#Санкт-Петербургская психология
Санкт-Петербургская психология
Тег

Санкт-Петербургская психология

Санкт-Петербургская психология
Найденo 10 статей
Психология
ПсихологиПсихологи
Бодалёв Алексей Александрович
Бодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).
Психологи
Лазурский Александр Фёдорович
Лазу́рский Алекса́ндр Фёдорович (1874–1917), российский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева. Разработал метод «естественного эксперимента», проводимого в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Автор оригинальной теории личности и классификации личностей, основанной на выделении двух сфер психического: врождённых особенностей, таких как темперамент, умственная одарённость и характер («эндопсихика»), и складывающейся на протяжении жизни системы отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»).
Александр Лазурский. Из книги: Естественный эксперимент и его школьное применение. Под редакцией Александра Лазурского. Петроград, 1918
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Теория сознания Аллахвердова
Тео́рия созна́ния Аллахве́рдова, теория сознания, разрабатываемая российским психологом В. М. Аллахвердовым и его последователями, в основе которой лежит представление о человеке как об идеальной познающей системе. Все психические образования трактуются как средства осуществления когнитивной деятельности или как её результаты; физиологические процессы рассматриваются лишь как необходимое условие реализации психической активности, однако логика познания непосредственно к ним не применима, а потому они не имеют в рамках данной теории объяснительной силы. Выживание выступает для автора не в качестве эволюционного предназначения человека, а как условие для решения познавательных задач. Такую позицию автор назвал радикальным когнитивизмом. Теория сознания претендует на статус общей теории, которая описывает принципы работы всей психики, а не отдельных процессов или явлений.
Психология
Психологи
Ананьев Борис Герасимович
Ана́ньев Бори́с Гера́симович (1907–1972), российский (советский) психолог, лидер ленинградской психологической школы. Декан факультета психологии ЛГУ (ныне Санкт-Петербургский государственный университет; 1967–1972). Занимался проблемами педагогической психологии, восприятия, общения, восстановления работоспособности раненых. Разрабатывал систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук вокруг психологии как центральной науки о человеке.
Борис Ананьев
Психологи
Мерлин Вольф Соломонович
Ме́рлин Вольф Соломо́нович (1898–1982), советский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, создатель теории интегральной индивидуальности. Основные направления исследований – теория темперамента, личность и её формирование, индивидуальный стиль деятельности, комплексное междисциплинарное исследование разноуровневых свойств индивидуальности человека. Указанные направления в основном были реализованы в период работы Мерлина в Пермском государственном педагогическом институте (ныне Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет), где он заведовал кафедрой психологии в течение 28 лет. Основные труды: «Очерк психологии личности» (1959), «Очерк теории темперамента» (1964), «Лекции по психологии мотивов человека» (1971), «Проблемы экспериментальной психологии личности» (1968, 1970, 1971), главы «Темперамент» и «Характер» в учебнике «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского (1970), «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).
Вольф Мерлин
Психологи
Рубинштейн Сергей Леонидович
Рубинште́йн Серге́й Леони́дович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике. Разработал методологию психологического исследования, в основе которой лежат принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, единства психологического изучения ребёнка и его воспитания и обучения и др. В русле разработанной Рубинштейном концепции психических явлений как процессов он вместе со своими учениками и последователями (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и др.) теоретически и экспериментально изучал особенности мышления как процесса и как деятельности. Занимался психологическими проблемами восприятия, способностей, личности, вопросами теории и истории психологии.
Сергей Рубинштейн
Психологи
Мясищев Владимир Николаевич
Мяси́щев Влади́мир Никола́евич (1893–1973), российский (советский) психолог, создатель психологической теории отношений. Автор работ по проблемам характерологии, медицинской психологии, психофизиологии. Создал теорию личности как совокупности отношений с миром, на основе которой разработал метод психотерапии неврозов, ориентированный на изменение всей системы этих отношений, пересмотр сложившихся жизненных позиций и установок.
Владимир Мясищев. Москва. Ок. 1964
Психологи
Ломов Борис Фёдорович
Ло́мов Бори́с Фёдорович (1927–1989), российский (советский) психолог, организатор науки, один из создателей российской инженерной психологии. Ученик Б. Г. Ананьева. Один из создателей и первый декан (1966–1968) факультета психологии ЛГУ (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), организатор (1971) и директор Института психологии АН СССР, основатель (1980) и главный редактор «Психологического журнала». Автор работ в области инженерной психологии, психологии общения, психологии познавательных процессов, методологии психологии.
Борис Ломов. 1989