Вятская земля
Вя́тская земля́ (Вятка), историческая область в бассейне среднего и верхнего течения реки Вятка.
Бытование понятия «Вятская земля» в исторических источниках
Понятие «Вятка» в значении «Вятская земля» впервые в письменных источниках упоминается в Рогожском летописце в 1374 г. [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 15. Москва, 2000. Стб. 106].
Собственно понятие «Вятская земля» впервые упоминается в послании митрополита Московского и всея Руси Ионы вятчанам, датируемом 1451–1459 гг. Наиболее частое употребление отмечается в источниках периода Смутного времени (1609–1611). Из актовых материалов понятие «Вятская земля» исчезает в середине 17 в., последнее упоминание содержится в грамоте царя Алексея Михайловича воеводе г. Хлынов (ныне Киров) Н. Ф. Леонтьеву от 10(20) августа 1649 г. (Древние акты, относящиеся к истории Вятского края // Столетие Вятской губернии, 1780–1880. Вятка, 1881. Т. 2. Приложение. № 113. С. 127).
Во 2-й половине 17 – начале 18 вв. встречается в нарративных источниках (летописях, исторических и церковных сказаниях и повестях, церковных полемических сочинениях).
Территория региона до 12 в.
В 1-м тыс. до н. э. на этой территории жили племена, которые относят к ананьинской культуре, в 6–10 вв. – финно-угорские племена: коми-пермяки и вотяки (удмурты). С 10 в. на эти земли пришли черемисы (марийцы).
Вятская земля в 12–17 вв.
Границы и внутреннее устройство
Границы территории Вятской земли и её административная структура в 12 – 1-й половине 15 вв. по большей части реконструируются на основе археологических данных. В конце 12 – начале 13 вв. в среднем течении реки Вятка от устья реки Летка до рек Пижма и Воя появились русские поселения, основанные выходцами из Новгородской республики, Северо-Восточной Руси и Южной Руси с участием местных вотяков. В результате сформировались 3 волости, условно называемые Никулицынская, Котельничская и Пижемская. В середине 13 в. Пижемская волость вошла в состав Котельничской волости. Структура управления волостями неизвестна. На Ковровском городище (Котельничская волость) найдены актовые печать-матрица с надписью «Печать Григориева» (2-я половина 13 – начала 14 вв.) и 2 свинцовые печати (13–15 вв.), но кому они принадлежали, не установлено.
В конце 13 – начале 14 вв. произошло объединение Никулицынской и Котельничской волостей в государственное образование Вятская земля с центром в г. Вятка (Хлынов), который под названием Афаткун впервые упоминается в 1340-х гг. в энциклопедии египетского автора аль-Умари. Поздний местный вятский нарративный источник «Повесть о стране Вятской» (начало 18 в.) сообщает, что после объединения волостей вятчане «нравы своя отеческия, и законы, и обычаи новгородцкия имяху» (Повесть о стране Вятской // Мусихин. 2019. С. 646, 654, 661). Вятская земля, по всей видимости, стала феодальной вечевой республикой. Этот вывод подтверждается сведениями Архангелогородского летописца (начало 16 в.), в котором в статье 1489 г., рассказывающей об окончательном присоединении Вятской земли к Русскому государству, упоминается «вся земля Вяцкая» в качестве общевятского вечевого собрания (ПСРЛ. Т. 37. Ленинград, 1982. С. 97). В деятельности местного веча принимали участие бояре, купцы и «житьи люди».
К середине 15 в. в состав Вятской земли входили 3 волости – Хлыновская, Котельничская и Орловская (выделилась из Котельничской в 1-й половине 14 в.), руководство каждой из которых возглавлял земский воевода. Воеводы избирались из числа местных бояр. Исполнительную власть осуществляли также выборные ватаманы и подвойские: ватаманы отвечали за организацию местных промыслов и получение с них доходов в казну, сбор дани с подвластного нерусского населения; подвойские выполняли судебные функции.
