Бодалёв Алексей Александрович
Бодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (13.10.1923, Сарапул Вотской автономной области, ныне Удмуртии – 20.12.2014, Москва), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики.
Родился в семье служащих, был одним из четырёх детей. В конце 1920-х гг. семья переехала из Сарапула сначала в Боровичи, а в 1933 г. – в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где Алексей учился в средней школе № 48. До войны успел окончить 9 классов; из-за плохого зрения его не взяли на фронт, работал на строительстве оборонительных сооружений в блокадном Ленинграде, затем был пожарным. В 1944/1945 учебном году окончил вечернюю школу рабочей молодёжи. В 1945–1950 гг. учился на философском факультете Ленинградского государственного университета (ЛГУ, ныне СПбГУ), специализируясь на отделении психологии у Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева. На последнем курсе и после окончания университета в 1949–1956 гг. работал учителем психологии и логики и был классным руководителем в школе № 207 Ленинграда. Параллельно вёл диссертационное исследование «Формирование требовательности к себе у старшего школьника» и в 1953 г. получил учёную степень кандидата педагогических наук.
По рекомендации Б. Г. Ананьева поступил ассистентом на кафедру психологии ЛГУ. Здесь Бодалёв в рамках научной стратегии учителя, направленной на изучение проблем человекознания, проводил исследования функционирования познавательных процессов в ходе общения в контексте комплексного социально-психологического изучения человека. В 1966 г. защитил докторскую диссертацию «Восприятие и понимание человека человеком» и в 1967 г. получил звание профессора. Организовал в ЛГУ группу по изучению восприятия человека человеком в ситуациях общения. В 1971 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук (АПН) СССР (ныне РАО). В 1969 г. возглавил кафедру общей психологии ЛГУ, после смерти Б. Г. Ананьева в 1972 г. стал деканом факультета психологии ЛГУ.
Переехав в Москву, в 1976 г. организовал и до 1986 г. возглавлял лабораторию социальной перцепции в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО) при директоре В. В. Давыдове. В 1979 г. на базе этой лаборатории и кафедр общей и медицинской психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова организовал первый в СССР центр психологической помощи семье, которым руководил до 1986 г.
После смерти А. Н. Леонтьева в 1979 г. был назначен заведующим кафедрой общей психологии и деканом факультета психологии МГУ (1979–1986). В МГУ Бодалёв организовал инновационные для советской психологии исследования в области психодиагностики, психотерапии детей и психологического консультирования родителей и специалистов. Возглавляемый им психологический факультет оказался в 1986 г. на первом месте по успеваемости и на втором месте по научной продуктивности среди всех факультетов МГУ, что свидетельствует об эффективности управленческой и научно-педагогической деятельности Бодалёва.
В 1978 г. был избран академиком АПН СССР (в 1993 – академиком РАО). В 1976–1986 гг. академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР, в 1986–1989 гг. вице-президент академии. Организовал научный совет «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности» при президиуме АПН СССР. В 1989–1993 гг. заведовал лабораторией общения в семье и школе ПИ РАО, руководил исследованиями возрастных, профессиональных и индивидуальных особенностей общения, а также анализом и коррекцией нарушений речевого общения с учётом опыта зарубежной психологии и реабилитологии. В 1993–2002 гг. в должности главного научного сотрудника ПИ РАО руководил научно-исследовательской группой «Психология общения, развития и реабилитации личности», изучавшей проблемы коммуникации в онтогенезе и социореабилитации человека. Одновременно в 1993–2004 гг. был профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ. В 2000–2006 гг. профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ (ныне РАНХиГС), где разрабатывал теоретико-методологические основы комплексной акмеологии развития профессионализма госслужащих и политологии управления. В это же время в ПИ РАО изучал психологию смысла жизни выдающихся личностей – деятелей науки и культуры.
В течение своей 70-летней научной деятельности Бодалёв внёс существенный вклад в разработку общепсихологических, социально-психологических и психолого-педагогических проблем, психодиагностики, педагогики образования детей и андрагогики профессионального обучения взрослых, консультативной помощи семье и организации психологической службы в школе, акмеологии профессионализма и социально-политической психологии в системе государственной службы и управления. Занимался изучением возрастного, когнитивного и профессионального развития личности, осознания смысла жизни и нравственного воспитания, межличностного общения и социальной перцепции, развития способностей, жизнетворчества выдающихся индивидуальностей в науке и культуре.
