Гольцман Генрих Юлиус
Го́льцман Ге́нрих Ю́лиус (Heinrich Julius Holtzmann) (17.5.1832, Карлсруэ – 4.8.1910, Лихтенталь под Баден-Баденом), немецкий протестантский богослов и библеист, один из наиболее влиятельных представителей либеральной историко-критической школы.
После окончания средней школы в Гейдельберге изучал богословие в университете этого же города (1850/1851–1854) и в Берлинском университете (1851–1852). В 1854–1857 гг. – приходской викарий в Баденвайлере. Конфликт с Высшим евангелическим церковным советом в Карлсруэ стал причиной того, что Гольцман решил посвятить себя академической теологии. В 1858 г. в Гейдельбергском университете защитил диссертацию по сакраментологии («De corpore et sanguine Christi quae statuta fuerint in ecclesia examinantur») и вступил в должность доцента. После этого, а также на основании догматической работы о каноне и предании (Kanon und Tradition: Ein Beitrag zur neueren Dogmengeschichte und Symbolik, 1859) в 1861 г. стал профессором в Гейдельбергском университете, где преподавал до 1865 г. С 1874 по 1904 г. – профессор на кафедре Нового Завета Страсбургского университета, где в 1897 г. получил докторскую степень по философии.
В 1906 г. Гольцман переехал в Баден (ныне Баден-Баден). Область интересов Гольцмана охватывала многие теологические и философские проблемы. Наряду с новозаветными темами он предпочитал читать лекции по педагогике, катехизису и о «сущности религии». Гольцман начинает свою научную деятельность ещё при Ф. К. Бауре и заканчивает уже в период расцвета школы истории религии, образуя, таким образом, своего рода соединительное звено между этими направлениями библейской науки, сам будучи сторонником либеральной историко-критической теологии А. Ричля. Ранние догматические работы Гольцмана показывают желание автора опровергнуть основные положения исторических реконструкций Баура, противопоставив им собственные. Помимо этого основным импульсом его исследований по критике источников синоптических Евангелий и реконструкции жизни «исторического Иисуса» было стремление опровергнуть или продемонстрировать ограниченность мифологической спекуляции Д. Ф. Штрауса.
В истории новозаветной библеистики Гольцману принадлежит заслуга обоснования теории двух источников, предложенной К. Г. Вильке, которая со времени Гольцмана получила в литературе статус доминирующей. Выдвигая гипотезу о приоритете Евангелия от Марка (Holtzmann, 1863; Holtzmann, 1885), Гольцман развивал аргументы Вильке:
Евангелия от Матфея и Луки совпадают в порядке изложения материала только тогда, когда следуют в этом Евангелию от Марка, но, когда отклоняются от порядка евангелиста Марка, не совпадают в порядке изложения и друг с другом.
Бо́льшая часть материала Евангелия от Марка встречается у евангелистов Матфея и Луки; дополнения, отличающие Марка от Матфея и Луки, согласно Гольцману, являются либо результатом поздней редакции Евангелия от Марка, либо сокращениями текста Марка у Матфея и Луки.
Общий материал тройной традиции отражает стилистические особенности текста евангелиста Марка, которые отличаются от материала, общего для Матфея и Луки.
В работе о синоптиках 1863 г. совпадения евангелистов Матфея и Луки в материале тройной традиции, отличающие их от материала Марка, Гольцман объясняет через допущение того, что Матфей и Лука использовали не нынешнее Евангелие от Марка, но более пространного прото-Марка (согласно Гольцману, источник А), которому помимо малых вариантов текста принадлежали следующие отсутствующие в нынешнем Евангелии от Марка фрагменты: краткий вариант Нагорной проповеди, в общем соответствующий Евангелию от Луки (Лк 6:20–49), повествование о сотнике в Капернауме (Лк 7:1–10; Мф 8:5–13), перикопа о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин 7:53–8:11). Гольцман полагает, что все три автора Евангелий использовали этот источник, но Марк, как он думает, отразил его содержание наиболее достоверно.
Помимо утверждения приоритета Евангелия от Марка другим положением гипотезы двух источников является допущение для общего материала Евангелий от Матфея и от Луки второго источника, независимо использованного обоими евангелистами, – источника логий (Holtzmann. 1863. S. 127). Этот источник Гольцман обозначает греческой буквой Λ. Поскольку Матфей, по мнению Гольцмана, переработал его материал и композиционно распределил в своём Евангелии, структурно состоящем из пяти речей Иисуса Христа, то для реконструкции источника логий нужно исходить прежде всего из Евангелия от Луки. Наряду с Евангелием от Марка и источником логий евангелистами-синоптиками был привлечён в основном заимствованный из устной традиции особый материал.
Относительно исторической достоверности гипотетически реконструируемых источников Гольцман утверждал, что источник Λ – это те логии, которые Папий Иерапольский приписывает апостолу Матфею. Единственный источник самого раннего евангелиста – источник А – может быть фиксацией Иоанном Марком воспоминаний апостола Петра. Таким образом, все три евангелиста-синоптика используют источники, которые сохраняют древнюю апостольскую традицию.
В дальнейшем Гольцман отказался от допущения прото-Марка, при этом, однако, пришёл к выводу о зависимости евангелиста Луки от Матфея. И хотя новая позиция делает гипотезу источника Λ ненужной, Гольцман всё же продолжал утверждать, что Матфей и Лука использовали этот источник.
На результатах этой критики источников синоптических Евангелий Гольцман считает возможной реконструкцию исторической жизни Иисуса Христа. Следуя евангелисту Марку, который наиболее верно излагает источник A, он выделяет схему основных событий жизни Иисуса Назарянина, которые определялись прежде всего внутренним развитием его мессианского самосознания. Ключевым моментом в истории земного служения Христа было исповедание его мессианства апостолом Петром в Кесарии Филипповой (Мк 8:27–30), после чего скрываемое прежде мессианство Иисуса становится открытым всем его последователям. Именно это событие в дальнейшем вызвало ожесточённую оппозицию со стороны глав иудейского народа, что привело Иисуса Назарянина к распятию. Гольцман стремился при этом к психологической реконструкции личности и жизни Христа. Предлагаемому в Евангелии от Марка описанию внешней и внутренней жизни Иисуса он подчиняет его учение как чисто этическое провозвестие о постепенно осуществляющемся Царстве Божием на земле (Holtzmann. 1897).