Цугольский дацан
Цуго́льский даца́н (бурят. Сүүгэлэй дасан; Даши Чойнпиллинг, тибет. བཀྲ་ཤིས་ཆོས་འཕེལ་གླིང), один из старейших буддийских монастырей (дацанов) в Бурятии. Расположен в селе Цугол в Могойтуйском районе Агинского Бурятского округа. Входил в число наиболее значительных монастырей Забайкалья, играл главенствующую роль в развитии тибетской философской школы (цаннит) и школы тибетской медицины (манба). Главный храм дацана (цогчен-дуган) – одна из вершин архитектурного мастерства бурятских зодчих. Находится в ведении Буддийской традиционной сангхи России.
Основание дацана
В бурятских летописях сохранились сведения о пророчествах о времени появления Цугольского дацана (Летописи хоринских бурят. Вып. 1. Москва, 1940. С. 53–54). В официальном документе «Ламайские дацаны Восточной Сибири» основание Цугольского дацана датируется 1801 г. Три бурятских рода – зуун-харгана, зуун-хуасай и галзут – просили разрешения на строительство нового храма у хребта Урдунуй. Первоначально соорудили войлочный храм-юрту.
Первые официальные сведения о возведении деревянного дацана относятся к более позднему времени: в 1826 г. получено разрешение на его сооружение, в 1827 г., по другим данным, в 1831 г. начались строительные работы. В 1834 г., по другим данным, в 1836 г. дацан освящён.
Помимо трёхэтажного главного храма монастыря (цогчен-дугана), тогда же возвели четыре малых храма (сумэ) и жилые дома для лам. Ко времени закрытия Цугольского дацана (1934) ансамбль насчитывал уже около 20 основных и вспомогательных построек, включая типографию. Также на территории находились молитвенные барабаны (хурдэ) и ступы (субурганы). До сегодняшнего дня комплекс дошёл с утратой большинства сооружений.
Строительство нового цогчен-дугана
В середине 1850-х гг. началась переписка с властями о строительстве каменного дацана, т. к. деревянный быстро обветшал, что привело к порче внутреннего убранства и книг. Разрешение властей получено в 1864 г. Проект нового цогчен-дугана составил инженер Э. О. Соколовский, инженер-поручик Забайкальской области (Минерт. 1987. С. 144). Сооружение нового храма из тёмно-синего известняка завершилось к середине 1869 г. Снаружи стены были окрашены в тёмно-бурый цвет, низ здания – выбелен извёсткой. Цогчен-дуган представлял собой монументальную, роскошно декорированную постройку с заимствованиями элементов китайской и тибетской архитектуры.
В 1887 г. в цогчен-дугане произошёл пожар, уцелели лишь каменные стены. К 1889 г. здание восстановлено на пожертвования прихожан. В 1890-х гг. весь храмовый комплекс перестраивался и обновлялся. Следующие ремонтные работы велись в 1914–1915 гг. с участием приглашённых китайских мастеров.
История дацана в советское и постсоветское время
В 1929 г. деятельность сангхи Забайкалья была дезорганизована борьбой буддийских консерваторов и сторонников реформ внутри сангхи. Консерваторы выступали против национализации дацанов по декрету ЦИК и СНК Бурят-Монгольской АССР от 14 декабря 1925 г. (местному варианту Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви 1918) и против создания органов новой власти в дацанах – хидских советов. С начала 1930-х гг. повсеместно начались преследования буддийского духовенства, в том числе и в Цугольском дацане. В 1934 г. дацан был закрыт. В 1935 г. предметы его внутреннего убранства и утварь передали в Антирелигиозный музей; статуи разобрали с целью поиска драгоценных металлов. В 1936 г. дацан передан в ведение 57-й стрелковой дивизии Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В 1988 г. Цугольский дацан возвращён сангхе. Реставрация дацана продолжается и в начале 2020-х гг.
Другие сооружения дацана
Философская школа цаннит
Цаннит-сумэ (также Цаннит-дацан, Чойра-дацан, Чойра-дуган) – второе по величине здание монастыря, предназначалось для преподавания буддийской философии. Цугольская школа цаннит – первая в Забайкалье. Её основание, согласно Летописи хоринских бурят, датируется 1845 г. Здесь «собирались и учились в большом количестве лучшие ламы из дацанов Селенги, Хори, Баргузина, Аги и хамниганских» (Летописи хоринских бурят. Вып. 1. Москва, 1940. С. 31). По сообщению востоковеда А. М. Позднеева, изучение философии цаннит началось значительно раньше – в 1821 г., ещё до строительства Цаннит-сумэ, и затем распространилось в Гусиноозёрский, Анинский и другие дацаны (Позднеев. 1887. С. 172).
Число изучающих цаннит в Цугольском дацане в разное время составляло от 500 до 800 человек, поэтому возникла необходимость в строительстве специального здания. Первое здание Цаннит-сумэ построено в 1827 г. в честь 16 найданов (архатов) – учеников Будды Шакьямуни, «держателей» учения. Поэтому храм также носил название Найдан-сумэ. В 1877 г. построено новое каменное здание взамен обветшавшего. Ещё одно здание цаннит-сумэ построено к 1897 г., его размеры значительно превышали размеры цогчен-дугана. В 1912 г. в цаннит-сумэ была установлена литая медная позолоченная статуя бурхана Аюши (будды Амитаюс). В 1936 г. здание было передано под военно-хозяйственные склады.
