Тег

Дадаисты

Дадаисты
Найденo 4 статьи
Луи Арагон. 1951
ЛитераторыЛитераторы
Арагон Луи
Араго́н Луи́ (1897–1982), французский поэт, прозаик, журналист, общественный деятель. В 1920-х гг. примкнул к дадаизму, затем стал одним из лидеров литературного сюрреализма. В 1919 г. (вместе с А. Бретоном и Ф. Супо) основал журнал Littérature, в 1937 г. (вместе с Ж. Р. Блоком) – газету Ce soir. В 1953–1972 гг. главный редактор газеты Les Lettres françaises. В начале 1930-х гг. занял просоветскую позицию и порвал с сюрреализмом. Неоднократно приезжал в СССР. В цикле из 4 романов «Реальный мир» (1934–1951) и романе «Коммунисты» (в 6 книгах, 1949–1951; окончательная редакция 1966–1967), написанных в русле социалистического реализма, с марксистских позиций показал внутренние противоречия эпохи. В середине 1950-х гг. разочаровался в коммунистических идеалах. Среди известных сочинений: поэтические сборники «Ура, Урал» (1934), «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), романы «Страстная неделя» (1958), книги «Два гиганта: история США и СССР» (в соавторстве с А. Моруа; в 5 томах, 1962), «Анри Матисс, роман» (1971). Его жена – Э. Триоле.
Литераторы
Хюльзенбек Рихард
Хю́льзенбек Ри́хард (1892–1974), немецкий писатель. Член группы дадаистов при «Кабаре Вольтер», основатель берлинского «Клуба Дада». Автор программных произведений дадаизма («Дадаистский манифест», 1918). Подвёл итоги дадаистского движения в книгах воспоминаний и документов («Рождение дада», 1957, и др.). Создал дадаистские стихотворения («Фантастические молитвы», 1916) в русле акустической поэзии и критические прозаические произведения (роман «Китай пожирает людей», 1930, о героях, переживающих кризис идентичности во время Гражданской войны в Китае 1927–1937).
Карл Хюльзенбек. 1933
Живописцы
Янко Марсель
Я́нко Марсе́ль (Marcel Janco; Марчел Херман Янку, Marcel Hermann Iancu) (1895–1984), румынский и израильский живописец, график, архитектор, публицист. В Бухаресте участвовал в 1912–1913 гг. в издании символистского журнала своего одноклассника Т. Тцара Simbolul. С 1915 г. учился в Высшей технической школе в Цюрихе. С 1916 г. принимал участие вместе с Тцара и Х. Арпом в представлениях цюрихского кабаре «Вольтер» (в том числе создавал театральные маски), став одним из основоположников дадаизма. Отдалился от этого течения в 1919 г. С 1922 г. в Бухаресте, где создавал проекты в русле модернизма, с конца 1920-х гг. работая совместно с братом Жюлем (многоквартирный дом С. Голд, 1934; вилла Ф. Райх, 1936, и др.). Издавал политический и художественный журнал Contimporanul (с 1922) и входил в одноимённое художественное объединение. Занимался живописью, гравюрой в духе экспрессионизма. С 1941 г. поселился в Тель-Авиве. В 1953 г. основал деревню художников Эйн-Ход в горах Кармель.
Искусство