В 1417 г. в Новгородской первой летописи младшего извода Вятская земля упоминается как «князя великого отчина» (ПСРЛ. Т. 3. Москва, 2000. С. 407). В качестве формального верховного сюзерена великий князь московский Василий I Дмитриевич между 1417 и 1425 гг. пожаловал Вятскую землю в кормление своему брату Юрию Дмитриевичу. После смерти Юрия Дмитриевича (1434) она поступила в совместное управление его сыновей – Василия Юрьевича Косого, Дмитрия Юрьевича Шемяки и Дмитрия Юрьевича Красного. Зависимость Вятской земли от московских Рюриковичей заключалась в уплате дани и ордынского выхода. Во время Московской усобицы 1425–1453 гг. Вятская земля выступала союзником галицких князей. В 1445–1446 гг. была подчинена великому князю нижегородскому в вопросах организации и сбора ордынской дани. В 1446 г. были возобновлены связи с галицким князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой. В 1-й половине 1450-х гг., после победы в Московской усобице, великий князь московский Василий II Васильевич Тёмный вновь распространил влияние великих князей московских на Вятскую землю. В 1459 г. вятчане присягнули Василию II, утратив право самостоятельного решения внешнеполитических вопросов, но сохранив самостоятельность в делах внутреннего управления. В духовной грамоте Василия II (1461–1462) Вятская земля впервые названа родовым владением великих князей московских. Во время казанско-русских войн Вятская земля непродолжительное время, в 1468 г. и конце 1477 – начале 1478 гг., платила дань Казанскому ханству. Московско-вятские отношения до конца 1480-х гг. были крайне нестабильны. В 1489 г. великий князь московский Иван III Васильевич окончательно включил Вятскую землю в состав Русского государства – вечевая республика прекратила своё существование.
В Русском государстве была разделена на 4 наместничества: Хлыновское, Котельничское, Орловское и Слободское (сформировано на части территории бывшей Хлыновской волости). Кроме того, в междуречье рек Вятка и Чепца существовала волость Карино с особым статусом, принадлежавшая местным арским татарским служилым князьям, где проживали татары, вотяки и бесермяне.
Ведущую роль стал играть хлыновский наместник. Наместники занимались учётом и распределением земельных ресурсов, сбором налогов, вопросами судопроизводства. В системе управления существовали должности тиуна, доводчика, приводчика, пристава, пошлинника, пятенщика. Кроме того, существовали органы самоуправления – «добрые люди земские». На территории Карино суд производился арскими князьями, кроме дел о тяжких преступлениях, которые разбирал хлыновский наместник. Дела между жителями Карино и других вятских наместничеств разбирались совместно хлыновским наместником, арским князем и земскими людьми. Самих арских князей судил лично хлыновский наместник. 2 марта 1541 или 1542 г. (Шумаков С. А. Новые губные и земские грамоты // Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. 1909. Ч. 23. Октябрь. С. 340) великий князь московский Иван IV Васильевич подписал грамоту о введении выборного земского губного правления во всех городах, станах и волостях Вятской земли (Труды Вятской учёной архивной комиссии. Вятка, 1905. Вып. 3. Отд 3. С. 82–84). В 1540-х гг. из Слободского наместничества выделилась Шестаковская волость. После отмены в 1550-х гг. системы кормлений наместничества объединены в единый Вятский уезд. В годы опричнины уезд входил в земщину. В 1570-х – 1-й половине 1580-х гг. в Вятской земле произошёл временный возврат к системе кормлений.
Со 2-й половины 1580-х гг. Вятский уезд был разделён на 5 уездов с центрами в городах Хлынов, Котельнич, Орлов, Слободской и Шестаков. Шло постепенное освоение земель и расширение границ Вятской земли в верховьях реки Вятка, по направлению к верховьям реки Чепца и на юг, где интересы вятчан пересекались с интересами населения бывшего Казанского ханства.
После окончательной отмены кормлений Вятская земля в 1580-х гг. – 1610 г. управлялась государевыми приказными людьми и подьячими. Их власть ограничивалась институтом городовых приказчиков, которые занимались учётом и распределением земельного фонда, сбором налогов, строительством и укреплением городов, организацией ополчения и выполняли некоторые судебные функции. Одновременно существовали выборные органы местного самоуправления: земские судьи, старосты, целовальники и дьяки, составлявшие общевятское земское собрание. С 1610 г. было введено воеводское управление, включавшее воеводу, подьячего (дьяка) и чиновничий аппарат Съезжей избы.
Не позднее 1625/1626 г. Вятская земля была разделена на 2 воеводства – Хлыновское (города Хлынов, Котельнич и Орлов с уездами) и Слободское (Слободской и Шестаков с уездами). Это деление сохранялось до 1649/1650 г., когда вновь было создано единое Вятское воеводство с центром в Хлынове.
