Цан Теодор
Цан Теодо́р, Теодор фон Цан (Theodor von Zahn) (10.10.1838, Мёрс, близ Эссена, Пруссия, ныне земля Северный Рейн-Вестфалия – 15.3.1933, Эрланген, ныне земля Бавария), немецкий протестантский теолог и библеист, автор исследований в области истории новозаветного канона.
Богословское образование получил в университетах Базеля, Эрлангена и Берлина. В Эрлангене одним из его учителей был И. К. К. Гофман, оказавший на него огромное влияние. После окончания университета работал в частной школе своего отца в Филде (Мёрc), преподавал религию, историю и немецкий язык в средней школе в Нойштрелице (Мекленбург). В 1865 г. переехал в Гёттинген, где был преподавателем и университетским проповедником. В 1867 г. получил здесь лиценциат по богословию. В 1868 г. защитил хабилитационную диссертацию в области Нового Завета и ранней церковной литературы. В 1871 г. стал экстраординарным профессором Нового Завета и 2-м проповедником в Гёттингенском университете. В 1877 г. принял приглашение на должность профессора в Кильский университет, в 1878 г. перешёл на кафедру экзегезы Нового Завета и исагогики в Университет Эрлангена, став на этом месте преемником Гофмана. Здесь Цан посвятил много времени исследованиям истории канона Нового Завета. Отказавшись от приглашения в Грайфсвальд, в 1888 г. он стал профессором в Лейпциге. В 1892 г. вернулся в Эрланген, где работал до выхода на пенсию в 1909 г.
Бо́льшую часть своей академической деятельности Цан посвятил исследованиям по патрологии ранней церкви, в том числе важным для изучения истории канона Нового Завета. В центре его методологии лежал вопрос об историческом понимании истоков христианства, которые возможно восстановить на основании критики источников. Христианство (его возникновение и развитие, а также содержание учения) имеет в своей основе исторические факты. Проблема различия между событием и сообщением о нём в источниках поднималась в библейской герменевтике ещё со времён И. Габлера и стала причиной радикальных историко-критических заключений в школе истории религии. В своих исследованиях Цан отвергает такое различие и исходит из идеи единства исторического факта и свидетельства о нём в каноне как основной предпосылки возникновения писаний Нового Завета. На основании этого он утверждает возможность их исторического исследования. Его основные произведения в этой области – опубликованные в 10 частях «Исследования по истории новозаветного канона и древней латинской литературы» (Forschungen zur Geschichte des neutestamentlichen Kanons und der altkirchlichen Literatur, 1881–1929), а также многочисленные отдельные работы и издания, среди которых опубликованные А. фон Гарнаком и О. Л. фон Гебхардом «Patrum Apostolicorum Opera» (3 тома, 1875–1877).
Однако наиболее известен Цан своими работами по истории новозаветного канона. В 1888–1892 гг. он опубликовал 2-томную «Историю канона Нового Завета» (Geschichte des neutestamentlichen Kanons; запланированный 3-й том так и не был опубликован); в 1897–1899 гг. – 2-томное «Введение в Новый Завет» (Einleitung in das Neue Testament).
Согласно Цану, канон существовал уже в начале 2 в. Происхождение Нового Завета с его богослужебными истоками он относил к области церковного опыта, а не к области церковной догматики. Вместе с тем в последней он позднее играл важную роль. В 140–170-е гг. канон имел решающее значение в борьбе церкви с еретиками. Затем, в 170–220-е гг., церковь была поставлена перед необходимостью ограничить список авторитетных апостольских писаний в ответ на претензии монтанистов на новый дар духа пророчества. Тогда получили широкую рецепцию 4 Евангелия, 13 посланий апостола Павла, Деяния святых апостолов и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Послание к Евреям включалось в канонические списки на Востоке, а среди соборных посланий признавались 1-е послание Иоанна и 1-е послание Петра. В некоторых местах в канон включались также «Пастырь Ермы» и Дидахэ. По мнению Цана, церковный канон не был ответом на появление канона Маркиона, наоборот, именно Маркион реагировал на уже сложившуюся церковную традицию. Её подлинность подтверждается тем, что она используется и ранними еретиками, например валентинианами, а «воспоминания апостолов», упоминаемые Иустином Мучеником, указывают на существование в это время 4 канонических Евангелий. На основании этого Цан делает заключение, что каноническое собрание из 4 Евангелий и посланий Павла (включая пастырские) были составлены между 80 и 110 гг.
