Айны
А́йны (айну), народ на севере Японии (о. Хоккайдо). Численность свыше 16 тыс. человек (2013, оценка правительства префектуры Хоккайдо). Проживают также в России (до 300 человек; 2020, перепись). Занимают обособленное положение по языку (айнский язык) и антропологическому типу (курильская раса). Современные айны говорят преимущественно по-японски, верующие в основном буддисты, сохраняются также традиционные культы.
Этнографическое описание
Предки айнов мигрировали, видимо, из Восточной или Юго-Восточной Азии в Японию в мезолите – раннем неолите. До середины 20 в. жили также на юге о. Сахалин и Курильских о-вах, до 18 в. – на юге п-ова Камчатка и севере о. Хонсю; вероятно, ранее населяли другие Японские острова, где, возможно, прослеживается айнская топонимика. Были ассимилированы японцами, нивхами (на Сахалине) и ительменами (на Камчатке и Курилах). Традиционные занятия – сезонный лов проходной рыбы, морской рыболовный промысел, охота, прибрежное и лесное собирательство. Существовало примитивное земледелие (просяные культуры), держали охотничьих, а на Сахалине также упряжных собак. Традиционные орудия – лук с отравленными стрелами, копьё, гарпун и острога с поворотными наконечниками. Традиционное жилище – наземное каркасное из тростника, на Сахалине и Курилах – также землянка, одежда – набедренная повязка и туникообразный прямокройный халат, орнаментированный аппликацией (криволинейно-спиральный орнамент, типичный для народов Тихоокеанского побережья). Существовало ткачество на ручном станке малайского типа из волокон крапивы и луба вяза. Была развита резьба по дереву (сосуды). Гончарство утрачено в 17–18 вв., вытесненное импортом посуды японского производства. Высоко ценились японская лаковая посуда и мечи. Посёлки насчитывали 10–15, до 18 в. – 50–60 домохозяйств; до 18 в. существовала племенная структура с вождями. Были развиты культы хозяев природы, предков, очага, астральные культы, медвежий праздник, культ фетишей-инау.
Современные айны почти полностью аккультурированы, предпринимаются попытки возрождения традиционной культуры: ведётся преподавание и издаётся газета на айнском языке, работают краеведческие музеи, создана национальная ассоциация.
Устное творчество
Устное наследие айнов включает песни (упопо): личные с импровизированным текстом; личные праздничные (синохца – «усладительные напевы»); общеплеменные (хау – «голос»); любовные – женские и мужские (яйсама); колыбельные (ихунке/ифунке и др.) с различными звукоподражаниями. Сказки речитируются на типовые напевы (хау). Эпические и героические сказания (юкар) пелись мужчинами на традиционные напевы в сопровождении ритмичных ударов палкой, женщинами – на собственные мелодии без сопровождения. Песни-танцы сопровождали обрядовые действа и праздники (у российских айнов основной – медвежий праздник иоманте), шаманские ритуалы тусу; ритуальные парные звуковые игры рекухкара/рекуткар – т. н. горлохрипение (специфическое звукопроизведение на вдохе и выдохе). У японских айнов известны также групповой танец-песня римсэ, мужской танец тапкар. Традиционные танцы айнов включены в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2009). Среди музыкальных инструментов: 2–6-струнная щипковая (в прошлом также смычковая) цитра тонкори/тонкор (по мнению ряда японских исследователей, это инструмент сахалинских айнов, на о. Хоккайдо завезён в новейшее время); бамбуковый или деревянный варган муккури/муккурь/муккуна; в прошлом существовали флейты, натуральные трубы (свитые из коры), манки, бубны коцо (сопровождали шаманское пение; сохраняются у японских айнов), погремушки, мирлитоны из коры, деревянный соударяемый идиофон (палочки) репни; у курильских айнов зафиксирован струнный щипковый инструмент парарайки (от рус. балалайка). Фольклор российских айнов отмечен влиянием народов Приморья.
Первые записи музыки сахалинских айнов сделаны в 1923 г. японским музыковедом Танабэ Хисао (1883–1984). Один из крупных японских исследователей музыки айнов – Танимото Кадзуюки (1932–2009).
В современной Японии делаются попытки возрождения айнской культуры, в том числе в качестве туристической достопримечательности; с 1980-х гг. проводятся фестивали. Особенности айнской музыки используют в своих сочинениях японские композиторы, первым был Ифукубэ Акира (1914–2006; прославился саундтреком к фильму «Годзилла»). Певец и инструменталист Кано Оки (род. 1957), один из известных айнов – поп-музыкантов, выступает как солист и со своей фьюжн-группой Oki Dub Ainu Band.