Неймарк Маня Залмановна
Не́ймарк Ма́ня За́лмановна, Мария (Майя) Соломоновна Неймарк (12.5.1927, Ленинград, ныне Санкт-Петербург – 2.9.2020, Нью-Йорк, США), советский психолог, исследователь в области психологии формирования личности и психологии воспитания, представитель научной школы Л. И. Божович; известна разработкой экспериментальных методик исследования личности ребёнка. Доктор психологических наук (1973).
Родилась в семье служащих: отец был бухгалтером, мать – нормировщицей. Старший брат (род. 1924) погиб в 1944 г.; у Мани была также младшая сестра (род. 1938). Маня обучалась в школе с 1935 г. В 1941–1944 гг. с матерью и сестрой находилась в эвакуации в Пермской области. После окончания школы в 1946 г. поступила на психологическое отделение философского факультета Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ). В 1948 г. вышла замуж за студента того же факультета Льва Наумовича (Нахмановича) Ланду.
Ещё в студенческие годы начала преподавать психологию в школе (1949–1951).
По окончании университета в 1951 г. Неймарк была направлена на работу в Алма-Атинский НИИ педагогических наук (НИИ школ) при Министерстве просвещения Казахской ССР и проработала там до 1954 г. Проводила исследования в секторе художественного воспитания, с этого времени начала заниматься вопросами воспитания и формирования личности. Одновременно преподавала педагогику и психологию в Алма-Атинском институте иностранных языков.
В 1954 г. вернулась в Ленинград и занялась преподаванием психологии в средней школе, затем стала заведующей учебной частью. Одновременно обучалась на заочном отделении физико-математического факультета Ленинградского государственного педагогического института (ныне РГПУ имени А. И. Герцена), в 1954 г. закончила 4 курса.
В 1957 г. переехала в Москву и вскоре начала работать в лаборатории Л. И. Божович. По данным Н. И. Гуткиной, на момент знакомства с Божович Неймарк работала учителем математики в школе, т. к. не могла устроиться на работу по специальности. Свободных ставок в лаборатории не было, и Божович предложила научное сотрудничество без оформления на работу. Неймарк приняла это предложение и с 1 января 1958 г. стала внештатным научным сотрудником лаборатории психологии воспитания детей школьного возраста НИИ психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт Российской академии образования), впоследствии получила ставку лаборанта, затем младшего научного сотрудника той же лаборатории.
Изначально профессиональные интересы Неймарк были связаны с экспериментальным изучением эмоциональных реакций школьников на трудности в учёбе. Она исследовала психологические механизмы «аффекта неадекватности» – под ним понималось тяжёлое эмоциональное состояние, являющееся «результатом повышенных притязаний, которые не совпадают с возможностями, т. е. результатом того, что устойчивая самооценка оказывается выше... чем оценка, которую человек получает от других» (Неймарк. 1975. С. 29). Неймарк была разработана специальная методика исследования аффекта неадекватности.
В 1962 г. Неймарк защитила кандидатскую диссертацию «Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе», решение ВАК о присуждении учёной степени было принято 22 июня 1962 г.
Неймарк высказала предположение, что для возникновения острых эмоциональных состояний необходимо, помимо неуспеха, расхождение между притязаниями ученика и его возможностями, между его самооценкой и оценкой со стороны взрослого. Выполненное исследование показало, что «аффективные состояния могут возникать в связи с неудовлетворением потребности ребёнка в определённых взаимоотношениях с окружающими... отражением чего и является его отношение к себе, его самооценка и уровень притязаний, а также стремление занимать определённую позицию в коллективе» (Неймарк. 1962. С. 19). В качестве перспективы дальнейших исследований была поставлена задача «вскрыть более глубокие закономерности формирования аффективно-потребностной сферы ребёнка и, главное, – её функциональной роли в формировании личности» (Неймарк. 1962. С. 19). Выполненное Неймарк экспериментальное исследование аффекта неадекватности стало основанием для психолого-педагогической работы с аффективными детьми (Чудновский. 2008).
С 1963 г. Неймарк – старший научный сотрудник НИИ психологии. 2 июля 1969 г. ей присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности «Детская и педагогическая психология».
Неймарк писала, что в 1962 г. в лаборатории психологии воспитания началось экспериментальное изучение направленности личности подростка: «Мы рассматриваем направленность личности как результат устойчивого доминирования преобладающих мотивов поведения. Устойчивое доминирование одних мотивов над другими мотивами придаёт структуре всей мотивационной сферы личности иерархический характер» (Неймарк. Изучение подростков ... 1972. С. 147).
