#Балетное искусство русской эмиграцииБалетное искусство русской эмиграцииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегБалетное искусство русской эмиграцииБалетное искусство русской эмиграцииНайденo 10 статейСтраны мира. Зрелищные виды искусстваСтраны мира. Зрелищные виды искусства Франция. Балетное искусствоБале́тное иску́сство Фра́нции. В Средние века танец входил в состав церковных церемоний и народных празднеств, с 14 в. включался в городские театрализованные зрелища и дворцовые интермедии, в 17 в. балет стал придворным искусством: исполнителями выступали придворные, члены королевской семьи (в 1651–1670 – король Людовик XIV) и профессиональные танцовщики. В 1661 г. Людовик XIV основал в Париже Королевскую академию танца, в чьи задачи входили систематизация знаний о балетном танце, терминологии и создание обучающей программы. В 1669 г. основан и в 1671 г. открыт музыкальный театр – Королевская академия музыки и танца (ныне Парижская опера). В 18 в. обогатилась техника танца. В начале 19 в. техника танца вышла на новый уровень: появились виртуозное вращение, мощные прыжки, движения на полупальцах, а в дальнейшем – на пуантах. К концу 19 в. балетное искусство Франции деградировало, превратившись в дополнение к оперному спектаклю. Его возрождению способствовали творчество Русского балета Дягилева, постановки В. Ф. Нижинского, деятельность С. Лифаря. В 1960-х гг. заявили о себе М. Бежар и Р. Пети. В 1970-е гг., наряду с восстановлением старинных балетов («Коппелия» Л. Делиба, «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера в редакции П. Лакотта), репертуар пополнили работы современных хореографов. 1980-е гг. ознаменовались господством Р. Х. Нуреева. Балет Парижской оперы рубежа 20–21 вв. отличает тенденция к сближению классической эстетики с более актуальными направлениями в хореографии.Театры, антрепризы, труппы, творческие объединения Русский балет ДягилеваРу́сский бале́т Дя́гилева, труппа, созданная в 1911 г. С. П. Дягилевым на основе Русских сезонов. Базировался в Монте-Карло, гастролировал по Европе. Существовал до 1929 г. Деятельность труппы способствовала распространению традиции русского балета во многих странах, дав толчок к повсеместному освоению школы классического танца. Постепенно в каждой стране балет и классический танец становились явлением национального искусства. Благодаря Русскому балету Дягилева отечественная классика 19 в. заняла прочное место в репертуаре многих западноевропейских коллективов. Балет был реабилитирован как искусство, став эстетической силой, воздействовавшей на самые разные области культуры.Артисты балета Сергеев Николай ГригорьевичСерге́ев Никола́й Григо́рьевич (1876–1951), российский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1894–1917 гг. в Мариинском театре. Инициатор фиксации балетного репертуара по системе записи В. И. Степанова. В 1918 г. эмигрировал и вывез часть записей за рубеж. В 1969 г. оставшиеся после смерти Н. Г. Сергеева документы приобрела Театральная коллекция Гарварда. В настоящее время они хранятся в Библиотеке Хаутона и известны как «коллекция Сергеева». С конца 20 в. на основе коллекции осуществляются реконструкции старинных балетов.Артисты балета Лифарь СержЛифа́рь Серж (1905–1986), российский и французский артист балета, хореограф, педагог, театральный деятель. В 1923–1929 гг. работал в труппе Русский балет Дягилева и обучался у Э. Чеккетти. Танцовщик классической школы, обладавший развитой техникой, драматической экспрессией и лирическим даром. В 1930–1944, 1947–1959, 1962–1963 гг. и в 1977 г. балетмейстер, солист (до 1956) и педагог Парижской оперы. Балетам присущи изощрённая стилизация и статуарность мизансцен, порой – патетика и мелодраматизм. Пластический язык отличала скульптурно-живописная выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету, повысил значение мужского танца в балете.