Белланж Жак
Белла́нж Жак (Jacques Bellange, Жак де Белланж, Jacques de Bellange, Шарль де Белланж, Charles de Bellange) [около 1575 (1560? 1565?) – 1616, Нанси], французский живописец, рисовальщик и гравёр. Придворный художник герцогов Лотарингских Карла III и Генриха II. Автор религиозных и мифологических композиций, портретов, проектов костюмов и декораций для театральных постановок и придворных празднеств. В творчестве Белланжа нашли отражение основные тенденции искусства позднего маньеризма и раннего барокко.
Родился в Лотарингии. Дата рождения Белланжа по сей день остаётся предметом дискуссий. Место рождения художника также неизвестно. Отсутствуют какие-либо сведения о его родителях; можно лишь предположить, что они были католиками, как и сам Белланж. Документы из архивов г. Нанси указывают, что в 1595 г. Белланж жил в местечке Ла-Мот в области Басиньи на юге Лотарингии; это первое подтверждённое место пребывания мастера. Согласно тем же источникам, 8 февраля 1595 г. Белланж приезжал в столицу Лотарингии в поисках подмастерья.
Крайняя скудость дошедших до нас сведений оставляет множество вопросов относительно раннего периода творчества Белланжа. Возможно, в 1595–1602 гг. мастер побывал в Кёльне и Южных Нидерландах; вероятно, тогда произошло его знакомство с творчеством К. де Пассе и Б. Спрангера. Известно, что в 1600-х гг. К. де Пассе издал в Кёльне 8 гравюр, выполненных по рисункам Белланжа. Существует также предположение, что в начале своей карьеры мастер предпринял поездку в Италию, побывал в Венеции и во Флоренции, а также ездил в Париж.
С 1602 г. Белланж выполнял заказы для герцогов Лотарингских. 15 октября 1602 г. вместе с французским живописцем Ж. Данглюсом, пробывшим в Лотарингии год, он подписал контракт на выполнение работ по декоративному убранству кабинета Екатерины Бурбонской, супруги будущего герцога Лотарингии Генриха II Доброго. 20 октября 1602 г. Белланж поступил на службу к его отцу, Карлу III Лотарингскому. В 1605 г. он взял в ученики К. Дерюэ.
В 1603–1606 гг. мастер выполнил несколько картин для будущего герцога Генриха II. С мая по июнь 1606 г. он работал вместе со скульптором Ф. Друэном над созданием триумфальных арок по случаю прибытия из Мантуи Маргариты Гонзага, второй жены Генриха II. Работа над живописным декором Галереи оленей герцогского дворца в Нанси датируется 1606–1607 гг., заказ был приурочен к бракосочетанию Генриха II и Маргариты Гонзага. Белланж выполнил 20 охотничьих сцен (росписи погибли при пожаре в 1871). В 1608 г. по рекомендации герцога Лотарингского Белланж предпринял поездку во Францию с целью изучения декоративного убранства королевских дворцов и замков; это единственная документально подтверждённая поездка мастера. В 1610–1612 гг. Белланж украсил Новый зал герцогского дворца в Нанси сценами из «Метаморфоз» Овидия и оформил апартаменты герцогини (росписи также погибли в 1871). За эту работу герцог удостоил художника звания «дворянина свиты Его Высочества» (франц. gentilhomme suivant Son Altesse) и 8 июня 1613 г. стал крёстным отцом его первенца Анри (художник женился годом ранее, в 1612). В начале 1616 г. Белланж работал над эскизами костюмов и декораций для придворного балета.
Из станковых живописных произведений Белланжа уцелели лишь несколько, и авторство их до сих пор является предметом дискуссий. С большей степенью уверенности исследователи приписывают мастеру «Экстаз святого Франциска» (около 1600, Лотарингский музей, Нанси) и «Оплакивание Христа» (1616–1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Оба произведения не имеют подписи автора. Их отличает изысканность поз и жестов изображённых персонажей; при этом тонкий колорит раннего «Экстаза святого Франциска» заметно контрастирует с караваджистским по духу «Оплакиванием», драматизм которого строится на экспрессии светотени и необычной структуре композиции, все действующие лица которой максимально приближены к первому плану картины. Возможно, «Благовещение», приписываемое кисти Караваджо и ныне хранящееся в Музее изящных искусств г. Нанси (1608–1610), было в этом городе уже во времена Белланжа, и он мог знать работу итальянского мастера. Так или иначе, эволюция, совершившаяся за 10 лет, свидетельствует о хорошем знании Белланжем современных течений в начале 17 в. и гибком умении их усваивать и интерпретировать в своём творчестве.
