Лерис Мишель
Лери́с Мише́ль, [Мишель Лейрис; Michel Leiris] (20.4.1901, Париж – 30.9.1990, Сент-Илер, департамент Эсон), французский писатель, этнограф, искусствовед. Родился в семье биржевого маклера. В 1920-е гг. сблизился с А. Массоном, Х. Миро, А. Арто, А. Бретоном и др., активно участвовал в движении сюрреализма; в русле его поэтики выдержаны поэтические сборники «Симулякр» («Simulacre», опубликован в 1925, с иллюстрациями Массона), роман «Аврора» («Aurora», 1927–1928, опубликован в 1946), а также «Глоссарий, куда я вжимаю свои глоссы» («Glossaire: j’y serre mes gloses», 1925–1926, расширенный вариант – 1939) – произведение, определившее направление литературного творчества М. Лериса, основой которого стала комбинаторная игра с языком.
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. увлёкся этнографией, слушал лекции М. Мосса, участвовал в африканских экспедициях, впечатления от которых описал в книге «Африка-призрак» («L’Afrique-fantôme», 1934). С 1938 г. заведующий этнологической лабораторией в Национальном музее естественной истории, с 1943 г. сотрудник Национального центра научных исследований Франции. Вместе с Ж. Батаем и Р. Кайуа принимал участие в заседаниях кружка Коллеж социологии (1937–1939), для которого написал статью «Сакральное в повседневной жизни» («Le sacré dans la vie quotidienne», 1938). Проблему соотношения случая и закономерности, священного и профанного, в том числе на примере собственной жизни, затрагивал в сборнике эссе «Зеркало тавромахии» («Miroir de la Tauromachie», 1938), автобиографии «Возраст мужчины» («L’âge d’homme», 1939, русский перевод 2002).
Среди других сочинений: автобиографическая тетралогия «Правила игры» («La règle du jeu», 1948–1976); поэтические сборники «Высокая болезнь» («Haut mal», 1943), «Слова без памяти» («Mots sans mémoire», 1969); сборники искусствоведческих работ «Осколки» («Brisées», 1966), «Полоски» («Zébrage», издан в 1992); исследования о Ф. Бэконе, А. Джакометти и др.; этнографические труды, дневники.