В церковном отношении Вятская земля с середины 15 в. подчинялась непосредственно митрополитам Московским и всея Руси. В 1555 г. она была переподчинена вновь образованной Казанской епархии, а в 1589–1657 гг. составляла Вятскую десятину Патриаршей области.
История
Первая информация о Вятской земле на страницах русских летописей связана с её разграблением в 1374 г. новгородскими ушкуйниками. Ответными действиями стал разгром вятчанами в 1379 г. ушкуйников в Арской земле в Предкамье. В 1391 г. разграблена войском хана Орды Тохтамыша под руководством царевича Бектута, а на следующий год состоялся ответный поход объединённых русских войск по реке Вятка на Булгарский улус Орды.
С начала 15 в. Вятская земля становится местом ссылки. В 1401 г. великий князь московский Василий I Дмитриевич отправил на Вятку вместе с семьёй представителя суздальских Рюриковичей – князя Семёна Дмитриевича, который через 5 месяцев ссылки скончался.
В 1409 г., в ответ на набег Едигея 1408 г., великий князь московский в союзе с новгородцами предпринял поход на ордынские города на Нижней Каме. Новгородское войско по Волге не успело на соединение с вятским войском, которым командовал двинский боярин, воевода Анфал Никитин, наместник великого князя на Вятке; в результате вятчане были разбиты, а Анфал попал в плен. В 1417 г. вятчане под командованием вятского наместника Михаила Россохина принимали участие в великокняжеском походе на Двинскую землю. В 1418 или 1421 г. (подробнее о дате, см.: Мусихин А. Л. Известие о гибели двинского боярина Анфала Никитина в общерусских и вятских летописях: причины разночтений (постановка вопроса) // Мининские чтения. Нижний Новгород, 2010. С. 361–371) Анфал Никитин с помощью устюжан попытался вернуть себе власть в Вятской земле, но был разбит войском Михаила Россохина и погиб вместе с сыном Нестором.
С 1433 г. вятчане активно участвовали в событиях Московской усобицы на стороне галицких князей. В 1434 г. участвовали в походе на Москву князя Юрия Дмитриевича, завершившемся его вокняжением там. С начала 1450-х гг. великий князь московский Василий II Васильевич Тёмный начал борьбу с Вятской землёй, поддерживавшей галицкого князя Дмитрия Юрьевича Шемяку. В 1451–1459 гг. митрополит Московский и всея Руси Иона отправил на Вятку несколько посланий, в которых предлагал вятчанам подчиниться воле великого князя московского. В это время Вятская земля 6 раз присягала великому князю московскому, но каждый раз нарушала договор. В 1458 г. Василий II отправил на Вятку войско во главе с воеводой Г. М. Перхушковым, но оно не достигло успеха, поскольку московский воевода получил взятку от вятчан. В 1459 г. Василий II послал против Вятской земли ещё одно большое войско – под командованием воеводы князя И. Ю. Патрикеева, которое завоевало Котельнич и Орлов, осадило Хлынов, после чего вятчане признали власть великих князей московских.
С начала 1460-х гг. вятчане принимали участие в великокняжеских походах: в 1462 г. на черемисов по реке Кама и в Перми Великой; в 1464 г. на Двинскую землю под командованием вятского наместника Бориса Слепца; в 1467 г. на Пелымское княжество – местный князь Асыка был захвачен в плен и заключён в хлыновскую тюрьму. Во время казанско-русской войны 1467–1469 гг. вятчане в ходе похода 1468 г. на Казанское ханство находились в составе войск великого князя московского Ивана III Васильевича. Однако после ухода русских войск вверх по рекам Кама и Белая внезапный набег на Вятскую землю совершил казанский хан Ибрагим, вынудив вятчан подписать договор о ненападении и выплатить дань. Окончательно от казанской зависимости Вятская земля освободилась в 1470 г. В 1471 г. вятское войско совершило поход по Волге на владения Большой Орды, захватило и разграбило её столицу Сарай. Сразу после возвращения из этого похода вятское войско в соединении с устюжанами и др. по указу великого князя участвовало в успешном походе на Двинскую землю. В конце 1477 – начале 1478 гг., во время похода Ивана III на Новгородскую республику, на Вятскую землю вновь внезапно напал казанский хан Ибрагим и обложил её данью, что послужило началом новой казанско-русской войны, завершившейся летом 1478 г. капитуляцией хана Ибрагима.
