Россияне
Россия́не (российский народ), историческая и социально-политическая общность, основное население (граждане) Российской Федерации.
История понятия «россияне»
Впервые понятие «россиане» появилось в текстах Максима Грека в 16 в. (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 98. Д. 920. Л. 334 об.) и Симеона Полоцкого в середине 17 в. (Симеон Полоцкий. Вирши. Минск, 1990. С. 70). С начала 18 в. использовалось в проповедях митрополита Стефана (С. И. Яворского) и архиепископа Феофана (Прокоповича) как обращение ко всем жителям России. В 1760-е гг. М. В. Ломоносов противопоставлял «природных россиян» чужестранцам. В 1770-е – 1790-е гг. название широко распространилось в литературных и публицистических произведениях (Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, И. И. Челищева, А. Т. Болотова). В «Истории государства Российского» (1816–1829) Н. М. Карамзин ретроспективно экстраполировал это слово на историческую общность подданных Русского государства с самых ранних этапов его истории: «В договоре Олега с греками упоминается ещё о Волосе, которого именем и Перуновым клялись россияне в верности» (Карамзин. [1816]. С. 89). Во 2-й половине 19 в. оно использовалось в значении гражданской общности (чаще всего для описания русских граждан за границей; например, так его трактовал А. С. Суворин) и реже – в качестве аналога слова «русские» (например, Н. И. Костомаров использовал понятие «велико-россияне»).
С 1920-х по 1980-е гг. вследствие исчезновения Российской империи слово почти вышло из употребления на территории Советского Союза. Его аналогом стало выдвинутое в 1930-е гг. на основе идеологии советского патриотизма понятие «советский народ» как «новый тип исторической общности». Российская идентичность частично сохранялась среди русской эмиграции. Понятие «россияне» использовалось в работах представителей русской эмиграции (Г. М. Семёнова, В. В. Шульгина, М. В. Розановой).
После 1991 г. категория «россияне» вернулась в общественную и политическую жизнь, а с 1992 г. используется в официальных документах для обозначения граждан России. Она стала основополагающей формой коллективной идентичности граждан России (по социологическим данным на начало 2000-х гг., она стояла на 1-м месте у 67 % россиян, в 2020 – у 78,9 % россиян), основанной на общности исторической памяти и культуры, при поддержке и укреплении региональных и этнических сообществ. В РФ сохраняется высокая доля граждан, положительно оценивающих межнациональные отношения (80 % россиян не испытывают негативных чувств к людям другой национальности).
В 21 в. в повседневной речи обычных людей и лексиконе ряда политиков понятия «россияне» и «русские» противопоставляются друг другу. Слово «россияне» обозначает политическую нацию. Слово «русские» связано с примордиалистским, этническим пониманием нации, приверженностью традиционным ценностям. Однако с точки зрения буквы закона и науки это противопоставление бессмысленно: русские и россияне представляют собой две формы идентичности многонационального российского народа: одна – по принадлежности к этнической общности, вторая – по страновой, гражданско-правовой принадлежности.
История формирования общности россиян
Истоки формирования россиян как многоэтничной общности связаны с образованием Древнерусского государства, сопровождавшегося освоением обширных территорий с разноплеменным (в первую очередь финно-угорским и тюркским) населением при доминирующей роли восточнославянского, затем русского компонента, составлявшего её демографическую, социально-политическую и культурно-языковую основу. Принятие христианства и введение общего для государства алфавита – кириллицы – способствовали развитию общегосударственного самосознания, воплощённого в понятии «Русская земля» (отразилось в древнейших памятниках русской литературы – «Слове о Законе и Благодати» митрополита киевского Илариона и общерусской летописи «Повесть временных лет»). Для интеграции народов, принявших православие, миссионерами создавались письменности, основанные на кириллице. В 14 в. святой Стефан Пермский создал на основе кириллицы, а также греческого алфавита и знаков древнетюркского рунического письма зырянскую азбуку – анбур. В 18 в. архиепископ Вениамин (Казанский) использовал буквы русского алфавита для составления удмуртской (Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка, 1775) и марийских (Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка, 1775) грамматик. В 19 в. на русской графической основе был создан ряд письменностей для языков народов Российской империи, которые легли в основу современных алфавитов этих языков. Например, архиепископ Иннокентий (Попов-Вениаминов) разработал письменность для алеутского языка (1826), востоковед О. Н. Бётлингк (1848–1851) и епископ Дионисий (1858) – алфавиты для якутского языка, востоковед Н. И. Ильминский – письменность для языка крещёных татар (алфавит Ильминского, 1862–1874), чувашский просветитель И. Я. Яковлев – чувашский алфавит (1871), мордовский просветитель А. Ф. Юртов – эрзянский алфавит (Букварь для мордвы-эрзи, 1884).