В ситуации доминирования в послевоенной советской психологии естественно-научных подходов и рационалистических трактовок когнитивных процессов Бодалёв одним из первых (ещё до эпохи перестройки) обратился к гуманистически ориентированному изучению феноменологии общения и понимания человека человеком с учётом психосемантики, герменевтики экзистенциализма и психологии социальных установок и представлений, а также инклюзивной социореабилитологии. В развитие психологии отношений В. Н. Мясищева в трудах Бодалёва рассматривалась феноменология, закономерности, механизмы индивидуального понимания человека человеком и социального познания в коммуникациях и взаимодействиях людей. Используя идеи Мясищева, Бодалёв исследовал развитие личности и её отношений в ситуациях межличностного общения, что было новаторским на фоне доминировавшего в советской психологии изучения индивида в процессе социально нормированной деятельности. При этом Бодалёвым были раскрыты различия психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) в проявлениях ценностно-ориентационной сферы личности, в особенностях познания при межличностном взаимодействии, зависящих от возраста, пола, профессии участников общения. Впервые в отечественной психологии Бодалёв описал закономерности и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке в ситуациях непосредственного общения, что доныне эффективно используется в практической социальной психологии и конфликтологии.
На фоне доминировавшего в советской науке изучения онтогенеза психики детей Бодалёв с использованием лонгитюдных методов начал реализовывать предложенную Б. Г. Ананьевым стратегию исследования возрастных особенностей развития взрослых учащихся, студентов и профессионалов. Исходя из методологии человекознания Ананьева и онтологии акме Н. В. Кузьминой Бодалёв одним из первых в российской науке определил предмет акмеологии – комплексной дисциплины, сложившейся на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и исследующей становление человека как индивида, личности и субъекта общения, понимания, самосознания, деятельности, его личностно-профессионального формирования как специалиста, социально активной личности при достижении ею наиболее высокого уровня совершенствования в своём развитии. Этот подход реализован Бодалёвым при изучении персонологии жизнетворчества выдающихся личностей в сфере науки и культуры, а также в разработке проблем политологии и психотехнологий развития профессионализма и оптимизации организационной деятельности управленцев и государственных служащих. С этих теоретических позиций психологии общения, акмеологии профессионализма и комплексного человекознания под руководством Бодалёва было подготовлено фундаментальное руководство «Психология общения. Энциклопедический словарь» (2011).
Бодалёв опубликовал около 600 научных работ, многие из них переведены на другие языки и изданы в США, Франции, Германии, Канаде, Японии, Мексике. В качестве научного руководителя и консультанта он способствовал защите около 120 кандидатских и 24 докторских диссертаций. Им созданы две научные школы в психологии: 1) социальной перцепции, понимания человека человеком в ситуациях непосредственного общения и 2) акмеологии, формирования профессионализма субъектов деятельности и развития творчества выдающейся личности. Идеи Бодалёва конструктивно развиваются в исследованиях его учеников и последователей в вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Краснодара и других российских городов.
Бодалёв был главным редактором журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психологические науки» (1979–1986) и членом редколлегии научных журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник ЛГУ», «Акмеология» и др. С 1989 г. председатель экспертного совета ВАК по психологии и педагогике. Действительный член Международной академии психологических наук (1993), Международной академии акмеологических наук (1993), Академии педагогических и социальных наук (1994) и Международной академии педагогических наук (1994). Организатор всесоюзных и всероссийских научно-практических конференций по психологии, акмеологии, педагогике образования и организации психологической службы в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Киеве, Гродно, Барнауле, Краснодаре и других городах, неоднократно представлял отечественную науку на международных форумах. В 1980–1988 гг. член ассамблеи Международной ассоциации психологических наук. Лауреат премии Академии педагогических и социальных наук по итогам работы журнала «Мир психологии» за 1994–1999 гг. Лауреат конкурса «Золотая психея» в номинации «Патриарх российской психологии» (2010). Заслуженный деятель науки РФ (2002).
Награждён рядом государственных наград: орденом Трудового Красного Знамени (1983), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За Победу» (1946), «В память 250-летия Ленинграда» (1957), медалью имени Г. К. Жукова (1999), орденом Дружбы (1999) и др.