Кунстхалле в Карлсруэ
Ку́нстха́лле в Ка́рлсруэ (Государственный кунстхалле Карлсруэ, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe), художественный музей в Германии, в земле Баден-Вюртемберг.
Основа собрания – коллекция живописи и гравюрный кабинет баденских маркграфов; основателем собрания в 15–16 вв. стал Кристоф I Баденский. Заметную часть составляет Кабинет живописи маркграфини Каролины Луизы – 205 голландских и французских картин 17–18 вв., приобретённых в 1759–1776 гг. Среди них – «Кружевница» Г. Дау (1667), натюрморты Ж. Б. С. Шардена. В основе обширного собрания графики лежит составленная в 17 в. коллекция рисунков и гравюр маркграфа Фридриха V Баден-Дурлахского (ныне оно охватывает 15–21 вв.).
Смотрителем этого корпуса произведений был придворный художник Ф. Я. Беккер (с 1784), ставший затем первым директором картинной галереи правителей Бадена (1803–1829). В начале 19 в. часть собрания располагалась в одном из сооружений близ дворца маркграфов (17 в., разрушено во Вторую мировую войну 1939–1945 гг.) и была доступна для публики.
Великий герцог Баденский Леопольд (правил в 1830–1852) широко покровительствовал искусствам в Карлсруэ: оказывал финансовую поддержку основанному в 1818 г. Кунстферайну, в 1830 г. назначил нового директора картинной галереи – живописца и гравёра К. Л. Фроммеля (вступил в должность в 1831) и принял решение о строительстве нового здания для картинной галереи великих герцогов – Кунстхалле.
Таким образом, Кунстхалле в Карлсруэ, открывшийся для публики в 1846 г., располагается в одном из старейших специальных музейных зданий в Германии, построенном архитектором Г. Хюбшем в 1837–1846 гг. в русле эклектики. Первоначальный проект Хюбша предполагал четыре крыла здания, но возведено было только одно. Постройка представляет собой пример синтеза искусств: фасад украшен аллегорическими статуями Живописи и Скульптуры – видов искусства, наиболее полно представленных в собрании музея, а также рельефами, отсылающими к произведениям Микеланджело, Рафаэля, А. Дюрера, Г. Гольбейна Младшего; в интерьере – росписи М. фон Швинда. В 1891–1896 гг. архитектор Й. Дурм возвёл второе, восточное, крыло здания. В 1908–1909 гг. по проекту Г. Амерсбаха построено северное крыло (снесено в 1981–1982, за исключением северного фасада).
В главном здании экспонируются работы старых мастеров. Среди них есть произведения немецких живописцев поздней готики и Ренессанса: А. Дюрера, М. Грюневальда («Таубербишофсхеймский алтарь», около 1523–1524), Л. Кранаха Старшего, Х. Бальдунга Грина. Встречаются работы голландских, фламандских и французских художников 17–18 вв.: Я. Йорданса, Ф. Снейдерса, Я. ван Рёйсдала, П. де Хоха, П. П. Рубенса, Рембрандта («Автопортрет», около 1650), К. Лоррена («Поклонение золотому тельцу», 1653), Н. Пуссена, Ф. Буше. Собрание также включает произведения немецких и швейцарских живописцев и скульпторов 19 в. (К. Д. Фридрих, Г. Фольц, И. Ф. Овербек, А. фон Менцель, Х. фон Маре, А. Бёклин), французских живописцев (Э. Делакруа, Г. Курбе, К. Коро, К. Моне, Э. Мане, П. Сезанн, П. Гоген) и скульпторов (Ф. Рюд, П.-Ж. Давид д’Анже, Ж.-Б. Карпо, О. Домье, О. Роден, А. Майоль) 19 – начала 20 вв.
С 1890 г. в соседнем здании Оранжереи (1853–1857, архитектор Г. Хюбш; разрушено во Вторую мировую войну 1939–1945; восстановлено в 1952) выставлены работы импрессионистов, а также художников 20–21 вв. – экспрессионистов (В. В. Кандинский, А. Г. Явленский, А. Макке, Ф. Марк, Э. Л. Кирхнер), представителей новой вещественности (О. Дикс, Г. Шольц, А. Канольдт, К. Хуббух) и художников 2-й половины 20 – начала 21 вв. (Ж. Дюбюффе, В. Вазарели, И. Кляйн, А. Тапиес, Г. Базелиц, Г. Рихтер, З. Польке, К. Болтански).
Однако современное искусство не всегда поощрялось в стенах Кунстхалле: в 1933 г. здесь прошла одна из первых организованных национал-социалистами «выставок позора» (ед. ч. Schandausstellung; предшествовали выставкам «Дегенеративное искусство») – «Правительственное искусство. 1918–1933» (Regierungskunst 1918–1933), – посвящённая якобы неверно направленной государственной поддержке искусства в предшествующие годы. Позднее из коллекции Кунстхалле были изъяты произведения «дегенеративного искусства».
В начале 21 в. в Кунстхалле работает один из старейших в Германии музейных отделов по работе с детьми и молодёжью: в 1973 г. здесь прошла первая ориентированная на детскую аудиторию выставка «Музей – это весело». С 2009 г. отдел обладает собственным зданием (1843, архитектор Г. Хюбш; реконструкция, 2009–2010), которое раньше служило виллой директора Ботанического сада.
В 1982–1990 гг. архитектор Х. Моль достроил ещё два крыла Кунстхалле, возродив идею Г. Хюбша о здании с четырьмя расставленными по периметру двора корпусами. В 2021–2022 гг. музей пережил реконструкцию по проекту архитектурного бюро Staab Architekten, выбранном в результате конкурса (2017–2018): заново оформлен внутренний двор музея, возведён новый корпус, создан крытый переход между ним и основным комплексом.
На начало 2020-х гг. в собрании Кунстхалле находятся около 3,5 тыс. живописных и скульптурных произведений (в постоянной экспозиции – около 800) и почти 100 тыс. рисунков и гравюр.