Одним из главных принципов российской государственности была надэтничность, предполагавшая сотрудничество с местными этническими элитами на основе их верности правящей династии вне зависимости от языка и вероисповедания. Сам процесс формирования российского дворянства представлял собой интегрирование различных по происхождению семей в единую аристократическую корпорацию. В 18 в. [в сочинениях архиепископа Феофана (Прокоповича), В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова, Н. И. Панина, Г. Р. Державина и др.] сформировалось понятие «русский (российский) народ» как внеэтническая форма самосознания, связанная с государственностью, подданством русскому царю, а позже – российскому императору, и включавшая всех принявших православие, при том что в отношении ряда этнических меньшинств и неправославных использовались понятия инородцы, иноверцы, племена, туземцы, народности и др. В отношении иноверческих народов проводилась политика той или иной степени веротерпимости, утверждавшейся в указах 1762, 1769 и 1773 и особенно в законе 1905 г.
В 18–19 вв. формируются общероссийская система образования, отечественная историография (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин), русский (который также назывался российским) литературный язык (М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин) и национальная литература, национальные школы живописи, архитектуры, музыки и т. д. В России рубежа 19–20 вв. в отношении россиян применялись понятия «русской народности» (М. Н. Катков), «большой русской нации» и «многонародной российской нации» (С. Ю. Витте, И. А. Ильин, П. Б. Струве, П. Н. Милюков и др.), в которую включались, чаще на основе той или иной степени обрусения, проживавшие в России народы.
Современная политика по созданию российской идентичности
По данным переписи населения 2020 г., российский народ имеет сложный этнический и религиозный состав. Численность 147,2 млн человек (постоянное население РФ), из которых 75 % проживают в городах и 25 % – в сельской местности. Многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) включает свыше 190 этнических общностей, из них 80,9 % составляют этнические русские (доля от указавших национальную принадлежность). 99,4 % россиян владеют русским языком, который является государственным языком РФ. Республики в составе РФ дополнительно к государственному языку РФ вправе устанавливать свои государственные языки. От 60 до 77 % верующих россиян считают себя православными (в подавляющем большинстве последователи Русской православной церкви Московского патриархата). Традиционными для России религиями считаются также ислам, иудаизм и буддизм; есть приверженцы других религиозных направлений и сект.
Формирование и актуализация российской общности занимает важное место в современной политике правительства Российской Федерации. Руководством страны вместе с научно-экспертным сообществом сформулирована Стратегия государственной национальной политики РФ (2012, 2018, 2023). Цели государственной национальной политики: укрепление российской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), межнационального и конфессионального согласия и поддержка этнокультурного развития всех народов РФ. Национальная идентичность россиян основывается на чувстве сопричастности с Россией как своей Родиной, глубокой связи с её многолетней историей, драмами и достижениями, среди которых Великая Победа 9 мая 1945 г. Российский патриотизм опирается также на образ страны как одной из ведущих держав мира, как уникальную цивилизацию со своими традиционными духовно-нравственными ценностями и выдающимся вкладом в мировую культуру. Россиян как представителей одной из ведущих наций мира отличает высокий уровень образования и культуры, научные и спортивные достижения, гражданская солидарность, готовность защищать национальные интересы страны, открытость к взаимодействию с внешним миром. Значимым событием для укрепления российской гражданской идентичности стало принятие в Российскую Федерацию Республики Крым в 2014 г., а также четырёх новых субъектов в 2022 г.
Люди, временно или постоянно проживающие за пределами России, но сохраняющие свою связь с ней по культуре и по идентичности, признаны «соотечественниками за рубежом» (согласно Федеральному закону от 24 мая 1999 № 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»). С 2001 г. проводятся Всемирные конгрессы соотечественников, действует Всемирный координационный совет российских соотечественников. В 2002 г. учреждён Международный совет российских соотечественников, в 2006 г. принята Государственная программа возвращения соотечественников. После 2014 г. в число россиян вошло население Крыма, более 1 млн жителей Украины переехали в Россию и приняли российское гражданство. Большинство русскоязычного населения юго-восточных районов Украины также выражает желание быть в составе российского народа и под защитой РФ.