Габлер Иоганн Филипп
Га́блер Иога́нн Фи́липп (Johann Philipp Gabler) (4.6.1753, Франкфурт-на-Майне – 17.2.1826, Йена), немецкий протестантский библеист и теолог. В 1772–1778 гг. изучал философию и богословие в Йенском университете, где его учителями были И. Я. Грисбах и И. Г. Эйхгорн. В 1778 г. получил степень магистра богословия за диссертацию о послании апостола Павла к Евреям и право читать лекции на философском факультете. Продолжил образование во Франкфурте-на-Майне. Профессор Гёттингенского (1780–1783; диссертация о Посланиях апостола Павла к Коринфянам), Дортмундского (1783–1785), Альтдорфского (1785–1804; здесь в 1787 получил степень доктора богословия) и Йенского (1804–1826) университетов. Автор многих работ по новозаветной экзегезе и герменевтике, церковной истории и догматике.
Лекция Габлера «О различии библейского и догматического богословия и о правильном определении целей обоих» (лат. De iusto discrimine theologiae biblicae et dogmaticae regundisque recte utrisque finibus), прочитанная 30 марта 1787 г. в Альтдорфском университете при вступлении в должность профессора, обозначила начало современного этапа в истории библеистики. Габлеру принадлежит заслуга выделения в спектре богословских дисциплин отдельной науки «библейское богословие». Габлер считал его вспомогательной дисциплиной историко-критической науки.
Сквозной лейтмотив библеистических работ Габлера – связь между исагогикой как теологической дисциплиной и «библейским богословием». Исходя из опыта дискуссии о независимой от церковной догматики интерпретации текстов Библии, он противопоставил библейское богословие, основанное на результатах историко-критического анализа (ибо «догматика должна зависеть от экзегезы, а не наоборот»: Johann Gottfried Eichhorns Urgeschichte. 1790. S. XV), дидактическому характеру догматического толкования, которое, по Габлеру, определено изменяющимися контекстом и дидактическими целями.
Библейское богословие выявляет универсальные на все времена истины. Возможность такого противопоставления библейского богословия и догматики Габлер видел в различии содержания религии и теологии, предложенном ещё И. С. Землером, который считал, что религия имеет дело с универсальными нравственными истинами, теология же является интеллектуальной рефлексией по поводу религиозных истин. Библейское богословие оперирует с историческими реалиями и остаётся неизменным, систематическое богословие занимается различными доктринами и потому подвержено модификациям.
По мнению Габлера, к универсальной истине теологии относится утверждение высочайшего авторитета библейского Откровения. Однако в том, что касается интерпретации Библии, согласия между теологами уже нет. Бо́льшая часть этих расхождений определена тем, что границы между библейским и догматическим богословиями теологами не осознаются. Противодействием этому может служить экзегеза, основанная на историческом критическом методе, которая ограждает толкователей от догматического «вчитывания» доктринальных тезисов в библейский текст. На основании критических исследований библейский богослов должен соотносить идеи разных библейских авторов друг с другом и в конце концов сделать вывод о единстве библейской вести – основе библейского богословия.
Программа Габлера основывается на нескольких предпосылках. Во-первых, очевидно, что на него повлияло предложенное ещё Г. Гейне и развитое И. Г. Эйхгорном (для Ветхого Завета) понимание мифа как единственного способа выражения древними людьми своего восприятия реальности, что должно позволить экзегету отличить древние формы выражения истины от универсальных истин библейского богословия. Данное понимание мифа Габлер, вслед за Г. Л. Бауэром, перенёс в герменевтику Нового Завета. Далее он отказался от аллегорического толкования Писания (и, т. о., от герменевтики И. Канта) и усвоил аккомодационную герменевтику И. С. Землера, согласно которой вероучительные наставления были приспособлены богодухновенным автором к ограниченным возможностям древних (понимание этого позволяет толкователю провести различие между сутью универсального нравственного учения Иисуса и определённым временем выражения этого учения). Наконец, во многом программа Габлера основывается на различии, проводимом между религией и богословием.
В ходе развития этой процедуры Габлер провёл также различие между «экзегезой» (Auslegung) и «толкованием» (Erklärung). Экзегеза понимается им как точная, литературная и историческая интерпретация того, что говорит библейский автор. Толкование – экспликация того, что означают его слова для библейского богословия. Экзегеза – отправная точка, толкование – её цель.
То, как Габлер проводит такое методическое различение, можно увидеть на примере его интерпретации рассказа об искушении Иисуса. «Искушение» – термин, обозначающий внутренний опыт Иисуса, возможно, вызванный видением. Он боролся с человеческими искушениями и преодолел их усилием воли. Евангелисты облекли этот опыт в мифологические формы и персонифицировали психические импульсы в виде сатаны. Здесь универсальная истина библейского богословия – победа Иисуса над искушением.