Храм будды Майтреи (Майдари-сумэ)
Строительство храма Майтреи (бурят. Майдари) датируется 1831 г. Храм предназначался для размещения статуи будды Майтреи и проведения хуралов в его честь. К концу 19 в. храм обветшал. В 1897 г. получено разрешение властей на реконструкцию здания и установку новой статуи Майтреи высотой 8,5 м. По свидетельству А. М. Позднеева, «замечательна эта статуя тем, что является последним произведением местного художника Ш. Намсараева, со смертью которого искусство выделки бурханов в Цуголе совершенно прекратилось» (ИВР РАН. Ф. 44. Оп. 1. Д. 133. Л. 104).
В 1935 г. здание храма разобрано и передано под «культурные нужды» населению. В 1939 г. статую Майтреи передали в запасники Антирелигиозного музея. В 1991 г. её вернули сангхе в разобранном виде; многие её детали утрачены.
Храм тибетской медицины (Манба-сумэ)
Изучение тибетской медицины в Цугольском дацане началось в 1869 г. Затем наступил перерыв, и только в 1899 г. эмчи-лама (лама-врачеватель) Г.-Д. Биликтуев возобновил деятельность медицинской школы. Занятия и хуралы, посвящённые Будде медицины, проходили в двухэтажном каменном храме-сумэ. Прошение о его строительстве рассматривалось властями с 1866 г. Наконец в 1877 г. здание было сооружено на средства вождя-тайши агинских бурят Т. Тобоева (в поминание его умершего сына – ламы Цугольского дацана). По другим данным, под сумэ на средства прихожан был перестроен жилой дом одного из лам. В 1914 г. к сумэ добавили пристройку для проведения хуралов.
После закрытия дацана здание использовалось как канцелярия особого отдела НКВД, затем как магазин. При этом демонтировали 2-й этаж, уничтожили каменную ограду и посаженную по тибетскому образцу священную рощу для проведения философских диспутов.
Родовые храмы (аймачные сумэ)
В Цугольском дацане существовало территориальное деление прихода. Некоторые храмы были аймачными, т. е. родовыми, – за их содержание отвечал тот или иной бурятский род. Так, храмы-сумэ были закреплены за приходами разных родов: Дэмчог-сумэ и Найдан-сумэ – за приходом рода зуун-харгана, Гунрик-сумэ – за родом зуун-хуасай, Аюши-сумэ – за барун-харганайским родом, Найдан-сумэ – за зуун-харганайским, сумэ Махагала – за родом галзут. Представителям этих родов вменялись в обязанность уход за храмами-сумэ и содержание духовенства. Ныне храмы утрачены.
Дэмчог-сумэ
Дэмчог-сумэ – храм в честь йидама Дэмчога (Чакрасамвары), покровительствующего чтению и теоретическому усвоению дхармы, – возведён в 1831 г. Строился и содержался на средства рода зуун-харгана, поэтому также именовался Зуун-харганайским дуганом. В 1894 г., поскольку храм обветшал, прихожанин Дэмчокжап Дылгиров пожертвовал «собственный русский деревянный дом, длиною примерно 6,5 сажени, шириной 5,5 саженей, с 8 окнами и 1 дверью, чтобы дом этот был зачислен в число сумэ бурхана Дэмчока» (ИВР РАН РАН. Ф. 44. Оп. 1. Д. 133. Л. 101 об.). В 1903 г. получено разрешение властей на строительство, работы велись до 1909 г.
В 1932 г. храм заняла 57-я стрелковая дивизия, в 1935 г. здание передано военстрою под клуб.
В начале 1970-х гг. здание разобрано и перевезено в рабочий посёлок Могойтуй (административный центр Могойтуйского района).
Храм будды Вайрочаны (Гунрик-сумэ)
Гунрик-сумэ – храм-сумэ, возведённый в 1831 г. в честь божества Гунрик (будды Вайрочаны). Cтроился и содержался на средства рода зуун-хуасай, поэтому также носил название Зуун-хуасайский дуган. В 1853 г. перестроен на средства вождя-тайши агинских бурят Т. Тобоева. В 1877 г. прихожанин рода зуун-хуацай Ц. Лубсанов пожертвовал одноэтажный каменный дом, в который переместились хуралы в честь бурхана Гунрик.
В начале 20 в., с появлением в Цугольском дацане школы Джуд (тантры), Гунрик-сумэ стал использоваться как Джуд-сумэ, т. е. для изучения тантры (по традиции тибетского монастыря Лавран).
В 1932 г. здание было занято под нужды командного состава 57-й стрелковой дивизии, в 1936 г. официально передано в её ведение; в 1960-х гг. – разобрано.
Храм Махакалы (сумэ Махагала)
Храм в честь йидама Махакалы (бурят. Махагала) – храм рода галзут, также именовался Галзут-сумэ. В 1910 г. Б.-Ц. Лэгдэнов представил просьбу о передаче построенного им в Цугольском дацане деревянного дома в храм Махакалы. К концу 1913 г. двухэтажное деревянное здание было возведено на каменном фундаменте, начались хуралы, хотя ещё долго продолжалась внутренняя отделка.
Впоследствии здание использовалось как военный санаторий, казарма, квартира командира штаба дивизии, а затем в нём располагался магазин. В 1970-х гг. сгорел при пожаре.
Храм в честь Авалокитешвары (Арья-балын-сумэ)
Храм построен в 1911 г. одновременно с возведением одноимённого храма в Агинском дацане. Предназначался для проведения хуралов в честь будды Авалокитешвары (бурят. Арья-бало).
В 1935 г. здание разобрано.