Россия. Экономика. Внешнеэкономические связи российской экономики
Внешнеэкономи́ческие свя́зи росси́йской эконо́мики, систематические связи между российскими хозяйствующими субъектами и экономическими субъектами других суверенных государств, подкреплённые межгосударственными соглашениями. Их основными целями выступают взаимное технологическое развитие, обмен управленческим опытом и выстраивание системы эффективного распределения товаров и услуг на базе международного разделения труда. Внешнеэкономические связи позволяют российской экономике интегрироваться в региональные и международные рынки, таким образом комплексно расширять свой производственный потенциал и увеличивать участие в мировом производственном процессе.
Производственная кооперация является фундаментальным условием развития внешнеэкономических связей. Торговля является лишь составной частью экономики, наряду с финансами, производством, управленческими отношениями, инфраструктурой и человеческим капиталом, поэтому участие хозяйствующих субъектов в мирохозяйственных отношениях не должно ограничиваться внешнеторговой деятельностью. Торговля автоматически не ведёт ни к более всеохватному и устойчивому развитию, ни к росту занятости.
Как показывает мировая практика, ограниченность внешнеэкономических связей внешнеторговой деятельностью присуща странам с однобокой сырьевой специализацией, в которых преимущественно развита добывающая промышленность. Такая ситуация не позволяет национальной экономике: а) адекватно принимать участие в создании и перераспределении мирового продукта; б) принимать участие в формировании мировой экономической конъюнктуры или влиять на неё, но делает её зависимой от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы и закрепляет за ней периферийное положение в мировой экономике.
На долю России в 2021 г. приходилось около 3 % мирового оборота внешней торговли. Однако в торговле топливно-энергетическими ресурсами её доля превышает 10 %. Россия в 2021 г. вела торговлю практически со всеми странами мира, с большинством стран внешнеэкономические связи сохранились и в 2022 г.
Активное развитие внешнеэкономических связей между российской экономикой и зарубежными странами началось после распада СССР. С 1992 по 1998 гг. в России действовал центральный орган федеральной исполнительной власти – Министерство внешних экономических связей Российской Федерации (МВЭС). Он был призван осуществлять комплексное централизованное руководство сферой внешних экономических связей и выполнять более 20 системных функций, в том числе разрабатывать внешнеэкономическую концепцию, регулировать валютно-кредитные отношения, разрабатывать технико-экономическое обоснование реализации зарубежных проектов, осуществлять экспортный контроль в целях защиты государственных интересов России, защищать интересы отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции и др. В 1998 г. МВЭС было оптимизировано и упразднено, а его функции в обновлённом виде по состоянию на конец 2022 г. распределены между пятью департаментами Министерства экономического развития России, отвечающими за внешнеэкономическую деятельность, тремя департаментами Министерства промышленности и торговли России, департаментом экономического сотрудничества МИД России и Российским экспортным центром.
Внешнеэкономическая политика
Внешнеэкономические связи устанавливаются в рамках некоторой согласованной внешнеэкономической политики, которая, в свою очередь, определяется концепцией внешней политики государства. Несмотря на то что в существующих официальных нормативных и правовых документах отсутствует какое-либо концептуальное определение этих понятий, Концепция внешней политики Российской Федерации предельно чётко определяет базовые принципы и основные задачи внешнеэкономической политики.
Задачи внешнеэкономической политики, так же как и направления внешнеэкономических связей, за постсоветский период новейшей истории России корректировались 4 раза: в соответствии с утверждённой Концепцией в 1993 г. и дальнейшим её пересмотром в 2000, 2008 и 2016 гг.
Концепция от 1993 г. признавала одним из своих важнейших приоритетов во внешнеэкономической политике мобилизацию финансовой и технической поддержки для создания эффективной рыночной экономики.
Концепция от 2000 г. декларировала, что внешнеэкономические интересы России непосредственно связаны с глобализацией мировой экономики. При этом главным приоритетом в сфере международных экономических отношений определялось содействие развитию национальной экономики.
Концепция от 2008 г. определяла главной задачей внешнеэкономической политики преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и её перевод на инновационный путь развития.
Концепция от 2016 г. определила одной из главных задач внешнеэкономической политики России активное содействие формированию в мире справедливой и демократической торгово-экономической и валютно-финансовой системы. Главной целью определено усилие по технологическому обновлению и диверсификации национальной экономики, повышению доли наукоёмких, инновационных и других приоритетных отраслей в общеэкономической структуре за счёт привлечения инвестиций, передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий.
Законодательное регулирование
Общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей регулируется на уровне субъектов Российской Федерации на основании Федерального закона № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. Это первый нормативный правовой акт, регулирующий внешнеэкономическую деятельность на системной основе. Настоящий закон позволяет субъектам РФ самостоятельно выстраивать внешнеэкономические связи с органами государственной власти иностранных государств с предварительного согласия Правительства РФ. В частности, речь идёт о торгово-экономических, научно-технических, экологических, гуманитарных и культурных связях.
К основным нормативным актам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, относятся:
ФЗ-164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г.;
ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.;
ФЗ-311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г.;
ФЗ-165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г.;
ФЗ-183 «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г.;
ФЗ-160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.;
решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 17 «О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза» от 27 ноября 2009 г.;
Указ Президента Российской Федерации № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» от 7 мая 2012 г.;
постановление Правительства РФ № 79 «Об утверждении Положения о подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации» от 7 февраля 2003 г.
