Тибетская медицина в Бурятии
Тибе́тская медици́на в Буря́тии, система традиционной медицины Тибета, проникшая в 17 в. вместе с буддизмом на территорию современной Бурятии, адаптированная к новым природным и социокультурным условиям и в течение последних трёх столетий получившая своеобразное развитие. С 1960-х гг. в Бурятии ведутся комплексные исследования опыта тибетской медицины и его внедрение в современную систему здравоохранения. Наблюдается возрождение традиций медицинского образования в дацанах Бурятии.
Распространение тибетской медицины в Бурятии
В начальный период формирования тибетской медицины врачами были исключительно светские люди и медицина имела достаточно автономный статус. Но на последующих этапах истории Тибета, когда влияние буддийских религиозных институтов на социально-политическую ситуацию в стране усиливалось, медицина была монополизирована духовенством в качестве неотъемлемой части буддизма. В такой форме она перешла в Монголию, адаптировавшись к новым природным условиям и обогатившись оригинальными монгольскими методами врачевания. В 17 в. она проникла в Бурятию, которая в то время была в культурном отношении неотъемлемой частью Монгольского региона.
Тибетская медицина стала в Бурятии первой системой медицинского знания и практики. До её проникновения и распространения в Забайкалье лечением занимались шаманы, костоправы и знахари-травники. Квалифицированная медицинская помощь начала оказываться лишь с 1808 г. и только в виде прививания оспы.
Первыми врачами тибетской медицины в Бурятии стали буддийские монахи, прибывшие из Монголии в смутное время правления Галдана Бошокту (правил в 1644–1697). Медицинская практика прибывших лам-лекарей немало способствовала распространению буддизма среди бурятского населения. Бурятские ламы в то время получали буддийское образование в монастырях Тибета и Монголии. Распространение и укрепление буддизма в Забайкалье сопровождалось строительством монастырей и становлением буддийского образования, в том числе медицинского.
Медицинские школы в Бурятии
Первая медицинская школа появилась в 1869 г. в Цугольском дацане. В основе её метода лежала традиция тибетского монастыря Лавран. В программу обучения входили заучивание наизусть канонического трактата тибетской медицины «Чжудши» («Четыре основы») с последующей сдачей экзамена, ознакомление с его комментариями, рецептурниками и обучение составлению лекарств. После усвоения теоретического материала начинались практические занятия: определение лекарственных веществ, диагностика и т. д.
Позже медицинские школы стали формироваться и в других дацанах: Агинском, Эгитуйском, Ацагатском, Джидинском, Тугнуйском, Янгажинском и др. Образовательный стандарт, разрешающий осуществлять врачебную практику, был практически одинаковым во всех медицинских школах. Он включал знание трактатов «Чжудши» и «Лхантаб» (комментарий к 3-й части «Чжудши», посвящённый вопросам частной и общей патологии, составленный в 1691 тибетским автором Деси Сангье Гьятцо, 1653–1705).
По приблизительным данным, к концу 19 в. в Забайкалье насчитывалось около 500 (по другим данным, 700) лам-лекарей. К их помощи обращались не только последователи буддизма, но и проживавшие в Забайкалье эвенки и русские. Приём больных осуществлялся в дацанах или на дому у лам.
Методы лечения
Для постановки диагноза ламе достаточно было расспросить больного, изучить его пульс, дыхание и мочу. После этого врач назначал лечение, давал лекарства и рекомендовал необходимый образ жизни и питания. Основным методом лечения был приём лекарств внутрь, реже применялись хирургические методы, втирание, кровопускание, прижигание, массаж, компрессы, горячие ванны. Каждый врач имел у себя аптеку и сам готовил для неё лекарства. Тибетские лекарства представляли собой порошки из измельчённых трав, минералов и животных ингредиентов, соединённых вместе в указанных в рецептурнике пропорциях. Готовое лекарство хранилось и переносилось в кожаных мешочках. Таких мешочков у некоторых лам было до 300 и более. Специальные металлические ложечки заменили собой аптекарские весы и разновесы. Доза одной ложечки соответствовала разовой дозе приёма лекарств.
