Благонадежина Лариса Васильевна
Благонаде́жина Лари́са Васи́льевна (5.4.1895, Павлоград Екатеринославской губернии, ныне Днепропетровской области – не ранее 1973, Москва), советский психолог, исследователь в области возрастной психологии и психологии развития, представитель научной школы Л. И. Божович. Кандидат педагогических наук (по психологии) (1939).
Родилась в семье педагога. В 1913 г. закончила 8 классов Мелитопольской женской гимназии. В 1915–1917 гг. обучалась на историко-философском факультете Высших женских курсов в Москве, по окончании получила специальность «философия и психология». В 1917–1918 гг. жила в Новочеркасске, была председателем Городского совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. В мае 1918 г. при наступлении белых бежала в Астрахань, в 1918–1919 гг. работала заведующей отделом школ I ступени Губернского отдела народного образования г. Астрахань.
С 1919 г. жила в Москве. В 1919–1922 гг. обучалась на историко-филологическом факультете МГУ, специализировалась на психологии. В последующие годы работала педагогом на курсах по подготовке дефектологов и в Педагогическом институте детской дефективности (1919–1920), педагогом 16-й вспомогательной школы г. Москва (1920–1921). В 1921–1924 гг. – певица Госкапеллы. В 1924–1926 гг. была безработной, от биржи труда получала временную работу.
В 1924–1926 гг. обучалась во Втором государственном музыкальном техникуме имени Стасова (ныне Детская музыкальная школа имени В. В. Стасова), который окончила в 1926 г. С 1926 по 1929 гг. – аспирантка Государственной академии художественных наук, специальность – музыкальная психология. В 1929–1935 гг. – научный сотрудник центральной педологической лаборатории МООНО (Отдела народного образования Мособлсовета). В 1935–1938 гг. – научный сотрудник психолого-педагогической лаборатории Московской консерватории.
С 10 марта 1938 г. и до выхода на пенсию Благонадежина – научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института психологии (ныне ПИ РАО). С 1945 г. работала в лаборатории Л. И. Божович.
26 февраля 1939 г. в Московском государственном педагогическом институте (ныне МПГУ) защитила кандидатскую диссертацию «Психологический анализ слухового представления мелодии». В 1942 г. получила учёное звание старшего научного сотрудника по специальности «психология».
Во время Великой Отечественной войны вместе с институтом была эвакуирована в г. Ашхабад, где развернула работу по пропаганде психологических знаний и по вовлечению в научно-методическую работу сотрудников дошкольных учреждений. После переезда института в г. Свердловск летом 1942 г. собирала материалы по теме Уральского филиала Академии наук «Дети и Великая Отечественная война». В 1943 г. сотрудники института вернулись из эвакуации.
Получила медали: «За оборону Москвы» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.» (1946). В выписке из представления к награде «За оборону Москвы» сказано: «...несмотря на свой возраст, несла регулярные дежурства на крыше во время наиболее тяжёлых бомбардировок» (Психологический институт в Москве … 2013. С. 94).
Муж Благонадежиной погиб на фронте в 1941 г.
В 1959 г. Благонадежина уволилась из института в связи с выходом на пенсию, однако впоследствии периодически состояла внештатным сотрудником института, посещала заседания лаборатории, занималась совместно с Л. И. Божович редактированием сборников трудов лаборатории.
Среди профессиональных интересов Благонадежиной заметное место занимает проблема восприятия произведений искусства и художественной литературы. Первые её исследования, начатые в период работы над кандидатской диссертацией, проводились в области музыкальной психологии. Их предметом выступил музыкальный слух, имеющий две формы проявления: образную слуховую память и слуховое воображение. Благонадежину интересовала образная слуховая память, т. е. процесс воспроизведения в представлении слышимой мелодии. Результаты исследования показали, что дефекты в слуховом восприятии музыки обнаруживаются даже у людей, длительно занимающихся музыкой и достаточно развитых в музыкальном отношении. Поэтому Благонадежина полагала актуальной задачу «специального воспитания способности полноценно представлять себе музыку, поскольку значение внутреннего слуха для продуктивности любой формы музыкальной деятельности надо считать общепризнанным» (Благонадежина. 1940. С. 194). Она предлагала использовать в процессе запоминания музыкального материала способы опосредования его неслуховыми переживаниями (например, зрительным представлением нотного текста или клавиш фортепиано), при этом «опосредствующие пути должны подкреплять или стимулировать слуховое запоминание, но не подменять его» (Благонадежина. 1940. С. 194).
Благонадежина исследовала влияние изучения литературы в школе на восприятие самостоятельно читаемых произведений, в частности, «на восприятие школьниками идейного содержания произведения, образов героев и отчасти художественных особенностей изображения» (Благонадежина. Влияние изучения литературы на самостоятельное чтение школьников. 1955. С. 217). С докладом на эту же тему Благонадежина выступила на совещании по психологии 1955 г., в котором отметила, что изучение учебного предмета в школе выполняет свою задачу только в том случае, если приводит к применению изученного в соответствующей практике, и такой практикой для уроков литературы выступает самостоятельное чтение (Благонадежина. Влияние изучения литературы на самостоятельное чтение учащихся. 1955. С. 55).
