Мельников Константин Степанович
Ме́льников Константи́н Степа́нович [22.7(3.8).1890, Москва – 28.11.1974, там же], российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1972). Доктор архитектуры (1965).
Родился в семье рабочего. С 1903 г. работал в инженерной фирме «В. Залесский и В. Чаплин». При содействии В. М. Чаплина, видного инженера-теплотехника, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1905), окончил отделения живописи (1914) и архитектуры (1917). В 1918 г. вошёл в состав архитектурной мастерской Моссовета под руководством И. В. Жолтовского и А. В. Щусева, где создавал проекты в русле неоклассицизма, участвовал в разработке генплана «Новая Москва» (1918–1922; разрабатывал планировку Бутырского района, Ходынского поля и др.). В 1920–1924 гг. преподавал на архитектурном факультете Вхутемаса, где совместно с И. А. Голосовым учредил мастерскую «Новая академия», которая в стилистическом плане занимала срединную позицию между неоклассицизмом и радикальным рационализмом, отводя главную роль архитектурной импровизации. Его работы 1-й половины 1920-х гг. демонстрировали поиск нового архитектурного языка, ориентированного на динамичность, асимметрию, экспрессию, отказ от традиционного декора. Мельников расширил спектр используемых в архитектуре геометрических форм, использовал приём «сдвигающихся» объёмов (павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, 1923, не сохранился), разрабатывал кинетические конструкции (конкурсный проект редакции газеты «Ленинградская правда» в Москве, 1924; не осуществлён). Участвовал в архитектурных конкурсах на проекты зданий Дворца труда (1923) и АО «Аркос» в Москве (1924; оба не осуществлены), спроектировал саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади (1924, воссоздан в 2022, Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские»). Профессиональный успех пришёл к Мельникову после победы в конкурсе на проект павильона СССР (1924) для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Павильон, возведённый под руководством Мельникова в 1925 г., завоевал Гран-при жюри выставки и принёс архитектору международное признание: он получил заказ от французских властей на проектирование многоэтажного гаража на 1 тыс. такси в Париже (два варианта, 1925, не реализованы), была проведена персональная выставка Мельникова в рамках 5-й Триеннале декоративных искусств в Милане (1933), где его произведения оказались в ряду работ 12 ведущих современных архитекторов (Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, Ф. Л. Райт и др.).
По возвращении из Парижа осенью 1925 г. Мельников в конце 1920-х – начале 1930-х гг. активно строил в Москве и Подмосковье, по его проекту также сооружён выставочный павильон СССР на Международной ярмарке в г. Салоники (Греция, 1926, не сохранился). Он включился в инициированное профсоюзами «клубное движение», спроектировал и построил 6 зданий рабочих клубов (1927–1931), принципиально новых с точки зрения методов проектирования. В них воплотился выработанный Мельниковым принцип трансформации внутренних пространств: планировочное решение каждого клуба как системы залов, способных дробиться или сливаться в единый объём в зависимости от текущих задач. Благодаря этому постройки становились полифункциональными, не теряя при этом целостности внешнего облика. Мельников предлагал делить объёмы залов сегментами (клуб имени И. В. Русакова, 1927–1929), по горизонтали (клуб завода «Каучук», 1927–1929), по вертикали (клуб фабрики имени М. В. Фрунзе, 1927–1929), но эти элементы его проектов не были реализованы, за исключением клуба фабрики «Свобода» (проект 1927–1929, реализован в 1929–1931, перестроен; все – в Москве), где эта идея была осуществлена частично.
Мельников также построил два гаража в Москве, проектное решение которых диктовалось их функциональным назначением (Бахметьевский автобусный парк на улице Образцова, проект 1926–1927, совместно с инженером В. Г. Шуховым, осуществлён в 1928, с 2012 – Еврейский музей и Центр толерантности; гараж для грузовиков на Новорязанской улице, проект 1926, реализован в 1927–1929).
Возвёл в Москве собственный дом (1927–1929, ныне музей Мельниковых), в проекте которого воплотил своё профессиональное кредо: господство одной идеи, объединяющей функцию и архитектурный образ; стремление к целесообразности, к рационализации строительства; гибкая организация пространства простыми конструктивными средствами. Объёмно-пространственная композиция из двух врезанных друг в друга цилиндров и функциональное обустройство быта семьи архитектора соподчинены друг другу.
Мельников стремился продемонстрировать преимущества округлой формы постройки (как с точки зрения архитектурной выразительности, так и в аспекте экономии строительных материалов) в ряде проектов для Москвы – клуба имени С. М. Зуева (1927), домов-коммун (1929), Военной академии имени М. В. Фрунзе (1930–1931; все не реализованы).
В 1930-х гг., когда в советской архитектуре проявились неоклассические тенденции, Мельников включился в процесс стилистических поисков, комбинируя в своих проектах крупномасштабные объёмы («встречный» проект Дворца народов на конкурс Дворца Советов в Москве, 1931–1933), используя скульптуру (конкурсный проект здания Наркомтяжпрома в Москве, 1934), создавая крупные градостроительные ансамбли [«Зелёный город» в Московской области, 1929–1930; реконструкция Арбатской площади в Москве, 1931; генплан Центрального парка культуры и отдыха в Москве (1931; включал территорию Нескучного сада, Лужников и Ленинских гор); все не реализованы]; но проектировать «в стилях» он не считал для себя возможным, оставаясь верным безордерной архитектуре. Руководил архитектурной мастерской № 7 Моссовета (1933–1938), но все его произведения неизменно подвергались критике и обвинениям в формализме (гараж «Интуриста», 1934–1936; гараж Госплана СССР, 1936, и др.). После 1-го съезда Союза советских архитекторов (1937), где были определены неоклассические принципы советской архитектуры, возглавляемая Мельниковым мастерская была расформирована, а он сам, полгода проработав в мастерской № 2 Моссовета у А. В. Щусева, уволился и вышел на пенсию. В последующие десятилетия работал как живописец, однако в 1950 – 1960-х гг. продолжал участвовать в крупных архитектурных конкурсах, предлагая оригинальные и актуальные для современной архитектуры решения (например, проект Дворца Советов на Ленинских горах в Москве, 1959; проект павильона СССР, 1962, для Всемирной выставки 1964 в Нью-Йорке). Мельников был одним из самых востребованных деятелей российского архитектурного авангарда 1920 – 1930-х гг.; всего было осуществлено 27 его проектов (из построек полностью или частично сохранились 16). Преподавал в Московском архитектурном институте (1934–1936), Саратовском автодорожном институте (1949–1951), Московском инженерно-строительном институте (1951–1958), Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте (1960–1974).