Типология политических партий
Типоло́гия полити́ческих па́ртий, классификация политических партий по существенным признакам. Одна из наиболее авторитетных классификаций политических партий – типология Р. Гюнтера и Л. Даймонда (Gunter. 2003), сочетающая несколько критериев, относящихся к институциональному устройству партии. Такой подход к классификации применяется в изучении партий более полувека и восходит к описанным французским политологом М. Дюверже идеальным типам «массовой» и «кадровой» партий, отличающихся наличием или отсутствием массовой членской базы. Типология Гюнтера и Даймонда отличается от типологии Дюверже тем, что применяет целый комплекс критериев: характер массовой базы, характер идейно-политической программы, политическая стратегия партии (ориентация на участие в легальной электоральной конкуренции или иное). Кроме того, данная типология позволяет отследить эволюцию разных типов партий на протяжении более чем двухвекового периода. В рамках рассматриваемой типологии выделяются «родовые» и «видовые» признаки классификации (Gunter. 2003. P. 170–171). Типологию партий по идейно-политическим программным установкам см. в статье Политическая партия.
Ранний период партийного строительства
Предшественниками политических партий являлись парламентские фракции, объединённые не одним лишь стремлением к власти, но общностью воззрений на пути развития общества.
Со временем отношения между партийной элитой и избирателями приобрели клиентелистский характер, т. е. обеспечивали лояльность массовых слоёв электората своим патронам в обмен на регулярное получение материальных и общественных благ. Клиентелистскими были большинство партий Западной Европы и США в 19 – начале 20 вв.; позднее клиентелистские черты присутствовали в ряде партий развитых стран (например, в правоцентристских партиях Италии и Японии после Второй мировой войны), в Южной Европе, Латинской Америке (Аргентина, Бразилия), Азии (Филиппины, Таиланд), а также ряде восточноевропейских посткоммунистических государств.
Массовые партии
В конце 19 – начале 20 вв., с расширением избирательного права на социальные низы, возникают массовые партии нескольких видов. Всех их объединяют такие признаки, как наличие массовой членской базы, выраженной партийной идеологии и сильной партийной организации. Один из видов массовых партий, возникший в связи с подъёмом профсоюзного и рабочего движения, – классовые массовые партии социалистической идеологии. Некоторые партии постепенно инкорпорировались в электоральную конкуренцию с другими партиями, приняли умеренные версии марксистской идеологии и превратились в социалистические или социал-демократические – левоцентристские – партии. Другие партии последовали идейной традиции большевизма, стремившегося к установлению гегемонии своей идеологии. Такие партии следует именовать ленинистскими, поскольку термин «коммунистические» использовался в 20 и 21 вв. достаточно широким спектром левых партий. К подобным партиям можно отнести КПСС и Коммунистическую партию Кубы.
Второй вид массовых партий – религиозные. Они объединяют людей, отстаивающих интересы исповедания той или иной религии и продвижения ценностей, укоренённых в этих религиях. Среди них выделяются умеренные по политической платформе и готовые к парламентской конкуренции с другими партиями – т. н. конфессиональные, к которым относятся христианско-демократические партии Европы, умеренные исламистские партии в Турции, Марокко и других мусульманских странах. Другой тип религиозных партий – фундаменталистские, преследующие цель установить гегемонию идеологии, основанной на принципах своей религии. Это исламистские партии в ряде арабских стран, разделяющие идеологию «братьев-мусульман» (запрещённая в России террористическая организация), например Партия возрождения в Тунисе или Партия свободы и справедливости в Египте. В Израиле фундаменталисты представлены партиями ШАС и «Яхадут ха-Тора».
К этому же типу массовых относятся партии с националистической идеологией – имеющие массовую базу среди людей, принадлежащих к одному этносу. Среди них можно выделить умеренно националистические этнические партии меньшинств, выражающие интересы этнического сегмента в полиэтничном обществе [разделённые по этническому принципу партии в Бельгии, Шотландская национальная партия (гэльск. Pàrtaidh Nàiseanta na h-Alba; шотл. Scots National Pairty) в Великобритании, Квебекская партия (франц. Parti Québécois) в Канаде, Баскская националистическая партия (баск. Euzko Alderdi Jeltzalea, исп. Partido Nacionalista Vasco) в Испании, партии этнических меньшинств в Венгрии, Болгарии, Македонии и т. д.] в рамках общенациональной политической конкуренции, но лишь ограниченно лояльные своей стране (вплоть до сепаратистских устремлений). От них следует отличать партии-конгрессы, которые возникают в постколониальную эпоху как широкие коалиции элит (зачастую – полиэтничные), встают во главе процесса национального строительства и относительно долго находятся у власти. Наиболее известные из них – Индийский и Африканский (ЮАР) национальные конгрессы. Сюда же можно отнести бо́льшую часть партий, возникших в национальных республиках перед распадом СССР, таких как украинский «Рух», литовский «Саюдис» или Белорусский народный фронт «Возрождение».
Наконец, последний вид массовой партии – ультранационалистические, которые проповедуют национальную исключительность и также стремятся к гегемонии. К такому типу относились Национальная фашистская партия в Италии и Национал-социалистическая немецкая рабочая партия в Германии в межвоенный период. Одним из источников массовой мобилизации у таких партий является наличие харизматичного вождя, который считается средоточием высшей власти.
