Агинский дацан
Аги́нский даца́н (бурят. Агын-хийд; тибет. Дэчен Лхундублинг, буквально – обитель спонтанной реализации великого блаженства), буддийский монастырь (дацан) рядом с посёлком Агинское на территории Забайкальского края, один из важнейших монастырей региона. Находится в ведении Буддийской традиционной сангхи России. Располагает богатейшей библиотекой, включающей тома Ганджура и Данджура (в том числе на тибетском и монгольском языках). С 1993 г. в дацане ведётся обучение студентов. В 2003 г. дацан получил статус Агинской буддийской академии (включает факультеты тибетской медицины, буддийской философии, буддийской живописи).
Возникновение монастыря
По данным летописи хоринских бурят Т. Тобоева (1793–1878), в 1811 г. хоринский вождь-тайша Галсан Мархаев прибыл в Агинскую степь, привязал к древку платок-хадак и воткнул древко в землю, указав место строительства дацана (Летописи хоринских бурят. 1940. С. 28). Дацан стал центром оседлой жизни, возник посёлок Агинское (бурят. Ага). Монголовед А. М. Позднеев, работавший с архивом дацана в начале 20 в., сообщает, что Галсан Мархаев ещё в 1810 г. приобрёл на собственные средства тибетскую сутру «Юм» (входит в состав Ганджура) и пожертвовал 100 пудов железа на устройство дацана. В 1811–1816 гг. на месте кочевого кошмового храма построен первый каменный главный храм дацана (цогчен-дуган).
Для освящения дацана был приглашён настоятель-ширетуй Гусиноозёрского дацана Ринчин-лама, который дал Агинскому дацану тибетское название Дэчен Лхундублинг. Первым настоятелем монастыря стал лама Р. Пабаев; в 1819 г. его сменил С. Мункуев, который вскоре умер; с 1820 г. настоятелем стал Г.-Н. Раднаев. Следующие ширетуи: Жамьян-Зундуй (возглавлял дацан в 1821–1858), Г.-Ж. Тугултуров (1858–1873), Г.-Ч. Пушигеев (по другим данным, Пушкиев; 1873–1878), Л.-Д. Данжинов (1878–1901), Г.-Ч. Сундаров (1901–1912), Д.-Ж. Жамсаранов (1912–1924), Д. Норбоев (1924–1932). Два последних ширетуя были репрессированы в 1932 г. В 1933–1938 гг. дацан опустел; элементы внутреннего убранства были распроданы или уничтожены. В 1930–1980-е гг. в нём располагался туберкулёзный диспансер, в 1983–1988 гг. – также наркологический диспансер.
В 1990 г. Агинский дацан полностью возвращён сангхе (хотя службы в нём возобновились уже в 1960). В 1990-х гг. отреставрированы храмы, дацану возвращены предметы внутреннего убранства и ритуальная утварь.
Первый цогчен-дуган (Дэважин-сумэ)
Первый главный храм монастыря (цогчен-дуган), построенный в 1811–1816 гг., представлял собой двухэтажное каменное здание, покрытое крышей в форме усечённой пирамиды, завершающейся фонарём. Ранее над южной пристройкой возвышалась башня, напоминавшая колокольню, что указывает на связь с христианской архитектурной традицией.
Здание неоднократно перестраивалось. В 1890 г. было решено демонтировать 2-й этаж храма и использовать 1-й этаж для хранения дацанского имущества. В итоге в здании разместили модель рая Дэважин (Сукхавати) для проведения хуралов о выходе из сансары и перерождении в раю Дэважин. Храм получил название Дэважин-сумэ (Дэважин-дуган, также именуется «старым дацаном»).
В 1930-е гг. хуралы были приостановлены. В 1960 г. по настоятельному требованию жителей Агинского Бурятского автономного округа Дэважин-сумэ возобновил свою деятельность и используется сангхой поныне.
Возведение нового цогчен-дугана
В 1865 г. ширетуй Агинского дацана писал военному губернатору Забайкальской области о ветхости цогчен-дугана и необходимости его перестройки, но его доклад долго оставался без внимания. В 1874 г. читинский окружной исправник освидетельствовал ветхое состояние здания. В 1875 г. были составлены смета и план строительства нового цогчен-дугана, велось проектирование трёхэтажного здания. После нескольких лет согласования проекта с разными инстанциями весной 1879 г. начались строительные работы. Здание было возведено к 1886 г. Рядом с ним также построили 20-метровую каменную ступу-субурган. Ремонты цогчен-дугана проводились в 1897 и 1915 гг.
