Психосемантика
Психосема́нтика (от греч. ψυχή – душа и σημαντικός – обозначающий), область когнитивной науки, изучающая генезис, структуру и функционирование индивидуальных и социальных систем значений, опосредствующих процессы восприятия, мышления, памяти и принятия решений.
Философские идеи, лежащие в основе психосемантики, восходят к работам Р. Луллия, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и связаны с задачей построения универсального языка логики и философии (Lingva universalis). В лингвистике предтечей понятийного аппарата современной психосемантики выступает понятие «семантического поля» В. фон Гумбольдта и его последователей, ставивших задачу реконструкции «народного духа» через анализ лексики, используемой в конкретной культуре. Наконец, в психологии истоки психосемантики восходят к работам Ч. Э. Осгуда и Дж. Келли.
Психосемантика исследует различные формы существования значений в индивидуальном и общественном сознании (образы, символы, символические действия, равно как знаковые, вербальные формы), анализируя также влияние мотивации и эмоций на актуализируемую или формирующуюся у субъекта систему значений. Основным экспериментальным подходом психосемантики является построение субъективных семантических пространств, выступающих модельным представлением категориальных структур сознания. Человеку, чей менталитет исследуют с помощью методов психосемантики, обычно предлагается тем или иным образом классифицировать анализируемые объекты, выносить суждения об их сходстве и различии. К полученным данным применяются математические процедуры факторного, кластерного и детерминационного анализа, многомерного шкалирования (см. в статье Измерение) и структурного моделирования. Т. о. выделяются общие структуры представлений, лежащие в основе частных суждений индивида и, как правило, им не осознаваемые. На основе выделения входящих в них содержательных признаков эти структуры интерпретируются как координатные оси многомерных семантических пространств. Человеческое сознание гетерогенно, и субъект может иметь высокую когнитивную сложность в одной содержательной области и низкую в другой (например, хорошо разбираться в спорте и плохо в политике).
Специфический подход психосемантики к изучению процесса общения людей и социальных институтов заключается в анализе изменения их картины мира в ходе общения. Эффективность коммуникативного воздействия, осуществляемого участниками общения друг на друга, оценивается через меру трансформации картины мира каждого из реципиентов. Картины мира участников общения задаются с помощью семантических пространств, построенных до, во время или после общения. При наличии слабого, но значимого эффекта общения возможно изменение координат объектов обсуждения в семантическом пространстве. Например, при воздействии рекламы координаты коннотативных (эмоциональных) значений могут меняться, отражая изменение отношения реципиента к объекту рекламы или, в случае институциональной рекламы, к событию или персонажу. Более сильный коммуникативный эффект связан с изменением самих категориальных осей семантического пространства: коммуникативное воздействие меняет субъективную значимость того или иного основания категоризации, и пространство растягивается или сжимается (в математике это называется аффинным преобразованием) по осям координатной сетки пространства. Эффект коммуникативного воздействия может также проявляться в том, что исходные признаки, или конструкты, определяющие оси семантического пространства, начинают на основе корреляций друг с другом образовывать новые конструкты, меняя содержательную интерпретацию координатных осей. Наиболее сильный эффект общения связан с увеличением или уменьшением (в случае аффекта) числа независимых категорий, образующих оси семантического пространства. Так, духовный поиск и акт самосознания, предшествующие совершению морального поступка, могут привести к увеличению сложности субъективной картины мира человека, выражаемой числом статистически независимых оснований категоризации – координатных осей семантического пространства. Размерность семантического пространства увеличивается, отражая усложнение категориальной структуры сознания человека.