Примордиализм
Примордиали́зм (англ. primordialism, от позднелат. primordialis – первоначальный, от лат. primordium – начало, основа), теоретико-методологический подход в гуманитарных дисциплинах (социологии, антропологии и этнологии). Рассматривает культурно отличительные и социальные группы (особенно этнические и расовые) как изначальную (примордиальную) данность, обязательную и всеобщую групповую характеристику. Как правило, сторонники примордиализма настаивают на существовании у человека одной формы идентичности, отрицая множественные и смешанные идентичности. Примордиализм основывается на понимании этнической общности как древнего и устойчивого объединения людей (этноса); сторонники жёсткого примордиализма трактуют этнические общности как продукт ранней человеческой эволюции, восходящий к эпохе палеолита, периоду т. н. этногенеза.
Примордиализм был наиболее ранним направлением в антропологии и этнологии, развивавшимся на основе установок философии эссенциализма и романтизма 19 в. (И. Г. Фихте, И. Г. Гердер, Ж. А. де Гобино, Н. Я. Данилевский). В 20 в. в рамках примордиализма развивались биосоциальное (социобиологическое) направление С. М. Широкогорова и немецкого антрополога В. Э. Мюльмана и концепция этногенеза и пассионарности Л. Н. Гумилёва. Представители биосоциального направления признают этническую идентичность (этничность) как изначально данную, органичную, неизменную и свойственную биологическому виду Homo sapiens характеристику человеческих сообществ. Осознание своей этнической принадлежности, по их мнению, заложено в генетическом коде человека, с момента его рождения соединяя людей в эти особые (кровнородственные) сообщества. Эта биологическая сторона человеческой природы обусловливает ряд связанных с ней явлений общественной жизни.
Эволюционно-историческое направление примордиализма, например социокультурная концепция этноса Ю. В. Бромлея, рассматривает этносы и этничность как социальные сообщества и категории, сложившиеся в результате общественно-исторического развития под воздействием конкретных социально-исторических условий. В мировой науке примордиализм был подвергнут жёсткой критике во 2-й половине 20 в. и имеет мало сторонников, хотя примордиальные взгляды широко распространены в бытовой среде и среди политиков. В конце 20 в. сторонники примордиализма учли критику со стороны учёных других направлений (конструктивизма и инструментализма), и в 21 в. примордиальный подход составляет один из компонентов интегративного изучения этничности (С. В. Соколовский, В. А. Тишков).
Частичный возврат к биологизаторскому подходу произошёл в современной российской науке в рамках т. н. этногеномики – направления популяционно-генетических исследований, берущих за исходную единицу анализа «типичных» («чистых») представителей этнических общностей и реконструирующих на основе анализа гапплогрупп степень родства внутри тех или иных этнических групп. Этногеномика как направление не признана мировой наукой.