«Оплакивание Христа» позволяет судить и о таланте Белланжа-портретиста: в правой части композиции представлен портрет Карла III Лотарингского в образе донатора. Очевидно, он был заказчиком композиции. Позади него – его небесный покровитель, облачённый в кардинальскую мантию святой Карло Борромео: он положил руку на плечо герцога (Linnik. 1973. Р. 65–70). Подготовительный рисунок к этой картине хранится в Музее изящных искусств Дижона.
Белланжу приписывают также фигуру архангела Гавриила и волосы Марии из двустворчатого «Благовещения» (не датировано, Кунстхалле, Карлсруэ) (De Nicolò dell'Abate à Nicolas Poussin. 1988. Р. 106). Кроме того, им могла быть создана «Кающаяся Магдалина» из Лотарингского музея г. Нанси (начало 17 в.; Rosenberg. 2001. Р. 631), а также «Нищий, смотрящий из-под шляпы» (около 1615, Музей искусств Уолтерса, Балтимор). Несколько не сохранившихся картин Белланжа известны благодаря гравированным воспроизведениям К. де Пассе – в частности, «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (Hollstein. 196-?. Cat. 92), «Поклонение волхвов» (Hollstein. 196-?. Cat. 87), «Три Марии у Гроба Господня» (Hollstein. 196-?. Cat. 154).
Больше, чем картинам, повезло графике мастера. И хотя при жизни Белланж был прославлен в первую очередь как живописец, в современной истории искусства он оказался более известен благодаря своим графическим работам. В настоящий момент ему приписывается около 80 рисунков. Значительная их часть хранится в Музее Конде в Шантийи и в составе коллекции Э. де Ротшильда в Лувре; в этих собраниях оказались преимущественно эскизы к театральным постановкам. Сохранившиеся рисунки Белланжа демонстрируют разнообразие тем и сюжетов. Это и портреты («Погрудный портрет мужчины», Британский музей, Лондон), и мифологические сюжеты («Охотник Орион, несущий на плечах Диану», Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк), и композиции на религиозные темы («Оплакивание Христа», Эрмитаж), эскизы театральных костюмов (Музей Конде, Шантийи; Лувр), пейзажи («Охота на оленя», Лотарингский музей, Нанси), наброски отдельных фигур («Фигура сидящей женщины в профиль», Эрмитаж). Белланж создавал рисунки, предпочитая перо с размывкой коричневым тоном, чёрный мел, а в случае с полихромными театральными композициями использовал также акварельные краски. Все рисунки мастера отличают характерные для позднего маньеризма удлинённые пропорции фигур, внимание к светотеневым эффектам, придающим композициям особую динамику и экспрессию. Изображённые им люди носят необычные причёски или пышные головные уборы в восточном вкусе, их одежды причудливо задрапированы и, несмотря на явно избыточное количество ткани, кажутся почти невесомыми или будто наполненными воздухом изнутри. Для рисунков Белланжа характерна спонтанность, виртуозность исполнения, динамика лёгких, упругих штрихов и пятен тоновой заливки, в чём-то напоминающих графическую манеру венецианцев.
Среди рисунков, более не приписываемых Белланжу, специалисты выделяют 4 группы: рисунки сангиной Ж. де Сент-Иньи; многочисленные работы его сына Анри Белланжа; группа «рисунков 1607 года», объединённых вокруг «Ангела с дарохранительницей и Cвятым Cердцем» (Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес); группа ошибочных атрибуций, в которую вошли работы мастеров, стилистически менее близких Белланжу (Thuillier. 2001).
