Петрова-Воробьёва Анна Яковлевна
Петро́ва-Воробьёва А́нна Я́ковлевна (урождённая Воробьёва, по мужу Петрова) [2(14).2.1817, Санкт-Петербург – 13(26).4.1901, там же], российская певица (контральто).
Дочь репетитора хоров санкт-петербургских императорских театров. Училась в Императорском петербургском театральном училище в балетном классе Ш.-Л. Дидло, затем в классах пения П. А. Сапиенцы, Г. Я. Ломакина, К. А. Кавоса. Брала уроки пения у М. И. Глинки. В 1833 г. дебютировала на императорской сцене в опере «Сорока-воровка» Дж. Россини (Пиппо).
По окончании училища артистка хора, с 1835 г. солистка санкт-петербургского Большого (Каменного) театра. С успехом исполняла партии в итальянских операх: «Семирамида», «Танкред» Россини, «Капулети и Монтекки», «Пуритане» В. Беллини, «Велизарий» Г. Доницетти и др. Первая исполнительница партий в операх Глинки: Ваня («Жизнь за царя», 1836; специально для Петровой-Воробьёвой композитор написал сцену «У монастыря» в 4-м действии), Ратмир («Руслан и Людмила», 1842). Глинка высоко ценил голос и артистические данные певицы, с энтузиазмом репетировал с ней. М. П. Мусоргский посвятил ей песню Марфы (из оперы «Хованщина») и «Колыбельную» (из вокального цикла «Песни и пляски смерти»). На театральной сцене много выступала вместе с мужем – певцом О. А. Петровым.
По свидетельству В. В. Стасова, голос певицы был «один из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе» (В. В. Стасов. Избранные сочинения. Т. 1. – Москва : Искусство, 1952. С. 285). В 1846 г. завершила оперную карьеру.
Автор воспоминаний (переизданы в сборнике «Глинка в воспоминаниях современников», 1955).