#Санкт-Петербургская психологияСанкт-Петербургская психологияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСанкт-Петербургская психологияСанкт-Петербургская психологияНайденo 10 статейПсихологиПсихологи Бодалёв Алексей АлександровичБодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).Психологи Лазурский Александр ФёдоровичЛазу́рский Алекса́ндр Фёдорович (1874–1917), российский врач и психолог, ученик В. М. Бехтерева. Разработал метод «естественного эксперимента», проводимого в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Автор оригинальной теории личности и классификации личностей, основанной на выделении двух сфер психического: врождённых особенностей, таких как темперамент, умственная одарённость и характер («эндопсихика»), и складывающейся на протяжении жизни системы отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»).Научные теории, концепции, гипотезы, модели Теория сознания АллахвердоваТео́рия созна́ния Аллахве́рдова, теория сознания, разрабатываемая российским психологом В. М. Аллахвердовым и его последователями, в основе которой лежит представление о человеке как об идеальной познающей системе. Все психические образования трактуются как средства осуществления когнитивной деятельности или как её результаты; физиологические процессы рассматриваются лишь как необходимое условие реализации психической активности, однако логика познания непосредственно к ним не применима, а потому они не имеют в рамках данной теории объяснительной силы. Выживание выступает для автора не в качестве эволюционного предназначения человека, а как условие для решения познавательных задач. Такую позицию автор назвал радикальным когнитивизмом. Теория сознания претендует на статус общей теории, которая описывает принципы работы всей психики, а не отдельных процессов или явлений.Психологи Ананьев Борис ГерасимовичАна́ньев Бори́с Гера́симович (1907–1972), российский (советский) психолог, лидер ленинградской психологической школы. Декан факультета психологии ЛГУ (ныне Санкт-Петербургский государственный университет; 1967–1972). Занимался проблемами педагогической психологии, восприятия, общения, восстановления работоспособности раненых. Разрабатывал систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук вокруг психологии как центральной науки о человеке.Психологи Мерлин Вольф СоломоновичМе́рлин Вольф Соломо́нович (1898–1982), советский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, создатель теории интегральной индивидуальности. Основные направления исследований – теория темперамента, личность и её формирование, индивидуальный стиль деятельности, комплексное междисциплинарное исследование разноуровневых свойств индивидуальности человека. Указанные направления в основном были реализованы в период работы Мерлина в Пермском государственном педагогическом институте (ныне Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет), где он заведовал кафедрой психологии в течение 28 лет. Основные труды: «Очерк психологии личности» (1959), «Очерк теории темперамента» (1964), «Лекции по психологии мотивов человека» (1971), «Проблемы экспериментальной психологии личности» (1968, 1970, 1971), главы «Темперамент» и «Характер» в учебнике «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского (1970), «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).Психологи Рубинштейн Сергей ЛеонидовичРубинште́йн Серге́й Леони́дович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в философии, психологии и педагогике. Разработал методологию психологического исследования, в основе которой лежат принципы единства сознания и деятельности, детерминизма, единства психологического изучения ребёнка и его воспитания и обучения и др. В русле разработанной Рубинштейном концепции психических явлений как процессов он вместе со своими учениками и последователями (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и др.) теоретически и экспериментально изучал особенности мышления как процесса и как деятельности. Занимался психологическими проблемами восприятия, способностей, личности, вопросами теории и истории психологии.Психологи Мясищев Владимир НиколаевичМяси́щев Влади́мир Никола́евич (1893–1973), российский (советский) психолог, создатель психологической теории отношений. Автор работ по проблемам характерологии, медицинской психологии, психофизиологии. Создал теорию личности как совокупности отношений с миром, на основе которой разработал метод психотерапии неврозов, ориентированный на изменение всей системы этих отношений, пересмотр сложившихся жизненных позиций и установок.Психологи Ломов Борис ФёдоровичЛо́мов Бори́с Фёдорович (1927–1989), российский (советский) психолог, организатор науки, один из создателей российской инженерной психологии. Ученик Б. Г. Ананьева. Один из создателей и первый декан (1966–1968) факультета психологии ЛГУ (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), организатор (1971) и директор Института психологии АН СССР, основатель (1980) и главный редактор «Психологического журнала». Автор работ в области инженерной психологии, психологии общения, психологии познавательных процессов, методологии психологии.Психологи Басов Михаил ЯковлевичБа́сов Михаи́л Я́ковлевич (1892–1931), российский (советский) психолог, создатель оригинальной теории поведения как активного взаимодействия субъекта со средой. Ввёл в психологию термин «деятельность» для обозначения поведения как активности субъекта, включающей и его переживания, внутренний мир.Педагоги, деятели образования Стоюнин Владимир ЯковлевичСтою́нин Влади́мир Я́ковлевич (1826–1888), российский педагог, публицист. Учебно-методические работы Стоюнина оказали большое влияние на преподавательскую практику в дореволюционной школе. Развивал идеи воспитания человека-гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы, женского образования.