Санталы
Санта́лы, саонта, сатар (самоназвания хор, ко – человек, люди), народ группы мунда в Северо-Восточной Индии, крупнейший из народов адиваси. Численность 6,5 млн человек, в том числе в штатах Джаркханд 2,9 млн человек, Западная Бенгалия 2,2 млн человек, Одиша 0,7 млн человек, Бихар 0,4 млн человек, Ассам 0,2 млн человек (2001, перепись). Живут также на северо-западе Бангладеш (области Раджшахи и Рангпур; свыше 600 тыс. человек – 2015, оценка) и юго-востоке Непала (42,7 тыс. человек, в основном в районах Моранг и Сунсари на юге зоны Коси и в районе Джапа на юге зоны Мечи). Говорят на языке сантали, распространён также бенгали. В основном придерживаются традиционной религии, часть христиане и индуисты.
Традиционная культура типична для народов Южной Азии. Территория санталов бедна пригодными для земледелия землями и богата горнорудными и лесными ресурсами. Основное традиционное занятие – подсечно-огневое земледелие. Практиковалась охота с луком и стрелами. Дома каркасные с угловыми столбами из священного дерева сал (курупиты гвианской); стены расписаны по штукатурке, очаг вырыт в земляном полу. Дома двухкамерные, одна из комнат посвящена духам предков, там же хранятся запасы зерна. В центре дома – ритуальный столб кунти. Женщины носят сари из клетчатой ткани или белое с каймой, характерна татуировка; мужчины – набедренные повязки, дхоти, лунги. Традиционная пища – рисовые и просяные похлёбки с овощными приправами, рисовое пиво, в Бенгалии – пальмовое вино (тодди). Санталы делятся на 12 тотемных родов (пари; из них «старший» – Хансдак) и линиджи (кхуты), различающиеся по традиционным занятиям (Мурму – жрецы, Киску – правители, Хемрам – судьи, Марди – торговцы, Сорен – воины, Туду – музыканты и др.), костюму, пище, культам и т. п. Подростки проходят инициацию (чачо чатьяр). Браку (бапла) обычно предшествуют помолвка (райбар) и брачный выкуп; практикуются полигиния, левират, сорорат, разводы. Деревни управляются панчаятом (кулиндруп; буквально – сидение на улице), старостой (манджи, маджи), жрецом (наике) и др. Некоторые группы вовлечены в кастовые отношения с соседями-индуистами. После антианглийского восстания 1855 г. (т. н. сантальская революция) область санталов (Даман-и-Кох – подножие гор) была выделена в особый округ (Сантал паргана) и разделена на административные районы (паргана). Религия (сарна) близка к религиям других адиваси северо-востока Индии (см., например, Ораоны) – культ духов (бонга) и верховных бога (Маран-буру – Великая Гора) и богини земли (Джахер-эра – Хозяйка рощи), священных рощ дерева сал (джахер). Домашним духам (ора бонг) поклоняются в домашних святилищах (бхитар). Известны космогонические мифы, сюжеты о прародителях Пилчу Харам и Пилчу Бури. Отмечаются праздники сева (Эрок-парв, Ашаре-пуджа), урожая (Сохарай), цветения дерева сал (Баха), обряды срезания ветвей священного дерева (Карам), коллективной охоты (Дисум-седра) и др. Песни и танцы сопровождаются игрой на двух барабанах (тамак и тумдак, или мадол); другие инструменты – бамбуковая флейта (тирио), смычковые – дходро банам с резными женскими фигурками на головке и пхет банам и др. Выделяются воинские танцы с луком и стрелами (голвари и паикха), круговые джика и лагрен (мужчины образуют внешний круг, женщины – внутренний), танцы ухаживания и др. Среди женщин развито искусство настенных рисунков с изображениями животных и растений (кховар и сохраи). Многие санталы живут в городах, имеют высшее образование, заняты в промышленности, бизнесе и политике, часть санталов работает на чайных плантациях.