В 1480-х гг. вятчане выступили против московских властей: в 1485 г. отказались участвовать в великокняжеском походе на Казань, а в 1487 г. совершили 2 похода на Устюжскую землю. В ответ Иван III направил на Вятку большое войско под командованием воеводы Ю. И. Шестака Кутузова, но оно «умирися» с вятским правительством. Летом 1489 г. состоялся большой поход объединённых великокняжеских войск на Вятскую землю под командованием воевод князя Д. В. Патрикеева Щени и Г. В. Поплевы Морозова (из рода Морозовых). В результате Вятская земля была окончательно присоединена к Русскому государству. Вятчане выдали трёх своих руководителей (Ивана Оникеева, Пахомия Лазарева и Палку Богодайщикова), которые были казнены в Москве. По распоряжению Ивана III состоялся «развод» населения Вятской земли: «большие» и «лучшие» вятчане были выселены с семьями в Боровск, Кременец (ныне село Кременское Медынского района Калужской области) и Алексин и пожалованы землями, торговые люди – в Дмитров, арские каринские князья помилованы, пожалованы в службу и отправлены в свою землю. Освободившиеся на Вятке земли были заселены в основном устюжанами. В 1503/1504 г. проведено писцовое описание Вятской земли, она полностью вошла в систему государственного устройства Русского государства.
В 1-й половине 16 в., как и другие русские земли, Вятская земля подвергалась постоянным набегам казанских ханов и черемисов. В конце 1530-х – 1-й половине 1540-х гг. казанский хан Сафа-Гирей, выдавая желаемое за действительное, сообщал польскому королю Сигизмунду I, что Вятская земля является его даннической территорией.
В середине – 2-й половине 16 в. вятчане принимали активное участие практически во всех военных действиях, которые вело Русское государство, чаще всего неся службу в передовой судовой или лыжной рати. В 1545–1552 гг. вятчане участвовали в казанских походах, отражении набегов черемисов (1552–1557, 1571–1574, 1581–1585), в 1554 и 1556 гг. – в астраханских походах, в Полоцком походе 1562–1563 гг., в обороне от нападений крымских татар (1565, 1572, 1576), Молодинской битве 1572 г. Вятчане принимали участие в походе Ермака Тимофеевича в Сибирь (1582–1585) и последующем освоении Зауралья.
В Смутное время в Котельничском, Хлыновском и Слободском уездах во время восстания Болотникова 1606–1607 гг. в Вятской земле происходили отдельные социальные выступления, часть населения признала царём Лжедмитрия I (сведения о его гибели в тот момент до Вятки ещё не дошли). В 1606 г. в Вятской земле была восстановлена власть царя Василия Ивановича Шуйского. В 1608 г. началось крупное выступление населения Среднего Поволжья, в первую очередь нерусского. В начале 1609 г. восставшие дошли до территорий Нижней Вятки, захватили города Санчурск и Яранск, слободу Кукарка, Жерновогорскую во имя Иоанна Предтечи мужскую пустынь, в ноябре того же года – г. Котельнич. Вятский воевода князь М. Ф. Ухтомский собрал большое войско, базировавшееся в Орлове, благодаря чему в декабре 1609 г. восставшие бежали в Яранск, где были разбиты. В январе 1611 г. Вятская земля присягнула уже убитому Лжедмитрию II. Представители Вятской земли участвовали в избирательном Земском соборе 1613 г., на котором царём был избран Михаил Фёдорович Романов. В 1613–1618 гг. вятчане принимали участие в походах против атамана И. М. Заруцкого в Астрахань, против польско-литовских отрядов в Поморье и для защиты Москвы во время похода королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) 1617–1618 гг. Пленные поляки и литовцы содержались в Хлыновской тюрьме.
Хозяйственное развитие
Основой хозяйства Вятской земли до 16 в. были промыслы: пушная и мясная охота, рыболовство, бортничество. В 16 в. на первый план вышло земледелие; главными культурами стали рожь, пшеница и овёс, также выращивались ячмень, гречиха, горох, бобовые, лён и конопля. Преобладала паровая система земледелия, двухполье и трёхполье, но сохранялись также подсека и перелог. В огородах выращивали овощи: лук, репу, редьку, свёклу, морковь. Большое значение имело домашнее скотоводство: преобладало разведение крупного рогатого скота и свиней, кроме того, разводили лошадей и мелкий рогатый скот.
