#Социально-психологические эффектыСоциально-психологические эффектыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоциально-психологические эффектыСоциально-психологические эффектыНайденo 14 статейПсихологиПсихологи Бодалёв Алексей АлександровичБодалёв Алексе́й Алекса́ндрович (1923–2014), советский и российский психолог, педагог, специалист в области общей, возрастной, социальной психологии, акмеологии, педагогики способностей и андрагогики. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1971), действительный член Академии педагогических наук СССР (1978) и Российской академии образования (1993), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии АПН (1976–1986), вице-президент АПН (1986–1989), заведующий кафедрой общей психологии (1969–1976) и декан (1972–1976) факультета психологии Ленинградского государственного университета (ныне СПбГУ), заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1979–1986). В 1976–1986 гг. заведующий лабораторией социальной перцепции и психологии общения НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне ПИ РАО), в 1993–2002 гг. главный научный сотрудник ПИ РАО и руководитель группы психологии общения, развития и реабилитации личности. Автор работ по возрастной и педагогической психологии, психологии социального познания (социальной перцепции), психологии общения и смысла жизни, психологии и реабилитологии личности, психологии способностей и творчества. Заслуженный деятель науки РФ (2002).Термины Диффузия ответственностиДиффу́зия отве́тственности, социально-психологическое явление, заключающееся в том, что в некоторых контекстах индивиды, действуя в составе группы, испытывают меньшую ответственность (или констатируют, что испытывают меньшую ответственность) за совершающиеся действия, по сравнению с ситуацией, в которой они совершали бы те же самые действия самостоятельно, находясь вне группы. Понятие появилось в работах М. Валлаха, Н. Когана и Д. Бема в начале 1960-х гг. Концепт диффузии ответственности рассматривается как объяснительный механизм целого ряда процессов и явлений – поляризации, эффекта свидетеля, социальной лености и др.Психологи Хогг МайклХогг Майкл (Michael Hogg) (род. 1954, Калькутта, ныне Колката, Индия), британский психолог, профессор социальной психологии психологического факультета Клермонтского университета в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США). С 2006 г. почётный профессор социальной психологии в Кентском университете (Великобритания). В августе 2010 г. журнал Personality and Social Psychology Bulletin поставил Хогга на 9-е место среди самых влиятельных социальных психологов (в США и Канаде). Хогг является главным редактором журнала Group Processes & Intergroup Relations (наряду с Домиником Абрамсом).Инженеры-конструкторы Рингельман МаксимильенРингельма́н Максимилье́н, Максимилиан Рингельман, Максимилиен Рингельман (Maximilien Ringelmann) (1861–1931), инженер в области сельскохозяйственного машиностроения, исследователь эффективности совместной деятельности. Описал социально-психологический эффект, известный как «социальная леность». Рингельман работал инженером на сельскохозяйственном производстве и не был связан с психологией. Открытие эффекта началось с того, что он задумался, равна ли совместная эффективность труда группы людей (или нескольких тягловых животных) суммарной производительности отдельных единиц. Чтобы ответить на вопрос, Рингельман провёл несколько экспериментов. Один из них связан с перетягиванием каната. Сначала мужчины тянули канат поодиночке, затем группами по 7 и по 14 человек. Каждое тягловое усилие измерялось динамометром. Среднее усилие, развиваемое одним мужчиной, составило 853 Н. Когда канат тянула группа из семи человек, среднее усилие каждого оказалось равным 650 Н, а в группах из четырнадцати – 614 Н. Рингельман провёл похожие эксперименты с двухколёсной тележкой. Данные вновь подтвердили гипотезу. Рингельман установил, что усилия, прилагаемые группой, были меньше суммы усилий, приложенных людьми, действующими индивидуально (Ringelmann. 1913). Позже Рингельман вывел закономерность падения личной производительности при совместном труде.Термины Эффект якоряЭффе́кт я́коря, предвзятость суждения, проявляющаяся в привязке к произвольному числу или значению, с которым испытуемые сталкиваются перед оценкой неизвестной величины. Эффект обнаружен Д. Канеманом и А. Тверски в 1974 г. Это распространённое и устойчивое когнитивное искажение; в исследованиях было продемонстрировано, что экспертность или её отсутствие не влияет на эффект. Эффект якоря изучен в разных областях: в суждениях о повседневном знании, оценке стоимости или качества продуктов, в оценке вероятностей, самоэффективности, в переговорах, в судебных приговорах и др. Существует не менее пяти теорий, объясняющих эффект якоря: недостаточная корректировка, коммуникационное заключение, числовой прайминг, избирательная доступность, искажение шкалы оценки. Эффект якоря активно используется в маркетинге и техниках ведения переговоров.Термины Эффект Барнума – ФорераЭффе́кт Ба́рнума – Фо́рера, тенденция человека принимать расплывчатые и обобщённые утверждения как соответствующие своей уникальной личности. Профили Барнума (обычно в целом положительные) воспринимаются как точные и релевантные описания личности, а использованные психометрические методы и оценочные процедуры как достоверные вне зависимости от статуса их источника. В профилях Барнума анализ личности создаёт иллюзию персонализированного портрета, основанную на нечётком описании черт и двусмысленностях. Приятные описания принимаются лучше неприятных, а проективные методики приводят к более высоким оценкам составленных на их основе личностных портретов.Термины Эффект Даннинга – КрюгераЭффе́кт Да́ннинга – Крю́гера, метакогнитивное искажение: неспособность верно оценить степень своей квалификации. Низкоквалифицированные люди завышают её, а высококвалифицированные – занижают. Эффект впервые описан в 1999 г. психологами Д. Даннингом и Дж. Крюгером.Термины Феномен Баадера – МайнхофФено́мен Ба́адера – Ма́йнхоф, когнитивное искажение, при котором человеку, узнавшему новую информацию, затем кажется, что эта информация стала упоминаться повсюду и необычайно часто. Термин получил широкое распространение в массовой культуре. Механизм появления феномена описан А. Цвики.Термины Социальная ингибицияСоциа́льная ингиби́ция, один из эффектов социального влияния. Исследования этого эффекта восходят к работам Н. Триплетта и М. Рингельмана. Во-первых, социальная ингибиция рассматривается в рамках теорий социальной фасилитации и понимается как ухудшение исполнения действия в присутствии других в случае сложных и неизвестных задач. Во-вторых, социальная ингибиция рассматривается как минимизация поведения индивида в присутствии других людей по сравнению с тем, как он бы действовал в одиночестве. При такой трактовке социальной ингибиции в фокусе рассмотрения находится более широкий спектр поведения индивида, однако исследования не образуют единой линии, объяснительные конструкты и эмпирические факты заимствуются из различных областей социальной психологии.Термины Социальная леностьСоциа́льная ле́ность, снижение индивидуальных усилий, происходящее при совместном выполнении задачи, по сравнению с индивидуальными усилиями при исполнении задачи в одиночестве. Явление впервые было зафиксировано инженером М. Рингельманом в экспериментах, проведённых в 1880-х гг. Понятие было предложено только в 1979 г. американским социальным психологом Б. Латане с коллегами: «снижение усилий в группе по сравнению с действиями в одиночестве». Социальная леность – устойчивое явление, среди ряда факторов на его возникновение наибольшее влияние оказывают ожидания других участников группы, наличие оценки вклада индивида в выполнение группового задания, значимость задачи, особенности культуры. 12