Юлихер Адольф
Ю́лихер Адо́льф (Adolf Jülicher) (26.1.1857, Фалькенберг, близ Берлина – 2.08.1938, Марбург), немецкий протестантский теолог, историк Церкви и исследователь Нового Завета.
Биография и научная карьера
Родился в консервативной пиетистской протестантской семье. В 1867–1875 гг. учился в интернате в Берлине. Богословское образование получил в Берлинском университете (с 1875). Среди учителей Юлихер особенно выделял библеиста-ветхозаветника А. Дилльмана, а также одного из последних учеников Ф. К. Баура О. Пфлейдерера, читавшего лекции по Новому Завету. Влияние на него оказали также К. Вайцзеккер, Г. Ю. Гольцман, Ю. Велльгаузен.
В 1880 г. в Галльском университете защитил диссертацию об источниках книги Исход, в которой в целом полностью солидаризировался с выводами Велльгаузена. Это привело Юлихера к конфликту со своим учителем – Дилльманом, вследствие чего ему пришлось отказаться от идеи сделать карьеру учёного-ветхозаветника. Уже в период учёбы и работы над диссертацией Юлихер стал относить себя к либеральному лагерю протестантского богословия, поскольку только здесь было возможно свободное историческое исследование нормативных для теологии текстов.
По завершении образования, в 1880–1882 гг., Юлихер работал в разных местах частным учителем.
В 1882 г. Юлихер стал пастором и проповедником в церкви сиротского приюта в Руммельсбурге, недалеко от Берлина, где прослужил 6 лет. Наряду с пастырской работой, он занимался научной деятельностью: к этому периоду относится его большая книга «Притчи Иисуса», за которую он в 1886 г. получил докторскую степень (лиценциат) по теологии в Берлинском университете. Год спустя он получил звание профессора истории Церкви, написав трактат об Амброзиастере (остался неопубликованным, рукопись утеряна).
С 1886 г. Юлихер преподавал в Берлинском университете; с 1887 г. – в качестве приват-доцента по истории раннехристианской литературы, древней и средневековой церковной истории. Здесь же он защитил хабилитационную диссертацию по истории Церкви.
В 1888 г. Юлихер получил место экстраординарного профессора в Марбургском университете, где в первый же семестр работы замещал А. фон Гарнака. В 1889 г. стал ординарным профессором Нового Завета и церковной истории. Позднее занимал должности ректора университета (1902) и неоднократно – декана теологического факультета (1892, 1897, 1903, 1909, 1915).
В 1923 г. получил почётную степень доктора. К тому времени он ослеп, но, несмотря на это, продолжал работать над своими исследованиями. К этому периоду относятся завершение работы над комментарием к посланиям апостола Павла к Галатам и к Римлянам для серии, издаваемой А. Мейером («Kritisch-exegetischen Kommentar»), и «Словарём церковных персоналий 3–7 вв.», а также подготовка критического издания старолатинского перевода Библии (Италы) (после смерти Юлихера в 1938 г. опубликован 1-й том – версия Евангелия от Матфея).
Изучение Нового Завета
Юлихер – автор многочисленных работ по Новому Завету и церковной истории, получивших широкое признание в науке. Среди них особое место занимают «Введение в Новый Завет» («Einleitung in das Neue Testament», 1894) и «Притчи Иисуса» («Die Gleichnisreden Jesu», 1886, 1889).
В работе «Введение в Новый Завет» Юлихер обобщил результаты немецкой библейской критики конца 19 в., его книга стала стандартным учебником для студентов-теологов своего времени, хотя заметного акцента именно на богословском содержании новозаветных текстов в его книге нет. В своей работе он предложил синтез посттюбингенской литературной критики, не подвергая принципиальному сомнению тюбингенскую критику тенденции и оставляя без изменений представление о месте новозаветных произведений в истории первоначального христианства. В отличие от создателей тюбингенской богословской школы, Юлихер отказался рассматривать противоречие между иудеохристианством (христиане, обращённые из иудеев) и языкохристианством (христиане, обращённые из язычников) как единственный или самый важный фактор в этой истории. В частности, таких споров он не видел уже в Деяниях святых апостолов, так что ни о какой попытке гармонизации павлинистической (Павел и языкохристианство) и петринистической (Пётр и иудеохристианство) традиции в этой библейской книге, по мнению учёного, говорить нельзя. При этом Юлихер отвергал и христианскую традицию, атрибутирующую Деяния спутнику апостола Павла.
Из важных исагогических вопросов, получивших ответы во «Введении…» Юлихера, можно выделить следующие. Против тюбингенской гиперкритики он признал аутентичность основных посланий апостола Павла, в том числе 2-го послания к Фессалоникийцам и послания к Колоссянам, при этом вопрос об авторстве послания к Ефесянам оставил открытым. Юлихер скептически относился к гипотезам деления посланий на источники и интерполяции. Обсуждая синоптическую проблему, Юлихер принимал гипотезу двух источников. Он считал, что источник логий Q датируется временем между 60 и 70 гг., его использовал евангелист Марк. Юлихер также принял раннехристианскую традицию, отражённую у Папия Иерапольского, согласно которой апостол Матфей был автором логий (Q), а Марк – толкователем (переводчиком) апостола Петра. Евангелие от Марка – самое раннее и написано после 70 г., а текст Евангелия от Матфея появился приблизительно в 100 г. Юлихер высоко оценивал историческую ценность синоптических Евангелий: в целом синоптики сохранили традицию, восходящую к историческому Иисусу, хотя и обогащённую легендарным материалом и рассказами о чудесах. Иначе обстоит дело с Евангелием от Иоанна. Его автор, по мнению учёного, не был очевидцем описываемых событий, он знал писания синоптиков и использовал их.
