Дацан
Даца́н (тибет. གྲྭ་ཚང་), первоначально в тибетском, монгольском, бурятском, калмыцком буддизме название факультетов учебного заведения при монастырях; позднее в бурятском буддизме – название самого монастыря.
Дацан предназначается для жизни и религиозной практики монахов, входящих в общину – сангху, а также для обучения молодых послушников (хувараков). В соответствии с этими целями дацаны традиционно делятся на «учебные» (шадда) и «отшельнические» (дубда). В Бурятии и Туве встречаются дацаны только первого типа. С точки зрения типологии застройки различаются дацаны «хурээ» с кольцевым планом (характерным для стоянок кочевников), дацаны «сумэ» китайского типа с регулярным планом смежных дворов, дацаны «хит» тибетского типа (в горных областях) с главным храмом на вершине горы.
Согласно правилам, дацан возводится обычно в отдалении от населённых мест, вблизи водоёмов и представляет собой прямоугольное огороженное место, строго ориентированное по сторонам света. В центре находится соборный храм (цогчен-дуган), где проводятся ежедневные службы при участии всех монахов. Вокруг центрального дугана могут располагаться дуганы отдельных факультетов: цаннит, жудба (акпа), дуйнкор, жедор, ламрим и манба, на которых изучались философия, логика, астрология, медицина и другие дисциплины. Помимо храмов-факультетов как внутри ограды, так и за её пределами могут располагаться храмы-сумэ (лхаканы), посвящённые культу отдельных божеств. Рядом с цогченом обычно воздвигаются ступы-субурганы (тибет. чортен) – культовые сооружения, рассматриваемые как символическая вертикальная модель Вселенной, представляющие собой реликварии или мемориалы.
Первые дацаны в Бурятии и Туве размещались в войлочных юртах, обычно при ставке правителя родовых этнических групп, и перекочёвывали вместе с ней. В 1741 г. основан Цонгольский (Хилгантуйский) дацан – первый стационарный дацан в Забайкалье.
В конце 1930-х гг. в результате антирелигиозной политики советской власти все дацаны в СССР были закрыты или разрушены. Многие ламы и активные верующие из мирян были подвергнуты репрессиям, физически уничтожены; значительное число успело эмигрировать. В начале 21 в. в Бурятии, в Усть-Ордынском Бурятском и Агинском Бурятском автономных округах, в Калмыкии и Туве возрождены и действуют ряд дацанов.