Тантры
Та́нтры (санскр. तन्त्र – основа ткани, основа ткани Закона), 1) название текста Слова Будды в ваджраяне, иногда именуемого «четвёртой корзиной канона» или «Видьядхара-питакой». 2) Название ритуально-культовых систем, подразделяемых, с одной стороны, на внешние и внутренние тантры, с другой – на семейства тантрических текстов и соответствующих практик, сгруппированных вокруг отдельных мифологических персонажей (Гухьясамаджи, Ямантаки, Ваджрапани, Самвары, Калачакры и др.). 3) Общее название ваджраяны и тантризма, в том числе индуистского. Религиозной целью этих весьма многообразных учений, культов и доктрин является преодоление двойственности любого рода, чаще всего персонифицируемой в божествах (будды, бодхисаттвы, тары, дакини и т. д.) мужского и женского начала. Соитие этих начал в неразрывное единство терминологически объясняется как соединение искусных способов (упая) и мудрости (праджня). Очевидно, корни тантры уходят в глубину тысячелетий, восходят к культу богини-матери и к магии сельской общины, связанной с сексуальными ритуалами. Некоторые тексты тантры сохранились на санскрите (наиболее ранние их части датируются 4–5 вв.) и в переводах на китайский язык. Наиболее полная коллекция тантр входит в тибетский Кангьюр (монг. Ганджур), а комментарии к ним – в Тенгьюр (монг. Данджур).
Согласно тибетскому учёному Будону Ринчендубу (1290–1364), подлинное значение тантры – ваджра «нераздельности двух: мудрости с методом плодовой мантры и метода парамит». В качестве системы каждая тантра состоит из коренного текста (мула-тантра), его сокращённых вариантов (лагху-тантра), комментариев и разнообразных руководств (садхана) по созерцательным практикам, йогическим упражнениям и т. д. В этом смысле каждая тантра должна включать в себя три непременные составные части: основу (воззрения о мироздании и философия бытия), Путь (способы и методы обретения Просветления) и плод (описание мандалы божеств и состояния просветлённости – буддхатва). Адепты тантры выполняют ежедневные ритуально-созерцательные практики, структура которых излагается в текстах садхан. Первые внутренние классификации текстов «Видьядхара-питаки» появились ещё в Индии, например в трудах Буддхагухьи (8 в.). Среди них простейшей являлась троичная классификация: крия-тантра, чарья-тантра, йога-тантра. Последние назывались также «тайными». Позднее появились шести- и семиричные классификации (например, у Атиши в 11 в.). Школы тибетского буддизма и мировая буддология пользуются четверичной классификацией, установленной в 14 в. Будоном, упорядочившим тексты Кангьюра. По этой классификации выделяются крия-тантра, чарья-тантра, йога-тантра и аннутара-йога-тантра. Последняя состоит из трёх внутренних классов: махайога-тантра, ануйога-тантра, атийога-тантра, тексты которых часто называют «отцовскими», «материнскими» и «недвойственными» соответственно.