Белланж создал 48 офортов на различные сюжеты, в первую очередь религиозные, по собственным композициям. В отличие от своего младшего современника и соотечественника Ж. Калло, начавшего использовать для офорта твёрдый лак, Белланж гравировал в традиционной офортной технике, которой он мог обучиться, в частности, у иностранных мастеров, какое-то время работавших в Нанси. Существуют предположения, что ими могли быть немецкий гравёр Ф. Брентель и швейцарец М. Мериан Старший. Рынок графики в эпоху Белланжа был уже весьма развит в Европе, и мастер имел возможность знакомиться с произведениями предшественников и современников, не предпринимая длительных путешествий. Так, очевидны стилистические и иконографические взаимосвязи офортов Белланжа и произведений художников итальянского и северного маньеризма (Пармиджанино, мастеров школы Фонтенбло, Х. Гольциуса, Б. Спрангера; близость работ мастера стилистике Ф. Бароччи и его последователя В. Салимбени отмечал ещё П.-Ж. Мариетт).
Отдельной проблемой в отношении офортов Белланжа является вопрос их датировки. Возможно, гравировать он начал не ранее 1610-х гг., но назвать самую раннюю по дате композицию представляется затруднительным.
Исследование водяных знаков гравюр Белланжа показало, что лишь небольшое число оттисков, сохранившихся до наших дней, были напечатаны при жизни мастера, зачастую в музеях хранятся более поздние переиздания, сделанные с уже изношенных досок. К сожалению, гравюры Белланжа известны в относительно небольшом числе оттисков, порой отпечатки вообще уникальны, как в случае с первым состоянием «Мадонны с Младенцем в колыбели» (Институт Курто, Лондон). Белланж использовал возможности офортной техники в очень индивидуальной, экспрессивной манере. Он мастерски применял эффект контрастной светотени, который в сочетании с удлинёнными, подвижными фигурами, активной жестикуляцией изображённых сообщал композициям динамику и эмоциональность мистического толка. Его техника гравирования поражает ювелирной работой с поверхностью доски и разнообразием приёмов: гибкие, текучие линии офортной иглы соединялись с мелкими штрихами и пунктиром, применяемым для особо тонких деталей и мягкой светотени на лицах. Оттиски его гравюр имеют чрезвычайно богатую, насыщенную фактуру благодаря сложной системе нанесения штрихов и кропотливой работе с травлением доски. Иногда в своих гравюрах Белланж использовал также технику резцовой гравюры для доработки деталей – как, например, в «Благовещении» (1613–1616). Он создавал как большие многофигурные композиции, так и скромные по размерам гравюры, представляющие одного персонажа, но при этом не менее монументально исполненные. К его лучшим произведениям относятся офорты «Оплакивание Христа», «Воскрешение Лазаря», «Мадонна с Младенцем с розой» (все – 1612–1616), «Три Марии у Гроба Господня», «Благовещение», «Мученичество святой Люции» (все – 1613–1616), «Поклонение волхвов» (около 1614–1617), серия «Три волхва» (1612–1616).
Слава Белланжа жила вплоть до конца 17 в.; современники восхищались им, сравнивая его произведения с шедеврами творцов эпохи Возрождения. И. фон Зандрарт Старший восторгался его талантом гравёра, тончайшим исполнением композиций, которые напоминали ему работы Б. Спрангера и В. Салимбени. Известнейший коллекционер и знаток искусства М. де Мароль писал о 47 известных ему офортах Белланжа, многие из которых были в его собрании. Но уже в 18 в. произведения Белланжа оказались почти забыты, а манера вызывала недоумение: так, П.-Ж. Мариетт писал, что в них мало вкуса (Mariette.1853–1854. Р. 109).
Имя и творчество Белланжа были восстановлены в своих правах лишь в начале 20 в., когда на волне возрастающего интереса к искусству маньеризма исследователи вновь обратились к творениям лотарингского мастера. Одним из первых стал историк искусства Л. Бурхард, в 1911 г. опубликовавший статью о творчестве Белланжа. Поначалу рассматриваемое в контексте Контрреформации и модных фрейдистских коннотаций, творчество Белланжа на протяжении 20 в. постепенно освобождалось от чуждых ему интерпретаций, а биография дополнялась всё новыми фактами благодаря изучению архивов.
Его сын Анри Белланж (1613 – между 1672 и 1680) также стал художником.