#Балетное искусство русской эмиграции
Балетное искусство русской эмиграции
Тег

Балетное искусство русской эмиграции

Балетное искусство русской эмиграции
Найденo 10 статей
Шарль Гарнье. Здание Парижской оперы («Опера Гарнье»). 1861–1875
Страны мира. Зрелищные виды искусстваСтраны мира. Зрелищные виды искусства
Франция. Балетное искусство
Бале́тное иску́сство Фра́нции. В Средние века танец входил в состав церковных церемоний и народных празднеств, с 14 в. включался в городские театрализованные зрелища и дворцовые интермедии, в 17 в. балет стал придворным искусством: исполнителями выступали придворные, члены королевской семьи (в 1651–1670 – король Людовик XIV) и профессиональные танцовщики. В 1661 г. Людовик XIV основал в Париже Королевскую академию танца, в чьи задачи входили систематизация знаний о балетном танце, терминологии и создание обучающей программы. В 1669 г. основан и в 1671 г. открыт музыкальный театр – Королевская академия музыки и танца (ныне Парижская опера). В 18 в. обогатилась техника танца. В начале 19 в. техника танца вышла на новый уровень: появились виртуозное вращение, мощные прыжки, движения на полупальцах, а в дальнейшем – на пуантах. К концу 19 в. балетное искусство Франции деградировало, превратившись в дополнение к оперному спектаклю. Его возрождению способствовали творчество Русского балета Дягилева, постановки В. Ф. Нижинского, деятельность С. Лифаря. В 1960-х гг. заявили о себе М. Бежар и Р. Пети. В 1970-е гг., наряду с восстановлением старинных балетов («Коппелия» Л. Делиба, «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера в редакции П. Лакотта), репертуар пополнили работы современных хореографов. 1980-е гг. ознаменовались господством Р. Х. Нуреева. Балет Парижской оперы рубежа 20–21 вв. отличает тенденция к сближению классической эстетики с более актуальными направлениями в хореографии.
Театры, антрепризы, труппы, творческие объединения
Русский балет Дягилева
Ру́сский бале́т Дя́гилева, труппа, созданная в 1911 г. С. П. Дягилевым на основе Русских сезонов. Ба­зировался в Монте-Карло, гастролировал по Европе. Существовал до 1929 г. Деятельность труппы способствовала распространению традиции русского балета во многих странах, дав толчок к повсеместному освоению школы классического танца. Постепенно в каждой стране балет и классический танец становились явлением национального искусства. Благодаря Русскому балету Дягилева отечественная классика 19 в. заняла прочное место в репертуаре многих западноевропейских коллективов. Балет был реабилитирован как искусство, став эстетической силой, воздействовавшей на самые разные области культуры.
Леон Бакст. Программка Русского балета Дягилева. 1911
Артисты балета
Сергеев Николай Григорьевич
Серге́ев Никола́й Григо́рьевич (1876–1951), российский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1894–1917 гг. в Мариинском театре. Инициатор фиксации балетного репертуара по системе записи В. И. Степанова. В 1918 г. эмигрировал и вывез часть записей за рубеж. В 1969 г. оставшиеся после смерти Н. Г. Сергеева документы приобрела Театральная коллекция Гарварда. В настоящее время они хранятся в Библиотеке Хаутона и известны как «коллекция Сергеева». С конца 20 в. на основе коллекции осуществляются реконструкции старинных балетов.
Николай Сергеев
Артисты балета
Лифарь Серж
Лифа́рь Серж (1905–1986), российский и французский артист балета, хореограф, педагог, театральный деятель. В 1923–1929 гг. работал в труппе Русский балет Дягилева и обучался у Э. Чеккетти. Танцовщик классической школы, обладавший развитой техникой, драматической экспрессией и лирическим даром. В 1930–1944, 1947–1959, 1962–1963 гг. и в 1977 г. балетмейстер, солист (до 1956) и педагог Парижской оперы. Балетам присущи изощрённая стилизация и статуарность мизансцен, порой – патетика и мелодраматизм. Пластический язык отличала скульптурно-живописная выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов, противопоставляя их кордебалету, повысил значение мужского танца в балете.
Хореография
Хореографы
Нижинская Бронислава Фоминична
Нижи́нская Бронисла́ва Фоми́нична (1890/1891–1972), российская ар­ти­ст­ка ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Реформатор хореографии 20 в. В 1908–1911 гг. в труппе Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра. Участница Рус­ских се­зо­нов и антреприз С. П. Дягилева. В 1915–1921 гг. вы­сту­па­ла и пре­по­да­ва­ла в Кие­ве (сре­ди уче­ни­ков – С. Лифарь). В 1921 г. эмиг­ри­ро­ва­ла. Работала в Париже, Бу­энос-Ай­ресе, Нью-Йорке и др. Постановки Нижинской во­шли в «зо­ло­той фонд» ба­лет­но­го искусства и вклю­че­ны в ре­пер­ту­ар ве­ду­щих трупп ми­ра.