Внутри нового цогчен-дугана на каждом этаже было по одному помещению – залу, занимавшему всё пространство между наружными стенами. Колонны располагались по 6 в 5 рядов (итого 30). Вдоль южной, западной и восточной стен были развешаны изображения будд-бурханов, а у северной стены – установлены статуи. Колонны украшались коврами с изображениями дракона.
Другие сооружения дацана
Факультет тантры (Джуд-сумэ)
Джуд-сумэ (Джуд-дуган) относится к числу ранних построек Агинского дацана (1811). Он был сооружён на средства прихожан и представлял собой одноэтажное деревянное здание. В 1893 г. затоплен во время разлива реки Аги, затем реконструирован на новом месте на территории дацана. Джуд-сумэ – одно из немногих сохранившихся старых зданий монастыря. Его облик позволил позднее воссоздать первоначальный вид всего комплекса. С конца 19 в. в здании размещался факультет изучения тантры по традиции тибетского монастыря Лавран, поэтому храм получил название Джуд-сумэ (тибет. чжуд, бурят. джуд – тантра).
Изначально храм именовался Дэмчог-сумэ: в нём проходили церемонии в честь йидама Дэмчога (Чакрасамвары) – божества пантеона ваджраяны, покровителя чтения и теоретического усвоения дхармы. В 1861 г. в Агинском дацане начала действовать школа цаннит, предварявшая обучение на факультетах чжуд. Вероятно, в 1897 г., когда было получено разрешение властей на строительство Цаннит-дацана, Дэмчог-сумэ, расширив своё функциональное назначение, стал Джуд-сумэ. В нём продолжались торжественные службы в честь йидамов, но в большей степени он использовался уже как учебный класс.
Внутри Джуд-сумэ представлял собой большой зал (16,2 × 20,7 м). Его пространство делилось рядами колонн, увенчанных капителями простой формы без резьбы (вероятно, они были полихромно расписаны). По акту 1923 г., внутреннее убранство включало 12 медных позолоченных и 3 посеребрённых статуи, 3 ступы-субургана, более 30 живописных полотен, лампады, жертвенные медные чаши, блюдца для зёрен, воды и др.
Отреставрированное в 1990-е гг. здание Джуд-сумэ сохранило основные черты первоначального сооружения, но за время его использования как диспансера изменились отдельные детали и внутреннее пространство. Ныне это сруб с гладкой горизонтальной дощатой обшивкой.
Факультет тибетской медицины (Манба-сумэ)
Сохранившийся доныне Манба-сумэ (Манба-дуган, Манлайн-сумэ, Дуган Оточи) построен в Агинском дацане для проведения служб в честь Будды медицины в 1816 г. (по другим данным, в 1811; после затопления во время разлива Ага реконструирован на новом месте в 1893). Вероятно, уже в 1810-х гг. в его стенах началось изучение тибетской медицины (по традиции монастыря Лавран), хотя официально первая медицинская школа появилась в Бурятии более полувека спустя – в Цугольском дацане в 1869 г. По-видимому, с 1869 г. в Агинском дацане начался новый этап развития медицины, уже на практической основе, что способствовало становлению медицинского факультета в дацане.
Агинская медицинская школа стала одной из самых крупных в Забайкалье. П. А. Бадмаев, врач тибетской медицины при дворе Николая II и переводчик медицинского трактата «Чжудши», получил медицинское образование в Агинском дацане. Агинские ламы-медики принимали активное участие в оказании помощи при эпидемиях в Центральной России.
Храм представляет собой одноэтажное деревянное квадратное в плане здание (17 × 17 м). Внутреннее пространство храма разделено на два зала, в которых размещались изображения будд-бурханов, а также мандала с изображением Будды медицины, бодхисаттв и др.
В советское время здание использовалось под клуб для больных тубдиспансера, размещённых в главном храме дацана (цогчен-дугане).
Факультет Калачакры (Дуйнхор-сумэ)
В 1811 г. с южной стороны от цогчен-дугана был построен сохранившийся доныне Аюши-сумэ – храм в честь будды-бурхана Аюши (Амитаюса). В конце 19 в. в нём разместился факультет Калачакры, в связи с чем зданию дали новое название – Дуйнхор-сумэ (Дуйнхор – тибетское название Калачакры).
