Шарапов Сергей Фёдорович
Шара́пов Серге́й Фёдорович (литературные псевдонимы – Земледелец, Лев Семёнов, Талицкий и др.) [1(13).6.1855, имение Сосновка в Вяземском уезде Смоленской губернии, ныне деревня Вяземского района Смоленской области – 26.6(9.7).1911, Санкт-Петербург], русский писатель, издатель, экономист, публицист, общественный деятель. Дворянин.
Молодые годы
В 1872–1874 гг. учился в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге (курса не окончил по причине болезни матери). В 1875 г. во время герцеговинско-боснийского восстания 1875–1878 гг. добровольцем участвовал в боях, затем в качестве корреспондента газеты «Новое время» работал за границей. Вернувшись в Россию (1878), вышел в отставку и поселился в имении Сосновка, занявшись сельским хозяйством. Изобрёл плуги новой системы, которые с успехом экспонировались на выставках, основал в своём имении мастерскую по производству этих плугов (1878), а позднее – акционерное общество «Пахарь».
Публицист, издатель и политический деятель
С 1881 г. выступал как публицист, сотрудничал с газетой И. С. Аксакова «Русь», а также в «Новом времени», «Промышленном мире», «Южном крае», «Свете» и других консервативных органах печати. Издавал и редактировал газету «Русское дело» в 1886–1890 гг. (официально прекратила существование в 1891, закрыта из-за критики правительства, возобновлена в 1905–1907 и 1909–1910). В 1895–1896 гг. сотрудничал с журналом «Русская беседа». В 1897–1902 гг. (с перерывами) издавал еженедельную газету «Русский труд», с 1904 г. – сельскохозяйственный журнал «Пахарь». За критику политики графа С. Ю. Витте издания Шарапова неоднократно подвергались преследованиям цензуры. В 1900–1906 гг. издавал публицистические брошюры «Мой дневник», составившие 9 томов его сочинений в 27 выпусках (1-й том, «Мирные речи», вышел без указания номера, в связи с чем собрание сочинений Шарапова иногда исчисляют 10 томами). Последнее издание Шарапова – ежемесячный журнал «Свидетель» (1907–1910), который выходил как «личный орган Сергея Шарапова» и был связан с учреждённым Шараповым в 1907 г. Аксаковским литературно-политическим обществом (в 1909 общество фактически прекратило существование). Помимо публицистических статей общественно-политического характера, Шарапов помещал в этих изданиях написанные им художественные произведения, очерки, рецензии, статьи на сельскохозяйственные темы (рекомендации по сушению сена, применению удобрений и пр.).
Издал также «Московский сборник» (Москва, 1887), куда помимо работ Шарапова вошли произведения М. Д. Скобелева, А. А. Киреева, Ф. М. Достоевского, Аксакова и др., и сборник «Теория государства у славянофилов» (Санкт-Петербург, 1898), включавший труды И. С. Аксакова, К. С. Аксакова, А. В. Васильева, А. Д. Градовского, Ю. Ф. Самарина.
Разработал проект устроения «земско-самодержавного строя», изложенный в книге «Самодержавие и самоуправление» (Берлин, 1899; 2-е издание. Москва, 1903; в 1907 вошла в книгу «Россия будущего»). Считал, что поскольку самодержец в силу объективных причин не может всё решать сам, то за него действует бюрократия – главное зло русской жизни. В качестве альтернативы предлагал схему управления, отделявшую «дело государево» от «дела земского» – путём установления строя, в основе которого – сильная монархическая власть, опирающаяся на развитую 3-ступенчатую систему местного самоуправления (приход – уезд – область). Законосовещательными органами при государе Шарапов предлагал сделать Государственный совет и Народохозяйственный совет, высшим административным учреждением – Сенат (все они должны пополняться назначенными императором лицами, а также выборными от областей) (Шарапов. 2010. С. 37–67).
