Аймак
Айма́к (монг. аймаг, кирг. аймак), древнемонгольское и тюркское родоплеменное образование; традиционная территориальная единица у ряда тюркских и монгольских кочевых или оседлых народов и этнических групп; современная административно-территориальная единица в Монголии, автономном районе Внутренняя Монголия в Китае (Хинган, Шилин-Гол и Алашань), в Киргизии и в некоторых регионах Российской Федерации.
Подобная форма административно-территориального деления имеет в истории отечественной государственности глубокие корни. Так, исходя из норм Конституции (Основного закона) Бурят-Монгольской АССР (входила в состав РСФСР на правах широкой автономии), принятой на VII чрезвычайном съезде Советов Бурят-Монгольской АССР 11 августа 1937 г., республика включала в себя такие административные единицы, носившие традиционное название, как Баргузинский, Бичурский, Баунтовский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кяхтинский, Мухоршибирский, Селенгинский, Северо-Байкальский, Тарбагатайский, Тункинский, Хоринский аймаки (ст. 14). Установление районного деления, границ аймаков и «руководство осуществлением местных бюджетов» (ст. 18) входило в исключительное ведение Бурят-Монгольской АССР. По своему правовому положению аймак практически не отличался от района в других регионах СССР, в то же время аймаку были в целом присущи черты, с одной стороны, характерные для ряда территорий с компактным расселением какого-либо народа или этноса, с другой – обычной структурной единицы административного деления, носившей традиционное для местного населения название. Формой разрешения национального вопроса прежде всего выступала непосредственно Бурят-Монгольская АССР, в рамках которой проживало не только коренное население, но и другие граждане.
Органами государственной власти в аймаках (ст. 49) являлись Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся трудящимися аймака (ст. 50) сроком на 2 года. Депутатский мандат обладал императивным характером, исходя из чего избиратели при соблюдении необходимых требований, установленных законом, наделялись правом в качестве чрезвычайной меры отозвать своего представителя. Очередные сессии аймачных Советов депутатов трудящихся созывались их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год (ст. 56). Аймачные Советы депутатов трудящихся на время своей сессии для ведения заседаний избирали председателя и секретаря. К ведению аймачных Советов депутатов трудящихся (ст. 51) непосредственно относились: руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством в пределах границ своей территории, установление местного бюджета, руководство деятельностью подчинённых им органов власти и управления, обеспечение охраны государственного порядка, содействие усилению обороноспособности страны, обеспечение соблюдения законов и охраны прав граждан. Советы депутатов трудящихся принимали решения и давали распоряжения в пределах соответствующих публично-правовых полномочий, предоставленных им союзным и республиканским (субъекта федерации) законодательством (ст. 52). Исполнительными и распорядительными органами аймачных Советов депутатов трудящихся являлись избираемые ими исполнительные комитеты в составе председателя, его заместителей, членов и секретаря (ст. 53). Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся на основе решений Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов осуществляли руководство (ст. 55) культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории.
Аймачные Советы депутатов трудящихся формировали (ст. 63) отделы и функциональные подразделения исполнительных комитетов: земельный, народного образования, финансовый, внутренней торговли, здравоохранения, социального обеспечения, общий, дорожный, плановую комиссию, сектор кадров при председателе исполнительного комитета, отделы коммунальной и местной промышленности. Отделы аймачных Советов депутатов трудящихся находились в двойном подчинении: аймачному Совету депутатов трудящихся и соответствующему народному комиссару АССР. Исходя из внутренних потребностей аймака и положений законодательства, Народный комиссариат внутренних дел (ст. 64) после утверждения Президиума Верховного Совета АССР был наделён правом создавать свои управления при аймачных Советах депутатов трудящихся.
Постановления и распоряжения, принимавшиеся на уровне аймачных Советов депутатов трудящихся, в случае их несоответствия закону могли быть отменены Президиумом Верховного Совета автономной республики (ст. 30). В свою очередь, Совет народных комиссаров (ст. 42, 43), осуществляя в рамках предоставленной Конституцией компетенции руководство и контроль над деятельностью исполнительных комитетов аймачных Советов депутатов трудящихся, был правомочен отменять любые их решения и распоряжения или приостанавливать действие последних.
Своё дальнейшее развитие аймачная форма территориального деления получила в масштабах актуализации известных тенденций государственного строительства, наблюдавшихся на региональном уровне после распада СССР. Так, согласно гл. 12 Конституции Республики Алтай (в редакции 2002), местные органы власти и управления, помимо городов, организуются и действуют в районах (аймаках) исходя из интересов населения, проживающего на их территории, в целях обеспечения его жизнедеятельности. Основу осуществления ими соответствующих функций (ст. 134) составляют государственная и иная собственность, природные ресурсы, находящиеся в пределах границ административно-территориальных единиц (аймаков), средства местного бюджета, местные налоги, жилищный фонд, социальные учреждения, другое движимое и недвижимое имущество.