В 1906–1907 гг. в Агинском дацане была введена разновидность мистерии цам – Дуйнхор-цам, или цам Калачакры, при исполнении которой танцоры, перемещаясь по кругу, изображали мандалу. Дуйнхор-цам был малочисленным по составу: его исполняли от 17 до 40 человек, включая оркестр. Первой постановкой цама и обучением танцоров занимался специально приглашённый лама из Лаврана; следующими постановщиками были ламы-танцоры Агинского дацана. В конце 1920-х гг. агинские ламы демонстрировали Дуйнхор-цам в Петрограде в дацане Гунзэйчойнэй и Антирелигиозном музее.
В советский период здание было приспособлено под столовую туберкулёзного диспансера.
Факультет философии цаннит (Цаннит-дацан)
Цаннит-дацан (также Цаннит-сумэ, Чойра-дацан, Чойра-дуган) – несохранившееся деревянное здание, в котором велось обучение буддийской философии цаннит, включавшее изучение махаянских сутр, абхидхармы и винаи по лавранской традиции с использованием учебников Джамьянг Шадбы. Школа Агинского дацана считалась одной из лучших в Забайкалье. Дата постройки неизвестна (разрешение на строительство датируется 1897). В 1935 г. здание было разобрано и продано с торгов. Половина здания ныне используется под детский сад в посёлке Агинское, другая половина здания утрачена.
Цаннит-дацан относился к малым сооружениям Агинского монастырского комплекса, но по размерам значительно превосходил главный храм (цогчен-дуган), т. к. предназначался для обучения большего числа слушателей (от 500 до 600 человек). Кроме того, в Цаннит-дацане проходили хуралы в честь 16 найданов (архатов) – учеников Будды Шакьямуни.
Храм будды Майтреи (Майдари-сумэ)
Двухэтажный деревянный храм будды Майтреи (бурят. Майдари) построен для колоссальной статуи Майтреи (15–16 м высотой), приобретённой в 1889 г. по инициативе настоятеля дацана Л.-Д. Данжинова на средства прихожан. Точная дата строительства храма неизвестна, но оно предшествовало сборке статуи: здание оказалось недостаточных размеров, и ламам пришлось опустить уровень пола в храме больше чем на метр.
В плане здание представляло собой квадрат (17х17 м). Внешние стены двух этажей были скрыты гладкой горизонтальной обшивкой из окрашенных досок. Перекрытия нижнего и верхнего этажей опирались на 17 колонн, поддерживающих перекрытия 2-го этажа, в прорезь которого уходила верхняя часть статуи. Благодаря пропорционально меньшим размерам 2-го этажа создавалось впечатление стройности здания. Внутреннее пространство составляло единый объём, служивший вместилищем статуи.
В 1935 г. здание приобрёл Агинский педагогический техникум. Позднее оно было разобрано. В 1940 г. статуя Майтреи в разобранном виде была передана в Ленинград Музею истории религии, но не выставлялась в экспозиции из-за отсутствия некоторых материалов, которыми музей не располагал.
В 1990-е гг. храм и статуя в разобранном виде возвращены Агинскому дацану и затем реставрировались.
Храм будды Вайрочаны (Гунрик-сумэ)
Гунрик-сумэ – храм, построенный в 1816 г. в честь божества Гунрик (будды Вайрочаны). Относится к частным храмам, т. н. аймачным сумэ, которые возводились знатными родами хоринских бурят. Гунрик-сумэ построен по инициативе шарайдского рода, из которого происходили многие ламы Агинского дацана. На пожертвования агинского населения приобретены предметы, необходимые для оформления храма.
С 1935 г. здание использовалось как венерологический диспансер; ныне возвращено сангхе.
Храм в честь Авалокитешвары (Арья-балын-сумэ)
Храм построен в 1911 г. к столетию основания дацана. Предназначен для проведения хуралов в честь будды Авалокитешвары (бурят. Арья-бало). Чествование этого будды проводилось и до строительства Арья-балын-сумэ (с 1811). Оно включало, наряду с мантрой «Ом мани падма хум», рецитацию десятков буддийских текстов, поэтому возникла потребность в постройке специального помещения для этих церемоний.