сотрудником, с апреля 1970 г. вышел на пенсию и до 19 октября 1971 г. оставался внештатным научным консультантом.
Основным предметом исследований П. А. Шеварёва выступали ассоциации. Изначально он использовал термин «коннексия», под которой понималось своеобразное соединение интеллектуальных процессов, в простейшем случае состоящее из двух членов: «Первым членом каждого такого соединения является или сознавание общих особенностей определённой части данного нам алгебраического выражения или сознавание общих особенностей только что выполненного действия. Вторым членом – установка на выполнение определённого по своему роду действия» (Шеварев. 1946. С. 176). Простые соединения могут объединяться в одно целое, образуя сложные соединения. Каждая коннексия соответствует определённому правилу. При неоднократном решении задач одного типа вспоминание правил и выполнение умозаключения выпадают, остаются лишь крайние звенья процесса: «сознавание общих особенностей данного выражения теперь непосредственно влечёт за собой установку на выполнение определённой интеллектуальной операции» (Шеварев. 1946. С. 136).
Позднее Шеварёв перешёл к использованию понятия «ассоциация», понимая под ним явления, известные в физиологии под названием вре́менной связи (Шеварев. 1957. С. 3). Развивая идеи И. М. Сеченова, Шеварёв включал в состав ассоциаций процессы сознавания (Шеварев. 1959. С. 278), при этом указывал на отличие понятия «сознавания» от понятия «сознание», имеющего собирательный смысл. Ассоциацию он считал единицей анализа психических явлений: «Первым членом… ассоциации могут быть любой психический процесс (в том числе так или иначе сознаваемое внешнее действие) и любая совокупность таких процессов. <…> За исключением ощущений, любой психический процесс может быть вторым членом ассоциации» (Шеварев. 1966. С. 400–401). Все ассоциации Шеварёв сводил к ассоциациям по смежности (Шеварев. 1966. С. 399).
Теория обобщённых ассоциаций Шеварёва является частью его ассоциативной теории. Она разрабатывалась на основе анализа ассоциаций в различных видах учебной деятельности школьников: при решении алгебраических примеров и задач, решении типовых арифметических задач, геометрических задач, при обучении чтению и выполнении орфографических заданий. Итоги исследований изложены в докторской диссертации Шеварёва, защищённой 23 февраля 1960 г., и одноимённой книге «Обобщённые ассоциации в учебной работе школьника» (Шеварев. 1959).
Шеварёв исследовал правилосообразные действия, главной особенностью которых является произвольность, преднамеренность. Они включают в себя сознавание ситуации, которая соответствует 1-й части действия, и выполнение операции, которая указана во 2-й части правила. Когда сознавание влечёт за собой операцию, следует говорить об ассоциации. Таким образом, каждое правилосообразное действие «есть не что иное, как актуализация соответствующей ассоциации (или ряда ассоциаций)…» (Шеварев. 1959. С. 13–14). Большинство правилосообразных действий являются сложными и требуют для своего выполнения актуализации многих ассоциаций.
Шеварёв предложил 2 классификации ассоциаций. Первая построена на основании признаков константности – вариативности и конкретности – обобщённости; выделено 4 семейства ассоциаций (константные, полувариативные, абстрактно-вариативные, конкретно-вариативные), которые распадаются на две большие группы: «Ассоциации, входящие в последние три семейства, при всём их различии обладают важной общей особенностью: предмет хотя бы одного члена каждой такой ассоциации в разных случаях, когда эта ассоциация актуализируется, есть предмет варьирующий (по его релевантным признакам). Поэтому все эти три семейства можно объединить в одну большую группу… вариативных (или обобщённых) ассоциаций. Другой большой группой являются константные ассоциации» (Шеварев. 1966. С. 427). По мнению Шеварёва, представители предшествующих школ ассоциативной психологии изучали именно константные ассоциации, сам же он сосредоточился на обобщённых.
Вторая классификация делит ассоциации на 3 группы в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций: в каждый член (альфа-ассоциации), только в первый (бета-ассоциации) или ни в один из них (гамма-ассоциации). Шеварёв не был уверен в существовании ассоциаций последней группы и допускал их проявление «лишь в тех или иных анормальных условиях (болезнь, усталость, сильные эмоциональные потрясения и т. п.)» (Шеварев. 1966. С. 416).
Теория обобщённых ассоциаций стала основой для решения ряда практических задач: разработки программ школьного обучения, методов анализа и построения школьных учебников, диагностики ошибочных действий школьников. Как полагал Шеварёв (1957), исследования психологии школьных знаний, умений и навыков с позиции теории ассоциаций должны ответить на следующие вопросы:
какие именно ассоциации лежат в основе того или другого знания, умения или навыка;
из каких психологических принципов следует исходить при построении такой методики обучения, которая наиболее экономным образом приводит к выработке этих ассоциаций;
какие именно ассоциации, имеющие существенное значение для выработки определённого знания, умения или навыка, есть у учащихся до того, как они приступают к изучению соответствующего раздела определённого предмета;
какие именно ассоциации действительно возникают у учащихся на различных этапах усвоения данного раздела;
как эти ассоциации зависят от содержания и построения учебника, от применяемой методики изучения и повторения раздела и т. д.
Исследования показали, что обобщённые ассоциации играют существенную роль в навыках правописания падежных окончаний существительных (Жуйков. 1957), в умении решать некоторые типы арифметических задач (Ярощук. 1957), в умении решать геометрические задачи на доказательство (Талызина. 1957) и алгебраические задачи на составление уравнений (Доблаев. 1957).
Шеварёв проводил также исследования восприятия. В его лаборатории изучалось восприятие при обучении школьников арифметике, в области инженерной и военной психологии; проводилось моделирование процессов восприятия в реальных жизненных условиях. Шеварёв рассматривал восприятие как сложный процесс, состоящий из двух фаз – сознавания перцептивной задачи (подготовительная фаза) и её решения, т. е. формирования перцептивного образа (исполнительная фаза) (Шеварев. 1962. С. 31). В подготовительной фазе обязательно должно происходить сознавание особенностей, отличающих воспринимаемый объект от других. Изучались также процессы памяти (Идашкин. 1959).
П. А. Шеварёв создал научную школу, исследования которой опирались на его теорию обобщённых ассоциаций (Коссов. 1982. С. 62). Как отмечают биографы Шеварёва, он отличался научным и организаторским талантом, высокой научной добросовестностью, принципиальностью, честностью и доброжелательностью, его называли «научной совестью института» (Ратанова. 2007. С. 356).
Имеет награды: медали «За оборону Москвы» (1945), «За победу над Германией» (1945), «За доблестный труд в Великой отечественной войне» (1946), орден Трудового Красного Знамени «За долголетнюю и безупречную работу» (1951), значок «Отличник народного просвещения» (1958), медаль имени К. Д. Ушинского (1962).