Клавикорд
Клавико́рд (позднелат. clavicordium, от лат. clavis – ключ, клавиша и греч. χορδή – струна), клавикорды (в русской традиции 18–19 вв.), струнно-клавишный музыкальный инструмент.
По принятой классификации – ударно-клавишный инструмент класса хордофонов (звук извлекается при ударе по струне металлической пластинки – тангента, закреплённого на рабочем конце клавиши).
Распространён в странах Европы в 14 – начале 19 вв. Первые описания и чертежи появляются в трактатах 15 в. (Арно из Зволле, около 1445). Самый ранний из сохранившихся инструментов построен в 1543 г. итальянским мастером Доменико из Пезаро.
Клавикорд – инструмент небольших размеров, часто портативный (корпус, как правило, прямоугольной формы, длина 85–170 см). Клавиатура имеет такое же строение, как и у других клавишных музыкальных инструментов. С 16 в. резонатором служит часть корпуса, расположенная правее клавиатуры. Струны, как правило, двойные (т. н. хоры струн), настроенные в унисон; натянуты параллельно клавиатуре (перпендикулярно клавишам). В т. н. свободных клавикордах 18 – начала 19 вв. (нем. ungebundenes Klavichord) каждая клавиша управляет отдельным хором струн, издающим звук одной высоты. В т. н. связанных клавикордах (нем. gebundenes Klavichord) один и тот же хор струн управляется 2–4 соседними клавишами: тангенты ударяют по струне на разном расстоянии от подставки и длина звучащей части струны (а следовательно, и высота звука) оказывается различной.
К «связанному» типу принадлежит большинство исторических клавикордов, первый достоверно известный «свободный» клавикорд был построен в 1726 г. саксонским мастером Д. Т. Фабером. Конструкция «связанного» клавикорда накладывает характерное ограничение: звуки секунды не могут быть взяты одновременно, поскольку извлекаются на одном и том же хоре струн. Появление «свободной» модели принесло ряд преимуществ (возможность исполнения всех интервалов во всех тональностях, свобода выбора темперации, связная игра любых пассажей), но имело и недостатки, в том числе более слабый звук и тусклый тембр.
Диапазон клавикорда со временем менялся в сторону расширения: от 4 октав в 16 – 1-й половине 18 вв. (причём нижняя – большая – октава первоначально была короткой) до 5 с половиной октав во 2-й половине 18 в. В 16–18 вв. были распространены клавикорды с педальной клавиатурой (её диапазон 1–2 октавы).
На клавикордах употреблялись те же системы темперации, что и на органах, клавесинах и других клавишных (за исключением «связанного» клавикорда; на таком клавикорде темперация определялась изначально изготовителем инструмента, который фиксировал тангенты, относящиеся к одному и тому же хору струн, на заданном расстоянии).
Клавикорд обладает самым тихим звуком из всех клавишных (в пределах p – pp), что связано со способом звукоизвлечения: тангент ударяет по струне в том месте, где ограничивается (им же) её звучащая часть, поэтому амплитуда колебаний струны не может быть высокой; эта особенность ведёт и к слабой роли основного тона в звуковом спектре. При этом клавикорд считается одним из самых выразительных клавишных инструментов (наряду с фортепиано): простота механики и чрезвычайная лёгкость возникновения звука (без физических усилий) обеспечивают пальцам исполнителя хороший контакт со струнами. В отличие от клавесина и фортепиано, клавикорд даёт некоторые возможности работы со звуком после момента его взятия; особенно выразительно вибрато (нем. Bebung, от beben – дрожать), достигаемое вертикальным покачиванием пальца на клавише. Со слабой звучностью инструмента связано его ограниченное использование: почти исключительно в качестве домашнего и учебного.
Репертуар клавикорда в основном общий с другими современными ему клавишными инструментами.
Высокой степени популярности клавикорд достиг в Германии во 2-й половине 18 в.: его выразительные качества оказались созвучны сентиментализму. Клавикорд – излюбленный инструмент К. Ф. Э. Баха; увлечение инструментом разделяли И. К. Бах, К. Ф. Д. Шубарт, Даниэль Готлоб Тюрк (1750–1813) и др.
Лучшие клавикорды 18 в. вышли из мастерских Г. Зильбермана, Я. Адлунга, К. Г. Хуберта, династий Шидмайер, Шмаль, Хасс (Германия), П. Линдхольма (Швеция). Мода на клавикорды угасла в связи с распространением фортепиано. Производство клавикордов (в Германии и Швеции) поддерживалось приблизительно до 1830 г.
Работу по возрождению этого инструмента начал английский музыкант А. Долмеч в конце 19 в. В 20–21 вв. к клавикорду обращаются не многие исполнители (например, Р. Кёркпатрик, Г. Леонхардт, Илтон Вьюниски) в силу малой его приспособленности к концертной практике и сложности звукозаписи (звук клавикорда сильно искажается).
Среди немногих специально написанных сочинений – пьесы Ф. Бузони для педального клавикорда.