Выполненное на школьниках 5-го и 7-го классов исследование показало, что вначале юный читатель представляет себя участником действий героев, на смену этому приходит более объективное восприятие произведения и только позже формируется восприятие его художественных особенностей. При этом если подход к герою с точки зрения его общественного и морального облика формируется с опорой на отношение к соответствующим сторонам действительности уже в 5-м классе, то восприятие произведения как явления литературы требует специальной учебной работы, «влияние изучения литературы на самостоятельное чтение учащихся в этом направлении отстаёт от влияния на осознание ими изображённой в произведении действительности» (Благонадежина. Влияние изучения литературы на самостоятельное чтение школьников. 1955. С. 260). Обсуждая данные Благонадежиной, О. И. Никифорова обратила внимание на то, что в её исследовании «преподавание литературы берётся в отвлечении от конкретной методики и конкретного процесса преподавания» (Никифорова. 1957. С. 89), оно никак не оценивается и не анализируется, выступает как стабильный фактор, и тем самым против воли автора снимается вопрос о совершенствовании методики преподавания литературы в школе.
Проведённое по просьбе Всероссийского театрального общества научными сотрудниками лаборатории психологии воспитания Л. В. Благонадежиной, И. Г. Диманштейн и А. М. Прихожан исследование восприятия театральных спектаклей школьниками I–X классов было направлено на изучение возрастной динамики отношения детей к особенностям спектакля (Благонадежина. 1973). Было обнаружено, что с возрастом происходит «переход от преобладающей роли в отношении к спектаклю изображённых в нем событий, действий и поступков героев ко всё большей обусловленности этого отношения осознанием и оценкой качеств самого изображения, художественных особенностей спектакля – его выразительных средств» (Благонадежина. 1973. С. 95). Эти данные соответствуют тому, что было ранее установлено при изучении отношения к произведениям других видов искусства (литературы, живописи). Во всех возрастных группах было обнаружено, что в восприятии общего смысла спектакля основное место занимает его моральное содержание. «Возможность не только понять его, но и эмоционально пережить, которую даёт восприятие художественного произведения, является существенной функцией спектакля в формировании личности зрителей-школьников» (Благонадежина. 1973. С. 95).
Другое направление исследований Благонадежиной – анализ особенностей профессионального выбора старшеклассников, их отношения к различным профессиям и собственной будущей трудовой деятельности (исследования проводились в связи с обсуждением введения политехнического обучения в школе). К. А. Арискина (1952) под руководством Благонадежиной изучала взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их учебных интересов. Результаты позволили сделать вывод о том, что эта связь основана на интересе учащихся к содержанию будущей профессиональной деятельности. Отсутствие связи между учебными интересами школьника и выбранной им профессией может быть следствием трёх причин: незнанием видов трудовой деятельности, односторонней направленностью личности школьника (только на учебную или только на трудовую деятельность), формальным усвоением школьных знаний. Одним из условий преодоления сложившейся ситуации выступает собственная практическая деятельность старшеклассников, которая создаёт почву для подлинного усвоения знаний, установления «связи между теоретическими знаниями и решением не только учебных, но и внеучебных, "жизненных", в широком смысле, задач» (Благонадежина. Связь … 1955. С. 99), и тем самым превращает знания «в орудие познания действительности и в научную основу трудовой деятельности» (Благонадежина. Связь … 1955. С. 99).
Работа в лаборатории Л. И. Божович отразилась в ряде публикаций Благонадежиной, связанных с анализом личностных особенностей младших школьников и подростков.
В брошюре «Психологические вопросы воспитания младшего школьника в семье» (Благонадежина. 1956) автор обсуждает такие моменты семейного воспитания, как формирование серьёзного отношения ребёнка к школе, его интереса к чтению, развитие познавательных процессов, овладение нормами поведения, в том числе правилами взаимоотношений в учебном коллективе.
Благонадежиной подготовлен краткий обзор зарубежных исследований по психологии личности (1956), в том числе по проблемам сущности, структуры и развития личности, методам её изучения. Принимала участие в подготовке учебника по психологии для педагогических институтов, для которого написала главу «Эмоции и чувства», а также некоторые части раздела «Психическое развитие детей» (Психология. 1956).
В 1961 г. под редакцией Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной вышел сборник «Вопросы психологии личности школьника», в который вошли статьи сотрудников лаборатории психологии воспитания школьника НИИ психологии о нравственных качествах личности подростка, формировании организованности и ответственности у детей младшего школьного возраста, отношении школьников разных возрастов к труду и др. В 1970 г. под редакцией Благонадежиной вышел сборник докладов, прочитанных на секции психологии воспитания Всесоюзных педагогических чтений 1968 г. (О некоторых … 1970).
В 1972 г. под редакцией Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной была опубликована коллективная монография «Изучение мотивации поведения детей и подростков». В предисловии в качестве предмета исследования указано формирование потребностей и мотивов человеческого поведения, «проблема развития потребностей в онтогенезе, их место и роль в формировании личности ребёнка и их функция в его поведении и деятельности» (Божович. 1972. С. 4), что подводит «к решению проблемы путей возникновения высших, так называемых "духовных потребностей" человека и мотивирующей роли сознания» (Божович. 1972. С. 6).