Развитие тибетской медицины в Бурятии
Сохраняя основополагающие концепции и практику, тибетская медицина в Бурятии получила дальнейшее развитие в свете новых географических, социальных и климатических условий Забайкалья. Главным стимулирующим фактором развития её самобытных черт явилась географическая отдалённость от источников тибетского лекарственного сырья. Около 80 % лекарственных средств тибетской медицины, используемых в Бурятии, представлено забайкальской флорой. Новые фармакологические знания систематизировались в рецептурных справочниках, которые были самым распространённым жанром медицинской литературы Забайкалья. Рецептурник содержал общепринятое название, структуру и показания к применению того или иного лекарства, состав же ингредиентов подвергался значительным изменениям.
В 19 в., несмотря на утвердившиеся образовательные стандарты, врачи по уровню подготовки делились на 3 категории: высшую, среднюю и низшую. К высшей категории относились ламы, которые получили медицинское образование и имели соответствующий стаж и опыт медицинской практики (3 % от общего количества врачей). Лекари средней категории, получившие неполное образование, составляли около 12 % лам-лекарей. Все остальные монахи-лекари были знакомы с тибетской медициной поверхностно и черпали знания в основном из рецептурников. Даже в период наивысшего расцвета тибетской медицины в Забайкалье к началу 20 в. помощь квалифицированных лекарей была практически недоступна широким слоям населения.
Тибетская медицина в Бурятии в 20 в.
После Октябрьской революции 1917 г., когда началась борьба с буддийским духовенством как с сословием, в целях спасения и сохранения тибетской медицины элитой духовенства была предпринята попытка её реформирования. Предлагалось изменить систему медицинского образования: из монастырской она должна была полностью превратиться в светскую. В программу обучения наряду с традиционными знаниями были включены элементы европейской медицины: студенты должны были знать анатомию и физиологию, а также некоторые методы диагностики.
Реформа должна была коснуться и системы лекарственного обеспечения, дозволялось применять только лекарственные препараты, изготовленные в специально создаваемых централизованных аптеках. Врач должен был получать ежемесячный оклад, а пациент – оплачивать только стоимость медикаментов. При каждой школе тибетской медицины планировалось организовать лечебницы для стационарного обслуживания больных. Тибетские лекари должны были отказаться от лечения некоторых специфических инфекционных заболеваний, которые не излечивались методами традиционной тибетской медицины. Необходимо было строго запретить медицинскую практику ламам, не получившим медицинское образование в школах тибетской медицины, так как в основном из-за них падал авторитет тибетской медицины. По форме это было полное отделение тибетской медицины от сангхи. По мнению реформаторов, это должно было дать толчок новому этапу в её распространении и развитии.
Для осуществления «обновленческой» программы в 1921 г. (по другим данным, в 1924) при Ацагатском дацане была организована школа тибетской медицины. Это была самая крупная медицинская школа в истории тибетской медицины в Бурятии. В архитектурном комплексе центральное место занимал манба-дуган. В состав комплекса входили здание самой школы, субурган, а также хозяйственные постройки – всего 29 строений. Было организовано стационарное лечение, для чего был построен лазарет на 40 человек. Помимо лечения медикаментами, в Ацагатском медицинском центре проводились бальнеологические процедуры – тибетские ванны под названием «Табан аршан». Школа имела официальную печать и была зарегистрирована в органах административного управления.
Попытки сохранения тибетской медицины даже путём отделения её от религии не увенчались успехом. В секретных распоряжениях ВКП(б) тибетская медицина рассматривалась как сильнейшее средство эксплуатации и воздействия ламства на население. Но, не имея собственной достаточно развитой сети медицинской помощи населению, власть до определённого момента не решалась применять репрессивные меры против лам-лекарей даже низшей квалификации.
В секретных предписаниях того времени рекомендовалось: осуществить мероприятия по созданию и увеличению медицинских кадров из бурятской части населения; увеличить сеть медицинских учреждений, в первую очередь в отдалённых районах с кочевым и полукочевым населением. Параллельно предписывалось проводить широкую кампанию среди населения за отказ от медицинского обслуживания у лекарей-лам, разоблачить все случаи вредительства ламской медицины и устраивать широкие общественные судебные процессы. Особое внимание было сосредоточено на минимизации, а затем и полном отрицании значения «руководителей ламства» Ацагатской школы.
В конечном счёте дискредитация тибетской медицины в Бурятии и усиление налогообложения лам сузили их медицинскую практику. Также возникли проблемы с изготовлением лекарств, в состав которых входило импортное сырьё, из-за невозможности выезда лам за границу.