Книга «Притчи Иисуса» стала важным этапом в историографии евангельских притч. Первая часть работы вышла в 1886 г., вторая – в 1899 г.; в 1910 г. обе части выпущены в одном томе. В этой работе Юлихер одним из первых задался вопросом об аутентичности описанных в Евангелиях притч. Хотя их подлинность не может быть определённо установлена, притчи, по мнению Юлихера, представляют собой исторически наиболее надёжный элемент традиции учения Иисуса. Притчи – простые сравнения, цель которых облегчить понимание учения Иисуса посредством наглядных образов. В ходе развития христианской традиции в них были включены дополнительные детали и аллегорические толкования. Начало аллегоризации притч Иисуса Юлихер связывает с деятельностью носителей раннего предания – евангелистов, которые, по его мнению, не могли себе представить, что тот, кого они исповедали Мессией, учил просто и ясно, и позднее – редакторов евангельских текстов. Аллегоризация принципиально нарушает внутреннюю структуру притч и прямо противоречит замыслу Иисуса. Так, Юлихер отвергал аутентичность слов в Евангелии от Марка о том, что Иисус адресовал притчи внешним, чтобы скрыть от них тайны царства, открытые его ближним ученикам (Мк 4:11–12). Это противоречит намерению Иисуса, который использовал притчи не для того, чтобы что-то скрывать, а для того, чтобы сделать своё учение более ясным.
В евангельской традиции Юлихер насчитал 53 притчи и разделил их на 3 типа: 1) сравнения (Gleichnisse, всего 28 притч); 2) повествовательные притчи (21 притча); 3) притчи-рассказы (4 притчи). Пример первого типа (сравнения) Юлихер видел в притче о смоковнице (Мф 24:32–33; Мк 13:28–29; Лк 21:29–31). Её смысл, по мнению учёного, ясен: как по росту ветвей дерева узнаётся приближение лета, так и события проповеди Иисуса обнаруживают близость парусии. К повествовательным Юлихер отнёс притчу о блудном сыне (Лк 15:11–32). Он настаивал на том, что отец в притче не Бог, а старший сын – не иудаизм. Иисус, принимающий в круг учеников мытарей и грешников (за что его осуждают фарисеи и книжники), – это отец, с любовью и радостью принимающий сына, который вернулся с повинной домой, несмотря на раздражение старшего сына. Пример третьего типа Юлихер видел в притче о добром самаритянине (Лк 10:29–37). Он считал, что литературный контекст притчи создаётся самим евангелистом Лукой, но изначальный её смысл всё ещё ясен: жертвенная любовь имеет перед Богом и в глазах людей высшую ценность и никакой статус человека сам по себе (по должности или рождению) не может ничего гарантировать. Человек, проявляющий милосердие, даже если он самаритянин, заслуживает спасения больше, чем иудейский священник, порабощённый эгоизмом.
В небольшом эссе об апостоле Павле и Иисусе (Paulus und Jesus, 1907) Юлихер продемонстрировал своё беспристрастное применение исторической критики. Это эссе рассматривалось в то время как критическая альтернатива популярной работе В. Вреде о Павле. Вреде отрицал любую связь апостола с Иисусом, а самого Павла рассматривал как 2-го основателя христианства. По убеждению Юлихера, такая связь имела место в личном благочестии апостола, традиция которого восходит к первохристианской христологии. Аргументы и выводы Юлихера получили признание и развитие – даже в школе истории религии.
Широкое признание получили и другие работы Юлихера: «История Нового Завета» («Die Geschichte des Neuen Testaments», 1907), комментарий к посланию к Римлянам («Der Brief an die Römer», 1907), «Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора» («Die Religion Jesu und die Anfänge des Christentums bis zum Nicaenum», 1906). В последней работе Юлихер демонстрирует свою либеральную позицию по отношению к христологии: по его мнению, Иисус создал свою религию, основанную на его мессианском самосознании, и именно она составляет основу христианства. Догматика, экклезиология и богослужебные традиции, с другой стороны, – результат более позднего развития, и от них необходимо отказаться.
Вопросу историчности евангельских традиций посвящены публичные лекции Юлихера под общим названием «Жил ли Иисус?», прочитанные им в 1910 г. в Марбурге. Лекции направлены против мифологической школы, отрицавшей историчность Иисуса (П. Йенсен, А. Древс и др.).
Большинство журналов, для которых Юлихер писал свои исторические и теологические статьи, издавались представителями либеральной теологии. При этом отношение Юлихера к либеральной школе истории религии не было однозначным: с одной стороны, он приветствовал изучение религиозного контекста возникновения христианства, с другой – отвергал попытки растворить первоначальное христианство в эллинистическом синкретизме за счёт смещения акцента в исследованиях с религиозности масс на выдающиеся нравственные и религиозные идеалы основателей христианства (Jülicher. 1901). Не разделял Юлихер и выводов А. Швейцера о «последовательной эсхатологии» (Jülicher. 1906. S. 1–10). Совершенно однозначно он выступал и против диалектической теологии К. Барта (Jülicher. 1922).
Юлихер также известен как автор многочисленных статей по патристике для исторических и теологических справочников и энциклопедий, среди них – энциклопедия классической античности «Паули-Виссова» («Pauly-Wissowas Realencyclopädie der classischen Alterthumswissenschaft»).