Монтанизм
Монтани́зм (новое пророчество, фригийская ересь), древнехристианское еретическое движение.
Основатель движения Монтан начал проповедовать в 150–170-х гг. во Фригии (Малая Азия). Наряду со своими последовательницами Присциллой (Приской) и Максимиллой, он считался в монтанизме пророком, служение которого предпочиталось институциональному священству. Вначале монтанизм развивался как движение внутри Церкви; после окончательного отделения от Церкви в монтанизме появилась своя иерархия, где епископами и клириками могли быть и женщины.
Монтан рассматривал пророчество как непосредственное провозглашение Божией воли от первого лица в состоянии экстаза. По его мнению, человек – лира, а Святой Дух – плектр, ударяющий по струнам. Личность пророка предстаёт в монтанизме как пассивное орудие Божества, чем «новое пророчество» существенно отличается от пророчеств Библии и апостольской Церкви, где пророк – сознательный соработник Божий, передающий Его весть со всем напряжением духовно-умственных сил. Монтанизм в определённой степени был проявлением ностальгии по харизматическим явлениям, описанным в Новом Завете и угасавшим в Церкви последующего времени. Главная тема пророчеств монтанизма – скорое Второе пришествие Христа и наступление тысячелетнего царства праведников. Отсюда проповедь избыточного аскетизма и ригористическая покаянная дисциплина. Догматическое вероучение монтанизма до конца не ясно. По мнению Епифания Кипрского (4 в.), в монтанизме та же вера в Святую Троицу и то же Священное Писание, что и в православной Церкви. Однако современник Епифания святой Василий Великий считал монтанистов явными еретиками, т. к. они присваивали своим пророкам имя Утешителя – Святого Духа (в маргинальных формах монтанизма Святой Дух отождествлялся с пророками).
С течением времени происходила радикализация монтанизма и разделение его на разные толки. Из Фригии он быстро распространился в других областях Малой Азии и на Западе – в Риме, Галлии, латинской Африке, где его адептом стал Тертуллиан. Первыми борьбу с монтанизмом начали епископы в Малой Азии. В начале 3 в. монтанизм был осуждён папой Римским Зефирином, впоследствии – II и VI Вселенскими соборами. В 6 в. отмечались случаи массового самосожжения гонимых последователей монтанизма. Последнее упоминание о монтанистах относится к началу 720-х гг., когда византийский император Лев III Исавр хотел принудить их принять крещение, на что те вновь ответили самосожжением.