Внешняя торговля
Внешняя торговля РФ относительно диверсифицирована по структуре товаров и странам. Однако крупнейшие позиции экспорта занимают сырьевые товары, относящиеся к коду ТН ВЭД ЕАЭС (минеральные продукты и топливно-энергетические товары), а в импорте доминирует оборудование, относящееся к товарным кодам 84–90 и продукции химической промышленности 28–40. Более подробно см. таблицу 1.
Таблица 1. Товарная структура внешней торговли России за 2021 г.
Импорт | Экспорт | ||||
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Доля | Объём (млрд долл. США) | Код ТН ВЭД ЕАЭС | Доля | Объём (млрд долл. США) |
84–90 – Машины, оборудование и транспортные средства | 49 % | 144 | 25–27 – Минеральные продукты | 56 % | 276 |
28–40 – Продукция химической промышленности, каучук | 18 % | 54 | 72–83 – Металлы и изделия из них | 10,4 % | 51 |
01–24 – Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) | 11,6 % | 34 | 71 – Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них | 6,4 % | 32 |
72–83 – Металлы и изделия из них | 6,9 % | 20 | 28–40 – Продукция химической промышленности, каучук | 7,7 % | 38 |
50–67 – Текстиль, текстильные изделия и обувь | 5,8 % | 17 | 01–24 – Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) | 7,3 % | 36 |
68–70, 91–97 – Другие товары | 4 % | 12 | 84–90 – Машины, оборудование и транспортные средства | 6,6 % | 33 |
44–49 – Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 1,4 % | 4,2 | 44–49 – Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 3,5 % | 17 |
25–27 – Минеральные продукты | 1,9 % | 5,6 | 68–70,91–97 – Другие товары | 1,6 % | 8 |
41–43 – Кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них | 0,4 % | 1,3 | 50–67 – Текстиль, текстильные изделия и обувь | 0,4 % | 1,7 |
71 – Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них | 0,4 % | 1,1 | 41–43 – Кожевенное сырьё, пушнина и изделия из них | менее 0,1 % | 0,2 |
Всего | 100 % | 293 | Всего | 100 % | 492 |
Источник: ФТС России.
Сальдо внешней торговли РФ за период 2010–2020 гг. имеет стабильно положительное значение и колеблется в диапазоне 103–212 млрд долл. США за разные годы, что составляет 18,5–30,7 % от внешнеторгового оборота соответственно.
Представляет интерес тот исторический факт, что основные внешнеторговые партнёры России, на долю которых приходится около 80 % товарооборота за 100-летний период 1913–2013 гг., практически не изменились, за исключением Ирана (Персии) и Бельгии, которых вытеснили Япония и Республика Корея соответственно. Кроме упомянутых стран, к основным российским внешнеторговым партнёрам России относятся: Китай, Нидерланды, Германия, Италия, Турция, США, Польша, Великобритания, Франция, Финляндия, Белоруссия, Украина, Казахстан.
С 16 декабря 2011 г. внешнеторговая политика России определяется нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО), длительность присоединения к которой превысила 18 лет. Эти нормы и правила основываются на пакете соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1994), которые являются правовым базисом современной международной торговли. Поскольку основополагающими принципами ВТО всегда декларировались недискриминационная торговля и прозрачность торговой политики всех её членов, то для развития своих внешнеэкономических связей и реализации стратегических торгово-экономических интересов в рамках относительно устоявшихся правил многосторонней торговой системы России было выгодно присоединение к ВТО.
Иностранные инвестиции
Развитие внешнеэкономических связей также подразумевает привлечение иностранных инвестиций, вместе с технологиями и управленческими решениями. Динамика инвестиций России представлена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика накопленных инвестиций России (млрд долл. США).
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Накопленные инвестиции в России | 464 | 409 | 438 | 471 | 290 | 263 | 394 | 441 | 408 | 493 | 449 |
Накопленные инвестиции России за рубежом | 336 | 316 | 333 | 385 | 333 | 290 | 343 | 388 | 346 | 407 | 379 |
Источник: UNCTAD.
Первые позиции среди крупнейших инвесторов в Россию занимают в основном офшорные территории (в порядке убывания по состоянию на 2020): Великобритания, Сингапур, Гонконг, Нидерланды, Франция, Бермудские Острова, Джерси, Британские Виргинские Острова, Багамские Острова, Норвегия.
Участие в международных организациях
В 1996 г. Россия подала заявку на вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Переговорный процесс о вступлении в ОЭСР начался в 2007 г. согласно решению Совета ОЭСР и был бессрочно остановлен в 2014 г. в связи с референдумом по вопросу присоединения Крыма к России, а также политической напряжённостью вокруг украинского кризиса в целом.
Россия присоединилась к ВТО в 2012 г. Вступление в ВТО позволило России устранить многие тарифные барьеры и снизить ряд таможенных пошлин, в результате чего страна получила свободный выход на все внешние рынки других участников объединения. В 2022 г. после начала Специальной военной операции на Украине ряд государств – членов ВТО решили отменить режим наибольшего благоприятствования в торговле с Россией.
В 2022 г. наиболее приоритетным направлением является развитие внешнеэкономических связей России со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 г. Кроме того, стратегически важным направлением развития внешнеэкономических отношений традиционно остаётся постсоветское пространство, в частности государства СНГ, с которыми в 2011 г. было подписано обновлённое соглашение о зоне свободной торговли. Помимо стран, входящих в вышеуказанные интеграционные объединения, Россия, как член ЕАЭС, осуществляет свободную торговлю с Вьетнамом, Ираном, Сербией и Сингапуром, поскольку между ними и Союзом подписаны соответствующие торговые соглашения. С 2019 г. также действует непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.
Также Россия является полноправным участником МВФ, БРИКС, Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО, Шанхайской организации сотрудничества и др.