Самым ранним посланием Нового Завета Цан признаёт послание апостола Иакова, написанное приблизительно в 50 г. в Иерусалиме Иаковом, братом Иисуса. Это послание было известно и апостолу Павлу.
Что касается посланий Павла, то самым ранним, согласно Цану, было послание к Галатам. 1-е послание к Фессалоникийцам было написано вскоре после прибытия апостола Тимофея (ученика Павла) в Коринф, а 2-е послание к Фессалоникийцам (его подлинность Цан решительно отстаивает вопреки широко принятому мнению о псевдонимности) – спустя несколько месяцев. 1-е послание к Коринфянам было написано в 57 г. после того, как апостол написал более раннее письмо и посетил Коринф второй раз. 2-е послание к Коринфянам, по Цану, представляет собой единое целое и не составлено из разных текстов. Он защищает также и целостность послания к Римлянам. Послания к Филимону и к Колоссянам он относит к периоду первых римских уз (нахождения Павла в тюрьме), отсюда же написано послание к Филиппийцам, которое он тоже признаёт единым целым. Для обоснования достоверности пастырских посланий (к Титу, к Тимофею) Цан принимает гипотезу, согласно которой апостол был освобождён из тюрьмы, совершил миссионерские путешествия в Испанию и на Восток, затем снова был посажен в римскую тюрьму и в 66 г. (или не позднее 68) казнён. Богословское учение пастырских посланий, по убеждению Цана, вполне можно согласовать с идеологией подлинных посланий Павла.
В разделе о Евангелиях Цан отрицает широко принятую со времени работ Г. Ю. Гольцмана гипотезу 2 источников, признавая приоритет Евангелия от Матфея, написанного мытарем Левием Матфеем. Затем следует Евангелие от Марка, сохранившее свидетельство апостола Петра, написанное в Палестине и связанное с Римом, на что указывают многочисленные латинизмы. Содержательные параллели с Матфеем указывают на литературные отношения между 2 текстами: Марк использовал первоначальный арамейский текст Матфея, а греческий переводчик Матфея использовал текст Марка. Третье Евангелие и Деяния апостолов написаны спутником апостола Павла Лукой. При этом он использовал текст Марка, но не арамейское Евангелие от Матфея. Общий с Матфеем материал Луки (который отличает их от текста Марка) Цан относит к другим источникам. Традиция о Рождестве и детстве Иисуса восходит к Деве Марии.
Автором всех писаний Иоанна, включая Апокалипсис, Цан считает Иоанна Зеведеева, известного также как Иоанн Богослов. Глава 21 Евангелия от Иоанна написана его учениками ещё при жизни апостола, поэтому весь текст нужно признать аутентичным. Иоанн написал Евангелие в 80–90-е гг., возможно, он знал и использовал тексты синоптиков. Речи Иисуса в 4-м Евангелии не воспроизводят его слова буквально, но точно отражают смысл его учения. Очевидные стилистические различия между Евангелием и Апокалипсисом объясняются их разной тематикой.
В целом «Введение в Новый Завет» Цана демонстрирует приверженность автора историко-критическому методу, его выводы подтверждаются многочисленными свидетельствами источников. Несмотря на важные наблюдения (например, он сторонник «южно-галатской гипотезы» происхождения галатийских христиан), эта работа стоит особняком по отношению ко многим научным тенденциям того времени из-за её очевидных апологетических результатов.
Начиная с 1903 г. Цан издавал серию филологических комментариев к Новому Завету (Kommentar zum Neuen Testament), для которой он лично подготовил комментарии к Евангелиям от Матфея, от Луки, от Иоанна, к Деяниям, посланиям Павла к Римлянам, Галатам и к Откровению Иоанна Богослова. В основе комментариев лежит убеждение, что современный читатель должен понимать то, что первоначальный (апостольский) автор хотел сообщить своим (первым) читателям. Работы Цана часто критиковались за консерватизм и за то, что он постоянно указывал на важность учёта в анализе исторических традиций, зафиксированных в патристической литературе. Выводы либеральных теологов от Ф. Баура до А. фон Гарнака, Г. Ю. Гольцмана и А. Юлихера он отвергал не только из-за недостаточной научной обоснованности, но и по причине их последствий для вероучения, со всей ясностью нашедших отражение в споре об апостольском символе веры.
Цан трижды (1902, 1904, 1908) номинировался на Нобелевскую премию по литературе за «Введение в Новый Завет», «Историю канона Нового Завета» и «Исследования по истории новозаветного канона и древней латинской литературы», но так и не получил её. Все 3 раза на номинацию его выдвигал известный норвежский миссионер и теолог Л. Дале (1843–1925).