Театр
Хореографы
Мясин Леонид Фёдорович
Мя́син Леони́д Фёдорович (1895–1979), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Один из круп­ней­ших хо­рео­гра­фов 20 в., мас­тер жан­ро­вых и ко­ме­дий­ных ба­ле­тов, соз­да­тель но­вой фор­мы – ба­ле­та-сим­фо­нии. При­да­вал пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние изо­бра­зительной сто­ро­не спек­так­ля. Работал в Большом театре, Русском балете Дягилева, Les Ballets russes de Monte-Carlo, Le Ballet russe de Monte-Carlo и др. в Европе, США, Латинской Америке.
Леонид Мясин
Артисты балета
Карсавина Тамара Платоновна
Карса́вина Тама́ра Плато́новна (1885–1978), российская артистка балета. В 1902–1918 гг. в Мариинском театре. Исполняла главные партии академического репертуара («Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Дон Кихот» Л. Минкуса, и др.). До 1929 г. (с перерывами) танцевала в Русском балете Дягилева. Среди партий партии в постановках Л. Ф. Мясина: Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи), Соловей («Песнь Соловья» на музыку И. Ф. Стравинского), Пимпинелла («Пульчинелла» Стравинского). В 1930–1955 гг. вице-президент английской Королевской академии танца.
Хореография
Артисты балета
Нижинский Вацлав Фомич
Нижи́нский Ва́цлав Фоми́ч (1889, по другим дан­ным 1890 – 1950), российский ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф. С 1907 г. премьер Мариинского театра. Уво­лен в 1911 г. за то, что са­мо­воль­но на­дел для вы­сту­п­ле­ния в ба­ле­те «Жи­зель» А. Ада­на но­вый кос­тюм по эс­ки­зу А. Н. Бенуа. В 1909–1913 гг. ве­ду­щий тан­цов­щик Рус­ских се­зо­нов С. П. Дягилева. По­ста­вил балеты «По­сле­по­лу­ден­ный от­дых фав­на» (1912) и «Иг­ры» (1913) на музыку К. Дебюсси, «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го, которые ломали ка­но­ны ака­де­мического ба­лет­но­го спек­так­ля и клас­сического тан­ца, пред­вос­хи­щая бу­ду­щие по­ис­ки ба­лет­но­го те­ат­ра середины 20 в. В 1914 г. ор­гани­зо­вал собственную труп­пу, вы­сту­пав­шую в Лон­до­не. В 1916 г. вер­нул­ся в труп­пу Дя­ги­ле­ва. Воз­ро­дил ис­кус­ст­во муж­ско­го тан­ца, со­че­тая вы­со­кую тех­ни­ку прыж­ка и пи­ру­эта с вы­ра­зи­тель­но­стью пла­сти­ки и пан­то­ми­мы; рас­ши­рил лек­си­ку ба­лет­но­го тан­ца. В 1917 г. из-за психического заболевания по­ки­нул сце­ну.
Хореография
Артисты балета
Павлова Анна Павловна
Па́влова А́нна Па́вловна (1881–1931), российская балерина, педагог, балетмейстер. С 1899 г. в Мариинском театре. Сразу обратила на себя внимание М. И. Петипа. Концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса и балет «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, сочинённые М. М. Фокиным специально для Павловой, вошли в золотой фонд мировой хореографии. Танцевала в Большом театре, участвовала в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже, в постановках А. А. Горского. Тонко чувствуя национальный колорит, с успехом исполняла характерные танцы. В 1910 г. создала собственную труппу. С 1913 г. постоянно жила в Лондоне. В 1914 г. в последний раз выступила в России. Объездила с гастролями Европу, Северную и Южную Америку, Японию, Австралию, выступая до 200 раз за год. Преподавала. Образ Павловой стал символом балетного искусства начала 20 в.
Анна Павлова. 1913
Хореографы
Фокин Михаил Михайлович
Фо́кин Михаи́л Миха́йлович (1880–1942), российский ар­тист ба­ле­та, ба­лет­мей­стер, пе­да­гог. В 1898–1918 гг. в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре, с 1910 г. ба­лет­мей­стер. В 1909–1912 и в 1914 гг. художественный руководитель, ба­лет­мей­стер и тан­цов­щик Русских сезонов и труп­пы Русский балет Дягилева. С 1921 г. жил в США. Ра­бо­тал в ве­ду­щих те­ат­рах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Ре­фор­ма­тор ба­лет­ной сце­ны начала 20 в. Сде­лал одноактный бес­сю­жет­ный ба­лет са­мо­сто­ятельным жан­ром.
Михаил Фокин. 1939