Мефодий Константинопольский
Мефо́дий Константино́польский (Μεθόδιος ὁ Κωνσταντινουπόλεως) (между 780 и 785, по другим данным, после 787, Сиракузы, о. Сицилия – 14.6.847, Константинополь), патриарх Константинопольский (с 843), исповедник, святой.
Получив хорошее образование, в начале 9 в. прибыл в Константинополь с желанием поступить на государственную службу, однако, обратившись к монашескому идеалу, удалился в монастырь Хинолакк в Вифинию. Сблизился с патриархом Никифором Константинопольским (806–815) и, по сообщениям некоторых источников, стал его архидиаконом. Во время новой волны иконоборчества при императоре Льве V Армянине Мефодий отправился в Рим с дипломатической миссией от низложенного Никифора Константинопольского. В начале 820-х гг. папа Римский Пасхалий I (817–824) направил Мефодия в Константинополь с посланием императору Михаилу II Травлу, занимавшему нейтральную позицию в споре об иконах, в котором увещевал императора восстановить иконопочитание и вернуть на патриарший престол Никифора. Однако по приказу Михаила II, стремившегося пресечь политический союз между византийскими иконопочитателями и Римом, Мефодий был заключён в тюрьму. Сын Михаила II император Феофил приблизил Мефодия к себе: озабоченный частыми набегами арабов на Сицилию, император пользовался советами Мефодия по сицилийским делам. При императрице Феодoре, вдове Феофила, Поместный собор в Константинополе (843) подтвердил определения VII Вселенского собора и окончательно восстановил иконопочитание; на Константинопольскую кафедру был возведён Мефодий. Бескомпромиссный в вопросах вероучения, Мефодий Константинопольский, тем не менее, снисходительно принимал в церковное общение раскаявшихся иконоборцев. Часть монашества во главе с насельниками Студийского монастыря была недовольна таким отношением к вчерашним еретикам и выступила против патриарха. Мефодий Константинопольский анафематствовал непокорных монахов, а также всё, что написал Феодор Студит против патриархов Тарасия и Никифора.
Из литературного творчества Мефодия Константинопольского наиболее известны агиографические сочинения: жития Феофана Исповедника, Евфимия Сардского, Николая Мирликийского и другие, а также догматические (в том числе антииконоборческие, включая «Синодик в Неделю Православия»), литургические (в том числе каноны Феофану Грапту, Иоанникию Великому и другим святым) сочинения, канонические послания. Под покровительством Мефодия Константинопольского работали историк Георгий Амартол, агиографы Игнатий Диакон, Феофан Пресвитер (автор «Слова на перенесение мощей Никифора Константинопольского»), Пётр Монах («Житие Иоанникия Великого») и др.
Память Мефодия Константинопольского по календарю Русской православной церкви – 14(27) июня, по календарю Римско-католической церкви – 14 июня.