Местными органами государственной власти, действующими на уровне аймаков, являются представительные и исполнительные органы, срок полномочий которых составляет 4 года (ст. 135). Представительный орган, избираемый населением, – районный (аймачный) Совет депутатов, основной организационно-правовой формой деятельности которого является сессия. Районный (аймачный) представительный орган возглавляет его председатель, избираемый из числа депутатов Совета (ст. 136). Полномочия, организация и условия деятельности районных (аймачных) органов власти, численный состав, правовой статус районных депутатов, порядок их избрания устанавливается законами Республики Алтай. Функции управления на уровне районов (аймаков) осуществляет местная администрация – исполнительный орган, возглавляемый главой районной администрации, входящий в систему исполнительной власти Республики Алтай. Глава аймачной администрации избирается на основе всеобщего равного избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании (ст. 137).
Что касается практики зарубежных государств, достаточно наглядным примером аймачной формы территориального деления может служить модель, сложившаяся ныне в Киргизии. Айылный аймак (кирг. айыл аймагы) – системообразующая единица административно-территориального деления указанного государства низшего – третьего – уровня, муниципальное образование, состоящее из одного или более сельских населённых пунктов и прилегающих к ним территорий. Орган исполнительной власти аймака носит название «айыл окмоту», представительной – «айылный кенеш», судебная власть может быть представлена местными судами старейшин – аксакалов. Кроме того, с целью решения вопросов местного значения используется такая форма непосредственной демократии, как сход граждан. В том случае, если на аймачный уровень делегируются отдельные государственные полномочия, контроль за их реализацией осуществляет айыл башчысы – назначенное для этого специальное должностное лицо, представляющее государство. Всего в Киргизии насчитывается 453 айылных аймака, с неравномерным количеством в пределах одного района. На этом фоне выделяются районы с наибольшим числом аймаков – Сокулукский и Узгенский, в рамках которых сформированы по 19 аймаков в каждом.
В качестве иллюстрации системы аймачного управления может рассматриваться и Монгольская Народная Республика, где, согласно положениям Конституции 1992 г. и действующего законодательства, насчитывается всего 21 аймак (при этом столица государства, г. Улан-Батор, не входит ни в одно образование такого рода, т. к. является самостоятельной структурной единицей с системой органов власти и управления). Аймак представляет собой административно-территориальную единицу первого уровня и с публично-правовой точки зрения соответствует традиционному областному делению, характерному для унитарных государств. В частности, Центральная Монголия включает в себя: Туве (Центральный), Уверхангай и Архангай аймаки, Северная Монголия – Хувсгел (Хубсугульский), Булган (Булганский) и Сэлэнгэ (Селенгинский) аймаки, Восточная Монголия – Хэнтий (Хэнтийский), Дорнод (Восточный) и Сухбаатар (Сухэ-Баторский) аймаки, Западная Монголия – Баян-Улгий, Ховд (Кобдский), Увс (Убсунурский) и Завхан аймаки и т. д. Каждый из аймаков делится на т. н. сомоны, соответствующие районному уровню, которых в целом насчитывается 342, а те, в свою очередь, состоят из административного центра, городских и сельских населённых пунктов и 1,539 тыс. баг (бригад). В Монголии сочетаются принципы управления и самоуправления (ст. 59 гл. 4 Конституции). На территории каждого аймака (и всех других административных единиц страны) действует избираемый местным населением представительный орган – хурал аймака, государственную власть осуществляет префект (ст. 60), кандидатура которого выдвигается хуралом аймака, а затем утверждается премьер-министром страны сроком на 4 года. Префект (ст. 61), наряду с исполнением решений, принимаемых хуралом аймака, как местный представитель государственной власти непосредственно подотчётен правительству за действия по обеспечению выполнения законов, постановлений и решений правительства. Префект имеет право налагать вето на решения хурала аймака. В случае если хурал аймака большинством голосов отклоняет наложенное вето, то префект, считающий невозможным выполнить данное решение, вправе направить премьер-министру прошение об отставке. В рамках собственных полномочий хурал аймака как представительный орган имеет право издавать постановления подзаконного характера, а префект – распоряжения, которые должны (ст. 63) соответствовать законодательству, указам главы государства и решениям правительства.