Имел противоречивые взгляды на церковную реформу. Выступал за восстановление патриаршества, считал, что необходимо изменить отношение к старообрядчеству, в котором видел воплощение традиций крепкого быта. Уделял огромное значение необходимости возрождения прихода, который должен был получить право юридического лица на избирание священника.
Лучшие правые и левые идеалисты, по мнению Шарапова, несли в своих взглядах элементы любви к народу, но эта их правда являлась неполной. Критически относясь к социалистическим идеям, допускал необходимость открытой полемики с ними и полагал, что социализм являлся своеобразной «религией», но в противоположность христианству («религии добра»), есть «религия ненависти» (Шарапов. 2010. С. 367–390).
Один из учредителей и руководителей (1905) Союза русских людей (СРЛ), входил в состав его исполнительного совета; участвовал в составлении программы Союза землевладельцев (1905) (организация помещиков консервативной направленности, созданная по инициативе Н. А. Павлова, одного из сотрудников князя В. П. Мещерского и его издания «Гражданин», где выражались взгляды членов союза). Организатор Русской народной партии (1905), в которую планировал преобразовать СРЛ. Неоднократно выступал с докладами в «Русском собрании», но вместе с тем подчёркивал свою дистанцированность от монархических организаций, критиковал А. И. Дубровина, князя А. Г. Щербатова, В. М. Пуришкевича и других правых лидеров за непонимание интересов крестьянства и «раскольническую» деятельность. В октябре 1907 г. безуспешно участвовал в выборах в Государственную думу в качестве кандидата в депутаты от Смоленской губернии (см.: Шарапов С. Ф. «Матрикулированные» октябристы, или Как я не попал в Государственную думу. Москва, 1908).
Экономические взгляды
По своим воззрениям Шарапов принадлежал к т. н. неославянофилам, пытаясь, по собственным словам, «связать славянофильское учение с данными экономической науки» (Шарапов. 2010. С. 160). Постоянным объектом его критики был порядок денежного обращения, установленный в результате реформ С. Ю. Витте, и сама личность реформатора.
Являлся сторонником взглядов немецкого экономиста Ф. Листа, утверждавшего значение нравственно-этического принципа в ходе становления национальной экономики.
Свои главные экономические взгляды выразил в работе «Бумажный рубль» (1895). Предложил провести ликвидацию золотой валюты (золотого стандарта) и ввести «абсолютные деньги», которые должны находиться в распоряжении центрального государственного учреждения, регулирующего денежное обращение. Золотые деньги предполагалось сохранить исключительно для внешних расчётов, в то время как внутреннее хозяйство должно «иметь счёт» в национальных деньгах. С точки зрения Шарапова, деньги в России не являлись реальной ценностью, а представляли некоторую отвлечённую стоимость. Государство, по его замыслу, должно было выпускать только необходимое количество денежных знаков, а денежная единица представлять некоторую постоянную, совершенно отвлечённую меру ценностей (бумажный рубль). Считал, что введение золотой валюты лишило земледельцев оборотного капитала и обострило кризис в сельском хозяйстве страны.
Предлагал переломить ситуацию за счёт эмиссии неразменных бумажных денег, количество которых определялось бы нуждами российской экономики. Иначе говоря, денежных ресурсов должно быть ровно столько, сколько требуется экономике, золотая же валюта не могла обеспечить необходимую эластичность предложения денег: «система вкладов и ссуд при добавке, по мере надобности, свежих количеств знаков, – вот настоящий, почти автоматический регулятор денежного обращения» (Шарапов. 1895. С. 65). Посредством денежной эмиссии, по его мнению, можно было создавать необходимые кредитные ресурсы, за счёт которых без золотых рублей, «из ничего» финансировать строительство инфраструктурных объектов. После завершения строительства деньги получали бы необходимое материальное наполнение, уже не являлись бы «фиктивными знаками». В этом состояла суть теории мнимого капитала, «совершенно заменяющего капитал реальный, заключающийся в выраженных золотом или иными ценностями сбережениях» (Шарапов. 2005. С. 409). Наиболее эффективно мнимые капиталы должны были бы работать в руках центральной государственной власти, но не частного капитала.