Электоралистские партии
Большинство крупных партий современного мира принадлежит к типу электоралистских партий. Главное их отличие от массовых партий предыдущего периода – стремление набрать наибольшее количество голосов на выборах, завоевав поддержку максимально широкой аудитории избирателей. Отличительные черты таких партий: минималистская организационная структура, способность мобилизоваться на проведение избирательных кампаний, привлекая профессионалов к её ведению, использование современных каналов коммуникаций и подбор электорально выигрышных кандидатур на выборные посты. Идейное позиционирование электоралистских партий тяготеет к политическому центру – правому, левому или максимально широкому. Бо́льшая часть таких партий – продукт эволюции массовых партий предыдущей эпохи, социал-демократических или христианско-демократических. Причина этой эволюции – произошедшее в 1950–1970-х гг. размывание классового конфликта в странах Запада, формирование широкого политического консенсуса, признающего рыночный характер экономики, либерально-демократические основы политического устройства и наличие механизмов социальной защиты, известных как «социальное государство».
В рамках этого типа современных партий выделяются три относительно автономных вида, в зависимости от того, что составляет главный «ресурс привлекательности» такой партии.
Программистские электоралистские партии в значительной степени сохраняют программно-идеологические ориентации своих предшественников, хотя и в более гибком и прагматическом виде. Чаще всего такая партия стоит на правоцентристской, консервативной позиции. Как показала практика, религиозные ценности, лежащие в основе такой идеологии, оказались более устойчивыми в условиях модернизационных процессов, чем классовые ценности левоцентристов. К числу таких партий можно отнести большинство христианско-демократических партий континентальной Европы (Германия, Франция, Австрия), Республиканскую партию США, движение Фидес в Венгрии. В некоторой степени к этой категории можно отнести и КПРФ.
Часть электоралистских партий в гораздо меньшей степени сохраняет прежнюю идеологическую позицию, стремится выйти за рамки традиционной базы поддержки и становится всеохватной (синонимы: «партия – хватай всех», партия «большого шатра»). Идейно-политическое позиционирование такой партии в большинстве случаев остаётся тем не менее достаточно чётким: она либо противостоит программистской и воспринимается как идеологическая альтернатива ей (например, Демократическая партия США), либо занимает доминирующую позицию в обществе, и в качестве фактической программы рассматривается курс её государственной политики (как Либерально-демократическая партия Японии). К этому типу относится бо́льшая часть западноевропейских социалистических партий, в первую очередь британская Лейбористская партия и Испанская социалистическая рабочая партия. Они сохраняют свою массовую базу (обычно сокращающуюся), но их организационная структура становится более компактной. В России к подобным партиям можно условно отнести «Справедливую Россию» и партию «Новые люди».
Третий вид электоралистских партий – персоналистские, создаваемые в поддержку или вокруг одного лидера, харизма которого считается непременным условием благосостояния страны; программа и идеология у таких партий играют вторичную роль. Такие партии могут действовать и в демократической политической системе, но скорее как исключение, на ранних этапах демократии (партия Ф. Колор ди Мелу в Бразилии) или после масштабных кризисов прошлой партийной конфигурации («Вперёд, Италия» С. Берлускони). Чаще же они появляются в гибридных режимах (партия А. Фухимори в Перу, Народная партия отца и дочери Бхутто в Пакистане, партии У. Чавеса в Венесуэле, Дж. Эстрады на Филиппинах). В России примером подобных партий были ЛДПР и партия «Яблоко» с момента их основания и до ухода их лидеров.
Постматериалистические партии
В последние десятилетия 20 в. вследствие процессов усложнения структуры значимых общественно-политических размежеваний на политической арене появился новый тип партий – партия-движение. Их отличает минималистская организационная структура, отсутствие фиксированного членства (его заменяет масса низовых активистов) и программные приоритеты, связанные с постиндустриальным обществом, процессами глобализации и моральными ценностями. Подобные партии фактически привнесли альтернативные существующим «левую» и «правую» повестки дня, новое размежевание между либерально-прогрессистским и авторитарным началами в общественно-политической жизни (Mack. 2010. P. 23).
Выделяется несколько видов таких партий. Наиболее влиятельные и многочисленные – экологические, или зелёные, партии, главная тема повестки которых – защита окружающей среды, шире – противодействие изменению климата и развитию отраслей промышленности, негативно влияющих на окружающую среду (в первую очередь атомной). Они появились в Германии, а вслед за ней – во многих странах Запада начиная с 1970-х гг. Со временем наиболее успешные из таких партий переросли рамки «партий одного вопроса» (или «партий специальных интересов») и сформировали более широкую повестку дня, которая стала альтернативой традиционной левой повестке и разделяет либеральные постматериалистические ценности. В ряде случаев (Португалия, Греция) такие «зелёные» партии выступают в коалициях с бывшими ленинистскими партиями, отказавшимися от радикализма.
Современные тенденции
В конце 1-го десятилетия 21 в. появились новые левые партии-движения, отличительными чертами которых становятся популизм (главная характеристика – противопоставление «народа» политической и экономической элите) и антикапиталистические настроения. Наиболее известные из этой категории – греческая коалиция СИРИЗА и испанское движение «Подемос» («Мы можем»).
В первых десятилетиях 21 в. на правом фланге политического спектра появились и пережили резкий подъем радикальные правые партии-движения, на повестке дня которых стоят популизм и нативизм (утверждение предпочтительных прав коренного населения, его культуры и образа жизни) (Mudde. 2007), зачастую сопровождающиеся ксенофобией и резко отрицательным отношением к иммигрантам и, шире, любым меньшинствам (Fagerholm. 2018. P. 541–542).
Вне данной типологии остаются некоторые виды политических партий, выделяемых по своему институциональному характеру, например доминантные и картельные партии.