К концу 1930-х гг. почти все ламы, в том числе лекари, были репрессированы.
Ситуация изменилась после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: благодаря проявленной в годы войны патриотической позиции буддисты Бурятии получили разрешение восстановить сангху. Помимо этого, многие ламы, освободившиеся к этому времени из лагерей, подпольно проводили религиозные церемонии для односельчан и практиковали тибетскую медицину. Власти наблюдали за их деятельностью, но особых репрессий уже не предпринимали, ограничиваясь «собеседованиями» и «предупреждениями».
Научное изучение лекарственных средств тибетской медицины в СССР
Вопрос об изучения наследия тибетской медицины неоднократно поднимался благодаря инициативе Бурятского комплексного научно-исследовательского института Сибирского отделения АН СССР, Министерства здравоохранения Бурятской ACCP и Ленинградского химико-фармацевтического института. В 1968 г., согласно постановлению Государственного комитета по науке и технике при Cовете Mинистров СССР, гpyппe сотрудников Бурятского научного центра (БНЦ) Сибирского отделения АН СССР была поручена научно-исследовательская работа по теме «Описание лечебных свойств лекарственных средств тибетской медицины». С этого времени в Бурятии начались комплексные исследования тибетской медицины.
В 1970 г. был организован отдел биологически активных веществ БНЦ. Их изучение проводилось с участием бывших лам-лекарей. В 1986 г. в отделе физических проблем БНЦ началось исследование по объективизации и автоматизации диагностики болезней по пульсу совместно с врачами Республиканского клинического госпиталя для инвалидов войны с использованием разработанного автоматизированного пульсодиагностического комплекса (АПДК).
В 1989 г. Бурятия стала одним из первых регионов России, где при поддержке Министерства здравоохранения республики было организовано новое хозрасчётное медицинское учреждение – Центр восточной медицины (ЦВМ). Основной задачей центра являлось внедрение в практическое здравоохранение научных исследований отдела биологически активных веществ БНЦ, Института общей и экспериментальной биологии, Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии и других научных учреждений, а также была поставлена задача по систематизации огромного многовекового опыта традиционной медицины народов, проживающих на территории Забайкалья. Были открыты поликлиника и фитоаптека, а позже, в 1990 г., – бюджетный стационар.
Современное состояние
Наиболее эффективное применение тибетская медицина находит в фитотерапии, многие фитопрепараты составлены по тибетским прописям, и их внедрение основано на научном материале отдела биологически активных веществ Института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН. При обследовании больного наряду с современными методами используется диагностика по пульсу, в том числе на АПДК. В практику лечения внедрена фитованна «Табан аршан», разработанная на основе тибетской рецептуры ЦВМ совместно с Химико-фармацевтической академией Санкт-Петербурга. Для сотрудничества приглашаются ламы-лекари с классическим дацанским медицинским образованием.
С 1990-x гг. в Бурятии восстанавливается монастырское медицинское образование. На базе Иволгинского и Агинского дацанов созданы медицинские факультеты, для преподавания в которых приглашаются специалисты по тибетской медицине из Тибета и Монголии. В 1993 г. создана Агинская буддийская академия, которая начинала свою образовательную деятельность как филиал Института тибетской медицины и астрологии Мен-ци-кханг (тибет. བོད་ཀྱི་སྨན་རྩིས་ཁང) в г. Дхарамсала (Индия). Программа факультета сочетает концепции традиционного обучения со стандартами светского образования.
Основные дисциплины обучения – теория тибетской медицины на основе трактата «Чжудши», анатомия и физиология, фармакология, фитотерапия, пульсовая диагностика, уринодиагностика, астрология, этика. Получение теоретических и практических основ тибетской медицины невозможно без тщательного исследования её первоисточников, поэтому обязательным является лингвистическое образование студентов и изучение ими старомонгольской письменности, тибетского, китайского, а также английского и латинского языков. Помимо того, на 1-м и 2-м курсах студенты осваивают общеобразовательные дисциплины: всемирную историю, психологию, страноведение и др.
В 1998 г. филиал получил федеральную лицензию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего религиозного образования. Филиал обрёл статус высшего духовного заведения и был переименован в Агинский Бурятский буддийский институт с 5-летним курсом обучения и выдачей диплома государственного образца.