Защищая интересы отечественного производителя (в особенности в области сельского хозяйства), отрицательно отнёсся к привлечению иностранного капитала в Россию. Выступал за некапиталистический путь развития сельского хозяйства, отстаивал существование общины. Критически отнёсся к столыпинской аграрной реформе, высказывался против разрушения общины. В «Открытом письме к П. А. Столыпину» (1906) обвинил последнего, будучи с ним лично знакомым, в том, что он заимствовал аграрную программу у кадетов, поставив под удар будущность России. Критиковал политику Столыпина в Царстве Польском и Великом княжестве Финляндском, солидаризируясь с этими регионами в их стремлении к автономии. Однако приветствовал переселенчество, считая, что оно не только устранит земельную тесноту в отдельных регионах, но и поможет закрепить окраины за Россией. По убеждению Шарапова, государство должно в первую очередь развивать сельское хозяйство, являвшееся основой экономики страны, а не промышленность. При этом он осознавал, что «капитализм идет своим ходом и несет свои приемы. Устранить этот капитализм нельзя, не пришло время, не в социалисты же идти в самом деле! Капитализм должен логически завершить свой круг; бюрократизм его не остановит и намордника на него не наденет. Об этом нечего и толковать» (Шарапов. 2010. С. 127). Возлагал надежды на самодержавное государство, которое, опираясь на систему самоуправления, могло бы добиться «приведения капиталистического потока, по крайней мере, в некоторые рамки» (Шарапов. 2010. С. 128).
Большинство идей Шарапова о государственном устройстве страны, организации денежного обращения, структуре кредитной системы и прочем оказались невостребованными, что сам он осознавал, постоянно констатируя своё политическое одиночество, чуждость как консервативным, так и либеральным кругам.
Литературная деятельность
В конце 1870-х – начале 1890-х гг. Шарапов активно занимался переводами со славянских языков, выпустив серию сборников «Восточные цветы» (1893, 1902) с переведёнными им художественными произведениями сербских, польских, венгерских и хорватских писателей.
Автор ряда художественно-публицистических произведений, в том числе романа «Кружным путём» (1894), пьесы «Горчишник» (1910), комедии «Ястреб и вороны» (написана в 1882, опубликована в 1887).
Роман «Кружным путём» писался с 1887 по 1894 гг. и первоначально задумывался как полемика с Н. Г. Чернышевским и его взглядами на брак, но в итоге вобрал в себя личные переживания Шарапова, возлюбленная которого (оперная певица Н. Я. Эттингер) изменила ему накануне свадьбы (выведена в романе в виде оперной певицы Бьянки Ундольской). В романе отразилось общение Шарапова с Л. Н. Толстым и его полемика со взглядами писателя. В 1894 г. Шарапов опубликовал свой роман в журнале «Русское обозрение» под псевдонимом М. Зинин (по мнению исследователей, связан с именем Зинаиды Фёдоровны Коравко, заключение брака с которой совпало с завершением написания романа).
Автор политической фантазии «Диктатор» (1907), составившей тетралогию вместе с романами «Иванов 16-й и Соколов 18-й» (1907), «У очага хищений» (1907) и «Кабинет диктатора» (1908). Геополитические прогнозы Шарапова нашли отражение в романе-утопии «Через полвека» (1902), в котором описана Российская империя 1950-х гг.
В феврале 1911 г. обратился к Николаю II с письмом, в котором предупреждал его об опасности продвижения Германии на восток.
Похоронен в селе Заборье (ныне не существует) Вяземского уезда Смоленской губернии (ныне Вяземский район Смоленской области) близ храма в честь Преображения Господня.
В 2011 г. в деревне Сосновка был поставлен памятный камень, на котором размещена памятная табличка двум её уроженцам – Шарапову и Герою Советского Союза В. Г. Иванову (1916–1969). В 2012 г. в Москве была создана общественная организация «Русское экономическое общество имени С. Ф. Шарапова».