Символ в праве
Си́мвол в пра́ве, установленный либо санкционированный государством условный знак, обладающий юридическим содержанием, представляющий собой информационно значимый образ, интегрированный в правовую систему и используемый в особом процедурном порядке.
Символ в праве – особая разновидность социальных символов. В самом общем смысле символ (греч. σύμβολον – знак, опознавательная примета) – это идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщённой, неразвёрнутой форме некое иное содержание. В социальной сфере значение символов чрезвычайно велико. Наличие их служит неотъемлемой характеристикой и детерминантой деятельности как каждого человека, так и коллективов людей. Символы играют прежде всего опознавательную роль, наглядно обозначая дозволения и ограничения, действующие в отношении того или иного субъекта или группы индивидов.
Право как неотъемлемая часть социальной регуляции имплементировало в себя необходимость и значимость присутствия символов в ходе регламентации общественных отношений. Это объяснимо органической связью между государством и правом и детерминацией юридических норм государственной властью.
Различия между людьми, обязательное обозначение преимуществ субъектов, относящихся к различным классам (стратам) населения, объективно требовало наличия наглядного обозначения таких различий – символов. В них как официальном иллюстративном образе утверждения своей власти нуждалось и само государство. Все эти факторы в проекции юридической регуляции обусловили либо санкционирование символов (т. е. их признание со стороны государства в качестве правовых), оставшихся от догосударственного общества, либо, в большей степени, привели их к нормативному закреплению государством посредством норм.
Признаки символа в праве:
Нормативная закреплённость. Для того чтобы знаковый символ мог восприниматься в качестве символа в праве, необходимо его юридическое оформление посредством фиксации в нормах права, объективированных в официально признанных формах, прежде всего в нормативном правовом акте. Нормативная закреплённость охватывает также санкционирование символов. Примером может служить символика Красного Креста.
Особый правотворческий процесс фиксации, общеобязательность, защита и охрана, в том числе возможностью применения мер государственного принуждения. Символ в праве может быть нормативно зафиксирован только в ходе правотворческого процесса (международного, федерального, регионального, локального уровней). Общеобязательность символа коррелирует с действием его распространения на неопределённо широкий круг лиц. Защита и охрана со стороны государства путём потенциальной возможности применения мер государственного принуждения детерминирована его имплементацией в нормы права. Государственное принуждение может потенциально предполагать и наступление мер юридической ответственности. В частности, действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ (ст. 329 Уголовного кодекса РФ).
Символ в праве обязательно объективирован во внешнем, реальном мире. Это искусственный знак, имеющий условную (конвенциональную) природу. Вместе с тем символ в праве имеет визуальную либо звуковую (например, государственный гимн, спецсигнал автомобилей спецслужб) форму, т. е. обладает свойством институциональности, присущим праву в целом.
Символ в праве олицетворяет собой особую нормативную информационную модель, в идеологическом обосновании которой заинтересовано государство. В таком контексте символ воплощает поддерживаемые государством определённые юридические идеи и дефиниции. Однако могут быть символы в праве, которые запрещены государством. К таким, например, относятся символы, олицетворяющие идеологию нацизма, терроризма, экстремизма.
К функциям символа права следует отнести следующие: регулятивную (регламентируют общественные отношения, например Штандарт Президента РФ вместе со Знаком Президента РФ и специальным экземпляром текста Конституции передаётся вновь избранному Президенту России во время процедуры его вступления в должность); охранительную (за осквернение государственных символов установлена юридическая ответственность); правоустанавливающую (например, государственная награда связана с получением льготного статуса); идеологическую (символ наглядно олицетворяет идеологическую парадигму государства); информационную (судейская мантия); ориентирующую (в частности, орденские флаги, поднимаемые на кораблях, награждённых соответствующими орденами); воспитательную (связана с идеологией – например, государственная награда позволяет выделить того или иного субъекта, показать его в качестве примера). В большинстве своём каждый отдельный символ априори не может выполнять все названные функции, он имеет свою собственную функциональную специализацию. Однако перечисленный набор функций наглядно иллюстрирует роль символов в механизме государственно-правового регулирования.
От понятия «символ в праве» следует отграничивать термины «правовой символ» и «юридический знак». По поводу соотношения символа в праве и правового символа в юридической науке не выработано единой точки зрения. Большинство учёных считают, что правовой символ имеет более широкое лексическое значение, чем символ в праве. Однако последний следует считать более точным, конкретизированным понятием, поскольку само выражение «правовой символ» потенциально предполагает и возможность существования неправовых и даже запрещённых символов. Отрицать их наличие нельзя, но они не могут иметь ничего общего непосредственно с символом в праве. Юридический знак, напротив, предельно узкий термин, подразумевающий лишь визуализацию и не всегда исходящий от органов публичной власти.
Символы в праве достаточно разнообразны, их можно классифицировать по нескольким основаниям:
1) по форме выражения – предметные (акцизные марки, денежные банкноты); символы-действия; изобразительные символы (товарный знак, герб, знак охраны авторского права); световые; языковые, или словесные (устные – оглашение приговора; письменные – виза на документы). Эти же символы можно подразделить на статичные (предметные, изобразительные, письменные) и динамичные (символы-действия, звуковые, световые, устные);
2) по функциональной роли – регулятивные (дорожные знаки) и декларативные (награды);
3) по форме нормативной фиксации – закреплённые в законах; содержащиеся в подзаконных актах (таблицы);
4) по сфере действия – международные символы; федеральные символы; символы субъектов федерации; символы муниципальных образований; символы учреждений; предприятий, организаций и общественных объединений.
Отдельным феноменом выступает символизм в праве (закреплённая законодательством система образно-знаковых явлений). В частности, его олицетворяет государственная геральдика, элементы которой занесены в Государственный геральдический регистр (флаги, знамёна, гербы, ордена, медали, нагрудные знаки, знаки различия, эмблемы).
Наглядными примерами символов в праве служат государственный герб, государственный гимн, присяга.