Хореографы Нижинская Бронислава ФоминичнаНижи́нская Бронисла́ва Фоми́нична (1890/1891–1972), российская артистка балета, хореограф, педагог. Реформатор хореографии 20 в. В 1908–1911 гг. в труппе Мариинского театра. Участница Русских сезонов и антреприз С. П. Дягилева. В 1915–1921 гг. выступала и преподавала в Киеве (среди учеников – С. Лифарь). В 1921 г. эмигрировала. Работала в Париже, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке и др. Постановки Нижинской вошли в «золотой фонд» балетного искусства и включены в репертуар ведущих трупп мира.Хореографы Мясин Леонид ФёдоровичМя́син Леони́д Фёдорович (1895–1979), российский артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших хореографов 20 в., мастер жанровых и комедийных балетов, создатель новой формы – балета-симфонии. Придавал первостепенное значение изобразительной стороне спектакля. Работал в Большом театре, Русском балете Дягилева, Les Ballets russes de Monte-Carlo, Le Ballet russe de Monte-Carlo и др. в Европе, США, Латинской Америке.Артисты балета Карсавина Тамара ПлатоновнаКарса́вина Тама́ра Плато́новна (1885–1978), российская артистка балета. В 1902–1918 гг. в Мариинском театре. Исполняла главные партии академического репертуара («Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Дон Кихот» Л. Минкуса, и др.). До 1929 г. (с перерывами) танцевала в Русском балете Дягилева. Среди партий партии в постановках Л. Ф. Мясина: Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи), Соловей («Песнь Соловья» на музыку И. Ф. Стравинского), Пимпинелла («Пульчинелла» Стравинского). В 1930–1955 гг. вице-президент английской Королевской академии танца.Артисты балета Нижинский Вацлав ФомичНижи́нский Ва́цлав Фоми́ч (1889, по другим данным 1890 – 1950), российский артист балета, хореограф. С 1907 г. премьер Мариинского театра. Уволен в 1911 г. за то, что самовольно надел для выступления в балете «Жизель» А. Адана новый костюм по эскизу А. Н. Бенуа. В 1909–1913 гг. ведущий танцовщик Русских сезонов С. П. Дягилева. Поставил балеты «Послеполуденный отдых фавна» (1912) и «Игры» (1913) на музыку К. Дебюсси, «Весна священная» И. Ф. Стравинского, которые ломали каноны академического балетного спектакля и классического танца, предвосхищая будущие поиски балетного театра середины 20 в. В 1914 г. организовал собственную труппу, выступавшую в Лондоне. В 1916 г. вернулся в труппу Дягилева. Возродил искусство мужского танца, сочетая высокую технику прыжка и пируэта с выразительностью пластики и пантомимы; расширил лексику балетного танца. В 1917 г. из-за психического заболевания покинул сцену.Артисты балета Павлова Анна ПавловнаПа́влова А́нна Па́вловна (1881–1931), российская балерина, педагог, балетмейстер. С 1899 г. в Мариинском театре. Сразу обратила на себя внимание М. И. Петипа. Концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса и балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, сочинённые М. М. Фокиным специально для Павловой, вошли в золотой фонд мировой хореографии. Танцевала в Большом театре, участвовала в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже, в постановках А. А. Горского. Тонко чувствуя национальный колорит, с успехом исполняла характерные танцы. В 1910 г. создала собственную труппу. С 1913 г. постоянно жила в Лондоне. В 1914 г. в последний раз выступила в России. Объездила с гастролями Европу, Северную и Южную Америку, Японию, Австралию, выступая до 200 раз за год. Преподавала. Образ Павловой стал символом балетного искусства начала 20 в.Хореографы Фокин Михаил МихайловичФо́кин Михаи́л Миха́йлович (1880–1942), российский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898–1918 гг. в Мариинском театре, с 1910 г. балетмейстер. В 1909–1912 и в 1914 гг. художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. С 1921 г. жил в США. Работал в ведущих театрах Европы и Америки. Реформатор балетной сцены начала 20 в. Сделал одноактный бессюжетный балет самостоятельным жанром.