Исследования Неймарк были обобщены в её докторской диссертации «Психологическое изучение направленности личности подростка», защита которой состоялась в 1972 г., решение ВАК о присуждении учёной степени принято 14 июня 1973 г. Впоследствии диссертация вышла в США отдельной книгой – «Ориентация личности» («Personality Orientation». 1976). Официальными оппонентами на защите выступили доктор психологических наук А. А. Бодалёв, доктор педагогических наук Т. Е. Конникова, доктор медицинских наук Ф. Д. Горбов.
Задача исследования определялась автором как «изучение структуры направленности, её характера у подростков, функции в формировании их личности и проявлений в поведении, а также изучение основных видов направленности и их особенностей» (Неймарк. Психологическое изучение ... 1972. С. 4). Неймарк определила направленность личности как «центральное образование в характеристике мотивационной сферы… она структурирует и организует мотивы и потребности личности» (Неймарк. Направленность личности ... 1972. С. 247). В зависимости от того, какие мотивы у человека являются доминирующими, можно говорить, по мнению Неймарк, о трёх видах направленности личности: общественной, личной и деловой. На основании проведённого исследования был сделан вывод: «…в тех случаях, когда мы имеем совпадение доминирующих мотивов на непроизвольном и произвольном (сознательном) уровнях мотивации, поведение человека цельно, неконфликтно, ненапряжённо. В случаях же несовпадения доминирующих мотивов на этих уровнях всё поведение человека становится конфликтным, противоречивым. Свидетельство тому – аффективность, феномен двойной мотивации, распад деятельности и т. п.» (Неймарк. Психологическое изучение ... 1972. С. 29–30). Соотношение доминирующих мотивов на разных уровнях мотивации, особенности взаимодействия произвольно и непроизвольно доминирующих мотивов рассматривались Неймарк в качестве фундаментальных характеристик направленности личности.
Также Неймарк провела исследование связи между направленностью личности и возникновением аффекта неадекватности. Как оказалось, аффект неадекватности возникает при наличии направленности на самоутверждение, он является «своеобразной защитной реакцией, помогающей ребёнку оградить себя от нежелательных воздействий действительности и как-то сохранить удовлетворяющее его отношение к себе. Аффект неадекватности… возникает ради сохранения самооценки в такой ситуации, которая требует пересмотра этого отношения» (Неймарк. Направленность личности ... 1972. С. 114). Если же имеет место направленность не на самоутверждение, а на дело, аффект неадекватности не возникает. В этой ситуации наблюдается положительная, полезная для личности тенденция поднять свои возможности до уровня притязаний и таким образом добиться своих целей. Эту тенденцию Неймарк также рассматривает как аффективную, однако уже иного, адекватного характера. Таким образом, «…в зависимости от той потребности, неудовлетворённость которой породила аффект, он может быть и стимулом, и тормозом развития личности (Неймарк. Направленность личности ... 1972. С. 146).
Большое внимание Неймарк уделяла разработке экспериментальных методов исследования личности. В 1967 г. в журнале «Советская педагогика» Неймарк опубликовала отзыв на докторскую диссертацию Л. И. Божович и к числу её несомненных достоинств отнесла демонстрацию целесообразности «применения в исследованиях по личности строгих экспериментов даже лабораторного типа» (Неймарк. 1967. С. 158). Именно такой подход к исследованию формирования личности ребёнка реализовывала и сама Неймарк (Божович. 1968).
На основании результатов своих исследований Неймарк формулировала практические рекомендации для родителей и педагогов (Неймарк. 1975). В частности, она писала, что успешность учения – очень важный фактор развития личности школьника, и отмечала желательность соответствия оценки ученика учителем и самим учеником для формирования у подростка положительного отношения к себе.
24 мая 1976 г. Неймарк по собственному желанию уволилась из лаборатории и вскоре вместе с мужем эмигрировала в США. Свои исследования она продолжала и после эмиграции. Кроме того, до 1994 г. работала клиническим психологом в еврейском Центре социальной службы семьи и детства (Нью-Йорк), помогая иммигрантам из России и их семьям (Ланда-Неймарк. 2013).
В 2012 г. Неймарк совместно с Н. Н. Толстых провела сравнительное изучение действия различных мотивов. Авторы пришли к выводу, что подобные исследования весьма интересны в контексте кросс-культурных научных направлений (Неймарк. 2013).