Развивались ремёсла – металлургическое, кузнечное, ювелирное, деревообрабатывающее, гончарное, косторезное, сапожное производства. Ремёсла явились основой развития городов Вятской земли. Со 2-й половины 16 в. возникло и стало расширяться государственное и частное винокуренное производство.
Торговля первоначально была ориентирована на внутренний рынок региона, однако не позднее 2-й четверти 16 в. вятчане начали торговать с соседними городами и регионами: Галичем, Пермской землёй, Казанским ханством, Астраханским ханством, Прикамьем, Поволжьем, Русским Севером. Таким образом Вятская земля вошла в орбиту общерусской торговли. С конца 16 в. Вятская земля стала главным поставщиком хлеба в Западную Сибирь и на Север.
Культура
Своеобразие культуры Вятской земли связано с соединением культур русских поселенцев из различных земель и коренного нерусского населения. На Вятку переселялись как язычники, так и ранние христиане, остававшиеся во многом теми же язычниками. Поэтому на археологических памятниках 12 – начала 15 вв. на территории Вятской земли обнаруживаются изделия с традиционной языческой символикой, которые невозможно разделить этнически, и христианские предметы с языческой атрибутикой, характерной для эпохи «двоеверия».
Постепенное изживание язычества началось со 2-й половины 15 в. Преобладание православного сознания в регионе наблюдается только с 16 в. В конце 16 в. началось монастырское строительство: были основаны хлыновский Трифонов в честь Успения Пресвятой Богородицы (1580), Верховятский во имя Святой Великомученицы Екатерины и в честь Преображения Господня (1581/1582), Холуницкий во имя Живоначальной Троицы (около 1593), Слободской в честь Богоявления (1599) мужские монастыри. В 1-й половине 17 в. было основано ещё 5 монастырей.
О книжной культуре и письменности до 16 в. ничего неизвестно. Обнаружены 4 металлических писала 12–15 вв., что свидетельствует о наличии грамотных людей на Вятке в данный период. Становление государственности и распространение христианства способствовали развитию деловой письменности. Преимущественно в церковной среде создавались местные нарративные произведения.
Появление на Вятке отдельных летописных записей можно определённо отнести к середине 16 в. В 1542 г. было записано местное летописное известие о разгроме вятчанами казанских татар и «луговой черемисы» под Котельничем. С 1551 г. (а возможно, и ранее) причт церкви во имя Прокопия Устюжского (с 1554 – во имя Святителя Николая) в Хлынове начал вести в летописной форме запись чудес от Великорецкого образа Святителя Николая Мирликийского (до 1647 записано 201 чудо), было составлено описание путешествия иконы в Москву в 1555–1556 гг. В той же церкви в царствование Михаила Фёдоровича в летописной форме был записан рассказ о втором путешествии Великорецкой иконы в Москву, в 1614–1615 гг. В основанном преподобным Трифоном Вятским Трифоновом Успенском монастыре, вероятно, вёлся монастырский летописец, отдельные записи из которого позднее вошли в некоторые общевятские летописцы. Вероятно, в период с середины 16 до середины 17 вв. был составлен местный общерусский летописный свод с вятскими известиями (гипотеза о его существовании обоснована Д. К. Уо и подтверждена А. Л. Мусихиным), преимущественно восходящий к общерусскому летописанию (Типографская летопись, Воскресенская летопись, Никоновская летопись, Вологодско-Пермская летопись), но отличающийся от него некоторыми деталями и датировкой отдельных записей. В 1645–1647 гг. записывались сведения о чудесах от иконы Спаса Нерукотворного, стоявшей на паперти церкви Спаса Нерукотворного в Хлынове (105 записей).
Крупнейшим книжным собранием располагал Трифонов Успенский монастырь (144 книги в 1601), одним из источников пополнения библиотек были царские вклады.
Русская православная церковь способствовала развитию и распространению в регионе живописного искусства, в первую очередь иконописания. Сохранились свыше 100 памятников церковной живописи 14–18 вв.